Некоммерческие организации имеют все возрастающее значение в формировании гражданского общества в России. Так, в Федеральном законе от 5 апреля 2010 г. “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций” намечены меры усиления их роли в формировании гражданского общества. Тем не менее роль некоммерческих организаций, составляющих основу гражданского общества, без которого невозможно существование правового государства и реализация принципов демократии, явно недооценивается <1>. Автором названной публикации верно отмечает, что нельзя найти оптимальных подходов к определению правового статуса некоммерческих организаций, не учитывая экономических основ их деятельности, сфер функционирования и отводимой им роли, что со всей очевидностью продемонстрировало обсуждение в обществе Федерального закона об иностранном агенте.

——————————–

<1> Сойфер Т.В. Статус некоммерческой организации // Некоммерческие организации: теоретические и практические проблемы. М., 2009. С. 56 – 59.

В основе появления большинства видов некоммерческих организаций лежат экономические предпосылки, обусловленные недостатками рыночного механизма хозяйствования, поскольку он неэффективен при реализации отдельных благ. Некоммерческие организации многообразны и по своей сути разнородны. Например, часть из них обеспечивает взаимодействие бизнеса и государства (например, некоммерческие партнерства и другие виды ассоциаций и союзов), другие направлены на усиление роли гражданского общества в общественной жизни страны (например, общественные организации).

Для общественной деятельности характерно, что ее успешно осуществляют не только некоммерческие организации в форме юридического лица, но и образования, группы лиц, которые такого статуса не имеют. В практической, правоприменительной деятельности важно определить, в каких случаях уставная деятельность некоммерческих организаций требует использования организационно-правовой формы юридического лица, поскольку уставная деятельность как таковая никак не связана с участием некоммерческой организации в гражданском обороте, в отличие от коммерческой организации. В большинстве случаев некоммерческие организации создаются для обеспечения основной (уставной) деятельности, а в случаях, когда ими осуществляется иная приносящая доход деятельность, некоммерческие организации должны иметь обособленное имущество, на которое может быть обращено взыскание по их обязательствам.

В новой редакции ГК РФ ранее существовавший единый параграф “Некоммерческие организации” разделен на § 6 “Некоммерческие корпоративные организации” и § 7 “Некоммерческие унитарные организации”.

Некоммерческие корпоративные организации – юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ (п. 1 ст. 123.1 ГК РФ).

В этой же статье перечисляются организационно-правовые формы, в которых только могут быть созданы некоммерческие корпоративные организации. В отличие от ранее действующего Закона о некоммерческой организации перечень как корпоративных, так и унитарных некоммерческих организаций является закрытым.

Федеральным законом от 20 июля 2012 г. “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента” внесены изменения, в частности в Федеральный закон “Об общественных объединениях” от 19 мая 1995 г. и в Закон о некоммерческих организациях. В первом названном Законе предусматривается порядок включения общественного объединения, намеренного участвовать в политической деятельности, в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Статус иностранного агента распространяется только на общественные организации, общественные движения, органы общественной самодеятельности и территориального общественного самоуправления, если они зарегистрированы в качестве юридических лиц и собираются заниматься политической деятельностью (п. 6 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

Некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента, – российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации (ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества (п. 6 ст. 2 Закона о некоммерческих организация).

Следует отметить, что деятельность в области образования может при определенных условиях рассматриваться как политическая (например, деятельность по обучению членов избирательных комиссий, наблюдателей на выборах и т.д.).

Некоммерческие организации, получающие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках этих поступлений. Законом установлены правила представления отчетов о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документов о целях расходования финансовых средств и иного имущества, в том числе полученного от иностранных источников, а также аудиторского заключения.

Некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента (кроме общественных объединений), – это все виды некоммерческих организаций, на которых распространяется действие Закона о некоммерческих организациях.

Закон об иностранном агенте является одним из оснований, когда не допускается создание некоммерческих организаций, преследующих цели, противоречащие закону либо основам правопорядка или нравственности.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. “По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях” и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда “Костромской центр поддержки общественных инициатив”, граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева” отмечено, что взаимосвязанные положения пункта 6 ст. 2, абзаца второго пункта 7 ст. 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях” не противоречат Конституции Российской Федерации.

Некоммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям их создания и деятельности, предусмотренным в их уставах.

Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой организации и образуют ее органы (п. 3 ст. 123.1 ГК РФ).

Исходя из сопоставления п. 3 ст. 50 и п. 1 ст. 65.1 ГК РФ, юридические лица, являющиеся некоммерческими корпоративными организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах следующих типов:

Типы и виды организационно-правовых форм юридического лица

Типы корпоративных некоммерческих организаций Виды корпоративных некоммерческих организаций
Потребительские кооперативы жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
Общественные организации политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
Ассоциации (союзов) некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
Товарищества собственников недвижимости товарищества собственников жилья;
Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Заложенный в ГК РФ принцип ограниченного количества типов организационно-правовых форм некоммерческих корпоративных организаций даст положительный эффект лишь в том случае, когда будут разработаны и приняты базовые законы о потребительских кооперативах, общественных организациях и ассоциациях (союзах).

6.1. Потребительские кооперативы

Потребительский кооператив – основанное на членстве объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 123.2 ГК РФ).

Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, о предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово “кооператив”.

Члены потребительского кооператива обязаны в течение 3-х месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем внесения дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива (ст. 123.3 ГК РФ).

Потребительский кооператив по решению всех членов может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд.

До принятия единого Закона о потребительских кооперативах Закон о потребительской кооперации, законы об отдельных видах потребительских кооперативов по п. 3 ст. 50 ГК РФ применяются в части, не противоречащей ст. 123.2 и 123.3 ГК РФ.

Закон о некоммерческих организациях не распространяется на потребительские кооперативы, их деятельность регулируется ГК РФ, законами о потребительских кооперативах, иными законами и правовыми актами (п. 3 ст. 1 Закона о некоммерческих организациях). Подобное регулирование согласуется со ст. 123.3 ГК РФ об обязанности внесения членами потребительского кооператива дополнительных взносов в случае образования убытков в деятельности кооператива. В ней предусматриваются особенности организационно-правовой формы потребительского кооператива, дающие возможность утверждать, что она содержит признаки коммерческой организации.

6.2. Товарищества собственников недвижимости

Этот тип организационно-правовой формы некоммерческой корпоративной организации выделен из потребительских кооперативов, поскольку его единственный вид, указанный в п. 3 ст. 50 ГК РФ, – товарищества собственников жилья, получил широкое распространение как форма совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, к сожалению, на практике в деятельности управляющих компаний выявляются значительные злоупотребления. Граждане нередко вынуждены оспаривать действительность создания товарищества собственников жилья <1>.

——————————–

<1> Напр.: Постановление Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 N 2364/12 по делу N А40-45218/11-121-323.

Товарищество собственников недвижимости – добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимися в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами (п. 1 ст. 123.12 ГК РФ).

Товарищество собственников недвижимости по решению своих членов может быть преобразовано в потребительский кооператив.

Квалифицирующими признаками этого типа некоммерческой корпоративной организации является то обстоятельство, что общее имущество в многоквартирном доме, а также объекты общего пользования в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах принадлежат членам соответствующего товарищества на праве общей долевой собственности, если иное не предусмотрено законом. Доля в праве общей собственности члена такого некоммерческого товарищества следует судьбе права собственности на указанные помещения или земельный участок (ст. 123.13 ГК РФ).

К исключительной компетенции высшего органа товарищества собственников недвижимости наряду с вопросами, указанными в п. 2 ст. 65.3 ГК РФ, относится также принятие решений об установлении размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (п. 1 ст. 123.14 ГК РФ).

Создание и деятельность товарищества собственников жилья, правовое положение его членов регулируются прежде всего разделом VI ЖК РФ.

Товарищество собственников жилья (далее – ТСЖ) – некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения жизнедеятельности этого комплекса, владения, пользования и в установленных пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (ст. 135 ЖК РФ).

Число членов ТСЖ, создавших товарищество, должно превышать 50% голосов от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме могут создать только одно ТСЖ. На общем собрании членов ТСЖ, которое является органом управления многоквартирным домом, определяются смета доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также на другие расходы, установленные уставом ТСЖ (пп. 2, п. 1 ст. 137 и пп. 1 п. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Для достижения целей, предусмотренных уставом, ТСЖ вправе заниматься хозяйственной деятельностью, обслуживать, эксплуатировать и ремонтировать недвижимое имущество, сдавать в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме. Полученный доход от хозяйственной деятельности на основании решения общего собрания товарищества собственников жилья используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом товарищества (ст. 152 ЖК РФ).

Особенность формирования имущества ТСЖ состоит в том, что установление размеров обязательных платежей и взносов, иных средств ТСЖ осуществляется на основании решения общего собрания его членов.

Решение общего собрания , принятое в установленном ЖК РФ порядке, по вопросам отнесения к компетенции такого собрания является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для их собственников, которые не участвовали в голосовании (п. 5 ст. 46 ЖК РФ) <1>. В случае неисполнения собственником помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах ТСЖ вправе в судебном порядке потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов. ТСЖ может потребовать в судебном порядке полного возмещения причиненных ему убытков в результате неисполнения собственниками помещений обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов (п. 3 и 4 ст. 137 ЖК РФ).

——————————–

<1> См. подробнее: Андреев В.К. Решения собраний // Цивилист. 2013. N 3. С. 3 – 72.

ТСЖ вправе заключить договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией (ст. 168 ЖК РФ).

6.3. Общественные организации

Общественные организации – добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, а также для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей (п. 1 ст. 123.4 ГК РФ).

Законодатель изменил подход к видам общественных организаций. В отличие от редакции ГК РФ, принятой в первом чтении, во вступившей в силу редакции ГК РФ казачьи общества и общины коренных малочисленных народов Российской Федерации не отнесены к общественным организациям, а выделены в самостоятельные типы некоммерческих корпоративных организаций в силу социально-культурных и политических особенностей.

Общественная организация является собственником своего имущества. Ее участники (члены) не сохраняют имущественных прав на переданное ими в собственность организации имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественной организации не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а организация не отвечает по обязательствам своих членов (ст. 123.4 ГК РФ).

Количество учредителей общественной организации не может быть менее 5.

Устав общественной организации должен определять ее наименование и место нахождения, предмет и цели ее деятельности, а также содержать условия о порядке вступления (принятия) участников (членов) в организацию и выхода из нее, о составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации (ст. 123.5 ГК РФ).

Участник (член) общественной организации осуществляет корпоративные права, предусмотренные п. 1 ст. 65.2 ГК РФ, в порядке, установленном уставом организации. Он также вправе на равных началах с другими участниками (членами) организации безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами.

Участник (член) общественной организации наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпорации п. 3 ст. 65.2 ГК РФ, несет также обязанность уплачивать предусмотренные ее уставом членские и иные имущественные взносы.

Участник (член) общественной организации вправе по своему усмотрению в любое время выйти из организации, в которой он участвует. Членство в общественной организации неотчуждаемо. Осуществление прав участника (члена) такого объединения граждан не может быть передано другому лицу.

К исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами в п. 2 ст. 65.3 ГК РФ относится также принятие решений о размере и порядке оплаты его участниками (членами) членских и иных имущественных взносов. В общественной организации образуются единоличный исполнительный орган и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).

По решению общего собрания членов общественной организации полномочия его органа могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований (ст. 123.7 ГК РФ).

Общественные организации могут объединяться в ассоциации (союзы) в порядке, предусмотренном ГК РФ.

По решению участников (членов) общественной организации она может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд.

6.4. Ассоциации и союзы

Ассоциация (союз) – объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях обязательном членстве и созданное ими для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей (п. 1 ст. 123.8 ГК РФ).

В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов и не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.

Ассоциации и союзы могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям их создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов).

Ассоциация (союз) является собственником своего имущества и не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом. Члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, если законом или уставом ассоциации (союза) предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов.

Особенности правового положения ассоциаций (союзов), их отдельных видов могут быть установлены законом.

Количество учредителей ассоциации (союза) не может быть менее 2.

В уставе ассоциации (союза) должно определяться ее наименование и место нахождения, предмет и цели ее деятельности, условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее, о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях членов ассоциации (союза) и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации ассоциации (союза) (ст. 123.9 ГК РФ).

К исключительной компетенции высшего органа управления ассоциации (союза) наряду с вопросами, указанными в п. 2 ст. 65.1 ГК РФ, относится также принятие решений о порядке пользования и способе уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза) в ее имущество и о размере их субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена уставом.

В ассоциации (союзе) образуется единоличной исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.)

По решению высшего органа ассоциации (союза) полномочия органа могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований (п. 2 ст. 123.10 ГК РФ).

Член ассоциации (союза) наряду с общими корпоративными правами и обязанностями вправе на равных началах с другими членами ассоциации (союза) безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми услугами и обязан уплачивать предусмотренные уставом членские взносы и по решению высшего органа ассоциации (союза) вносить дополнительные имущественные взносы в имущество ассоциации (союза).

Членство в ассоциации (союзе) неотчуждаемо. Последствия прекращения членства в ассоциации (союзе) устанавливаются законом и (или) ее уставом. Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее в случаях и в порядке, которые установлены в соответствии с законом в уставе ассоциации (союза) (абз. 2 п. 2 ст. 123.11 ГК РФ).

Ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.

6.5. Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации

Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, – объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ “О государственной службе российского казачества”, добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

К казачьим обществам применяются нормы § 1 гл. 4 ГК РФ, относящиеся к некоммерческим организациям, а также ст. 123.1 ГК РФ, если иное не установлено указанным выше Законом о государственной службе российского казачества.

Казачье общество по решению его членов может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию (ст. 123.15 ГК РФ).

6.6. Община коренных малочисленных народов Российской Федерации

Община коренных малочисленных народов Российской Федерации – добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Члены общины коренных малочисленных народов Российской Федерации имеют право на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины или ее ликвидации в порядке, установленном законом.

К общинам коренных малочисленных народов Российской Федерации применяются нормы § 1 гл. 4 ГК РФ, относящиеся к некоммерческим организациям, а также ст. 123.1 ГК РФ, если иное не установлено законом.

Принимая решение о создании некоммерческой организации, её учредители, прежде всего, сталкиваются с вопросом: какую организационно-правовую форму выбрать? Некоммерческие организации различаются между собой в зависимости от особенностей формирования управленческих органов, взаимной или односторонней ответственности организации и учредителей, по объему имущественных прав и другим параметрам. Чтобы не ошибиться в выборе, необходимо иметь полное представление обо всём спектре организационно-правовых форм некоммерческих организаций и особенностях каждой.

Некоммерческие организации в России крайне разнообразны. Они возникали на различных этапах становления страны, что привело к широкому многообразию видов НКО. До 01.09.2014 года трудно было классифицировать некоммерческие организации по определенным признакам. Но сегодня законодатель в достаточной степени систематизировал нормы, регулирующие правовое положение некоммерческих организаций. Так, вступивший в законную силу федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ внес изменения в Гражданский кодекс РФ и дифференцировал некоммерческие организации в зависимости от роли учредителей в создаваемой ими организации на корпоративные и унитарные. С этого времени организации, в которых учредители приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган признаются корпоративными и, соответственно, НКО, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными.

Кроме этого, перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, в которых возможно их создание стал исчерпывающим. Чтобы узнать о многообразии существующих сегодня ОПФ НКО остановимся на рассмотрении отдельных из них.

В современной России некоммерческие организации встречаются в самых разных областях:

  • благотворительность;
  • образование и культура;
  • наука;
  • социальная сфера.

Ассоциация (союз)

Ассоциация (союз) относятся к корпоративным некоммерческим организациям, могут быть созданы одновременно и гражданами и юридическими лицами – коммерческими или некоммерческими организациями. Союзы (ассоциации) основаны на членстве, которое может быть как добровольным, так и обязательным - в силу закона, число учредителей - не меньше двух. Как правило, такие некоммерческие организации создаются для отстаивания общих интересов, чаще всего – профессиональных, но не связанных с участием граждан в трудовых отношениях. Кроме того, ассоциация может быть создана для достижения каких-либо общественно полезных целей, имеющих некоммерческий характер. В ОПФ ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения нотариусов, оценщиков, некоммерческие партнерства, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты, саморегулируемые организации, их объединения и др.

Среди особенностей данной организационно-правовой формы можно выделить следующие:

  • единоличный исполнительный орган – председатель, руководитель или президент (наименование выбирается при создании).
  • имущество передается в собственность союзу (ассоциации), имеются членские взносы.
  • отсутствует ответственность организации при нарушении одним или несколькими членами своих обязательств и, вместе с этим, предусмотрена возможность установления законом или уставом субсидиарной ответственности членов союза (ассоциации) по долгам этой НКО.
  • Члены союза (ассоциации) имеют право на преобразование этой НКО в общественную организацию, АНО или фонд. Преобразование осуществляется по общему решению членов этой организации.

Автономная некоммерческая организация

АНО - унитарная некоммерческая организация. Отличие этой организационно-правовой формы от союза заключается в том, что участники АНО не являются ее членами, соответственно, отсутствуют членские взносы. Создаются такие некоммерческие организации с целью предоставления услуг в образовательной, культурной, научной, здравоохранительной и других сферах. В качестве учредителей могут выступать как обычные граждане, так и юридические лица, при этом организация может иметь и одного учредителя. Вступительные взносы являются добровольными. Однако, внеся имущественный взнос, учредитель теряет своё право собственности на него. Даже при выходе из состава учредителей организации или ликвидации АНО учредитель не получает обратно принадлежавшее ему ранее имущество или эквивалентную ему стоимость. Особенность этой организационно-правовой формы в том, что автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения уставных целей, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

Учреждение

Данная организационно-правовая форма законодательно относится к унитарным некоммерческим организациям. Среди учреждений выделяют государственные, муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные). Учредителями в этих НКО могут быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации – для государственных учреждений; муниципальное образование – для муниципальных учреждений; гражданин или юридическое лицо – для частных (в том числе общественных) учреждений.

Учитывая специфику деятельности государственных и муниципальных учреждений, их правовое положение регулируется статьёй 123.22 Гражданского кодекса РФ, которая наряду с другими правовыми нормами Гражданского кодекса появилась в новой его редакции, вступившей в силу с 01.09.2014 года. Кроме ГК РФ отношения, связанные с государственными и муниципальными учреждениями, регулируются Бюджетным кодексом РФ, законом о некоммерческих организациях и законом об автономных учреждениях. Частные учреждения встречаются в нашей стране достаточно редко. Как правило, они создаются в образовательной сфере. Детские сады, школы, колледжи, лицеи, кружки выбирают такую организационно-правовую форму как наиболее оптимальную для себя. Основным и единственным учредительным документом учреждения является устав, который утверждается собственником его имущества. Особенность частного учреждения в том, что его финансирование полностью или частично осуществляет собственник его имущества, он же несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Осуществление предпринимательской деятельности частным учреждением возможно при условии, что это предусмотрено в его уставе, при этом доходы, полученные в результате этой деятельности, и приобретенное имущество поступают в распоряжение частного учреждения. Ещё одно отличие таких некоммерческих организаций состоит в том, что они не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Владение имуществом осуществляется на праве оперативного управления.

Частное учреждение может быть реорганизовано в форме преобразования учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.

Фонд

Фонд – это один из видов унитарных некоммерческих организаций, учреждаемый юрлицами, гражданами для достижения социальных, образовательных, культурных, иных общественно значимых целей. Его отличают следующие признаки:

    Отсутствие членства.

  1. Наличие собственного имущества, формируемого за счет имущественных взносов учредителей. Свое имущество фонд может использовать только в уставных целях. При этом в обязательном порядке он должен ежегодно раскрывать данные об его использовании.

Функционирует фонд на основании устава. В нем обязательно должно содержаться наименование фонда, указание на ОПФ – «фонд», цели его создания, адрес местонахождения.

Систему органов управления фонда образуют:

    Высший коллегиальный орган. Он устанавливает ключевые направления деятельности фонда, утверждает годовую отчетность, решает вопросы целесообразности уставных изменений, об открытии представительств фонда и его филиалов, об одобрении совершаемых сделок;

    Исполнительный орган (правление, генеральный директор, председатель) решает текущие, повседневные вопросы;

  • Попечительский совет. Выполняет надзорные функции, контролирует расходы фонда, исполнение решений, принятых его управляющими органами. Данный орган функционирует на общественных началах.

Прекращение деятельности фонда возможно только путем его ликвидации. Реорганизация не допускается. Ликвидируется фонд только на основании решения суда. Происходит это в следующих случаях:

    Отсутствие у фонда достаточного количества имущества, необходимого для осуществления его целей и минимальная вероятность получения такого имущества;

  1. Невозможность достижения поставленных при создании фонда целей;
  2. Уклонение фонда от целей, прописанных в его уставе.

Так как в фонде нет членства, оставшееся при ликвидации фонда имущество после завершения расчетов с кредиторами распределяется согласно его уставным целям.

Благотворительный фонд

Это одна из наиболее распространенных форм благотворительных организаций. Образуется и функционирует благотворительный фонд в форме унитарной некоммерческой организации. Как правило, он создается для достижения наиболее значимых общественных, социальных целей. Например, помощь в реализации права на достойную жизнь людям с нарушениями в развитии, помощь тяжелобольным детям, которым необходимы средства на лечение или реабилитацию.

Учредить благотворительный фонд могут граждане и (или) юрлица, объединив свои имущественные взносы. Так как закон не регулирует число учредителей благотворительного фонда, он может быть создан любым количеством компаний, граждан. Есть исключение: благотворительный фонд не вправе создать ГУП, МУП, местные власти и госорганы.

Благотворительный фонд, как и любой другой фонд, работает на основании устава. В нем в обязательном порядке должны быть прописаны цели и предмет его деятельности, наименование фонда, его адрес, организационно-правовая форма, сведения о структуре управления.

Имущество учредителей, переданное в благотворительный фонд, становится его собственностью. Учредители с момента передачи имущества теряют свои права в отношении него. Ни они, ни фонд не отвечают по обязательствам друг друга.

Благотворительный фонд может вести предпринимательскую деятельность. Но при условии, что это необходимо для достижения поставленных при его создании целей.

Общественная организация

Общественная организация – это разновидность некоммерческих корпоративных организаций. Ее отличительные признаки:

    Добровольность объединения членов на основе общности интересов;

  1. Право членства предоставляется только гражданам. Минимальное количество учредителей – 3 человека;
  2. Цель создания общественной организации – удовлетворение нематериальных, в том числе духовных, потребностей ее членов, защита их интересов.

Правовой особенностью общественной организации является четкое разделение ее имущества как корпорации и имущества ее членов. Так, организация в собственности имеет имущество, переданное ей ее участниками. Которые, в свою очередь, теряют в момент передачи какие-либо правопритязания в отношении данного имущества. В то же время ни сама общественная организация, ни ее участники (члены) не являются ответственными по обязательствам друг друга.

Учредительный документ общественной организации – устав. В него включаются сведения о ее наименовании, адресе, предмете, целях деятельности, органах управления. А также условия членства, порядок распределения оставшегося после ликвидации организации имущества.

Общественная организация может быть реорганизована по решению ее участников путем преобразования в автономную некоммерческую организацию, фонд или ассоциацию (союз). А также она может быть реорганизована путем слияния в ассоциацию (союз).

Общественное движение

Одной из организационно-правовых форм некоммерческих корпоративных организаций является общественное движение. Это массовое общественное объединение. Оно имеет три главных признака:

    Отсутствие членства;

  1. Массовость – распространение среди широких групп населения. При этом никакая другая форма общественного объединения не имеет признака массовости;
  2. Наличие общественно полезных целей, включая социальные и политические. Например, общественное движение может объединять граждан одной этнической группы, цель которых – добиться признания или изменения своего статуса в обществе.

Общественные движения можно классифицировать в зависимости от масштабов их деятельности на общероссийские общественные движения, местные, а также региональные м межрегиональные.

Помимо ГК РФ нормы о правовом статусе общественного движения есть в законе «Об общественных объединениях». Причем этот закон имеет приоритетное значение перед иными актами.

Основополагающий документ в деятельности общественное движение – это его устав. В нем прописываются цели его деятельности, содержится информация об управляющих органах. В их число входят: высший руководящий орган (съезд/конференция, общее собрание) и подконтрольный ему коллегиальный выборный орган. Например, правление.

Руководящим органам общественного движения принадлежат права собственника его имущества, как поступающего, так и созданного, приобретенного на собственные финансовые средства в процессе деятельности.

Потребительский кооператив

В соответствии с Гражданским кодексом РФ потребительский кооператив является одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, отнесенной к некоммерческим корпоративным организациям.

С 01.09.2014 г. в связи с изменениями в Гражданском кодексе РФ нормы, регулирующие правовое положение потребительских кооперативов, также изложены в новой редакции. При этом важно, что указанные изменения подлежат применению лишь к тем отношениям, которые возникли после вступления указанных изменений в силу, т.е. после 01.09.2014 г. Что касается правоотношений, возникших до вступления в силу новой редакции ГК РФ, то положения Гражданского кодекса РФ применяются к правам и обязанностям, возникающим после даты вступления изменений в силу. Кроме этого необходимо учитывать, что до приведения законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с ГК РФ, последние применяются в части, непротиворечащей Гражданскому кодексу, также Федеральный закон от 05.05.2014 года № 99-ФЗ установил, что к потребительским обществам, жилищным, жилищно-строительным и гаражным кооперативам, садоводческим, огородническим и дачным потребительским кооперативам, обществам взаимного страхования, кредитным кооперативам, фондам проката, сельскохозяйственным потребительским кооперативам – применяются нормы о потребительских кооперативах (статьи 123.2 и 123.3).

Потребительские кооперативы создаются с целью удовлетворения материальных и других потребностей его членов. Создавать такие кооперативы могут физические лица или физические и юридические лица. При этом, становясь членами кооператива, они объединяют свои паевые взносы.

Главным учредительным документом, как и в других организационно-правовых формах, является устав, утверждаемый на общем собрании учредителей. Управление кооперативом осуществляется органами кооператива, положения о составе и компетенции которых, а также о порядке принятия ими решений устанавливаются в уставе этого кооператива.

Члены кооператива несут ответственность по его долгам. Это означает, что если при завершении финансового года выявляются убытки, покрыть их следует за счет дополнительных взносов. Для этого законодателем установлен определенный период – в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса.

Что же касается предпринимательской деятельности, то кооператив имеет право на неё, но только лишь для достижения уставных целей. Кооператив может не только оказывать платные услуги, но и извлекать прибыль другими способами – покупать ценные бумаги, размещать деньги в банке под процент и пр. Законом предусмотрено несколько видов потребительских кооперативов:

  • кредитный;
  • жилищно-строительный;
  • гаражный;
  • общество взаимного страхования;
  • фонды проката;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

Садоводческие и огороднические некоммерческие объединения

Граждане, владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся земельными участками, имеют право на вступление в некоммерческие садоводческие или дачные объединения. Такого рода НКО могут существовать в нескольких формах:

  • некоммерческие товарищества;
  • потребительские кооперативы;
  • партнерства.

Во всех этих видах некоммерческих организаций собственник имущества общего пользования определяется в зависимости от источника формирования данного имущества. Так, имущество, приобретенное на целевые взносы, является общей собственностью всех членов, а если имущество было приобретено или возведено на средства специального фонда, то оно будет являться собственностью НКО. В спецфонд поступают вступительные и членские взносы, заработанные за счет хозяйственной деятельности средства и поступления иного характера. Расходовать средства из специального фонда можно только на обозначенные в уставе цели.

Стоит отметить также, что при наличии у кооператива убытков, покрывают их его члены.

Потребительский кооператив независимо от сферы его деятельности может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. Преобразование жилищного или жилищно-строительного кооператива возможно только в товарищество собственников недвижимости. Решения о преобразовании могут быть приняты членами этих кооперативов на их общих собраниях.

Товарищество собственников недвижимости

Это новая с 01.09.2014 г. организационно-правовая форма некоммерческих организаций. ТСН - добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законом. ТСН не отвечает по обязательствам своих членов, а члены не отвечают по обязательствам товарищества. ТСН является собственником своего имущества и по решению своих членов может быть преобразовано в кооператив.

Профессиональные юридические услуги

Статья 1

Внести в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации следующие изменения:

1) статью 48 изложить в следующей редакции:

"Статья 48. Понятие юридического лица

1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

2) в статье 49:

"3. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

3) в статье 50:

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

в) пункт 4 изложить в следующей редакции:



"4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.";

г) дополнить пунктами 5 и 6 следующего содержания:

"5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).

6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.";

6) статью 52 изложить в следующей редакции:

"Статья 52. Учредительные документы юридических лиц

4. Устав юридического лица должен содержать сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.

6. Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.

7) в статье 53:

"1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие от его имени (пункт 1 статьи 182) в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.

в) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Такую же обязанность несут члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.).";

"Статья 53.1. Ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица

1. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (пункт 3 статьи 53), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.

Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.

2. Ответственность, предусмотренную пунктом 1 настоящей статьи, несут также члены коллегиальных органов юридического лица, за исключением тех из них, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в голосовании.

3. Лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания лицам, названным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обязано действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно, и несет ответственность за убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.

Статья 53.2. Аффилированность

В случаях, если настоящий Кодекс или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом.";

9) статью 54 изложить в следующей редакции:

"Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица

1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа,

3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

11) статью 56 изложить в следующей редакции:

"Статья 56. Ответственность юридического лица

1. Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом

12) в статье 57:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

13) в статье 58:

г) пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

14) статью 59 изложить в следующей редакции:

"Статья 59. Передаточный акт

1. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

2. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.";

16) дополнить статьями 60.1 и 60.2 следующего содержания:

"Статья 60.1. Последствия признания недействительным решения о реорганизации юридического лица

1. Решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом.

23) параграф 1 дополнить статьями 65.1 - 65.3 следующего содержания:

"Статья 65.1. Корпоративные и унитарные юридические лица

1. Юридические лица , учредители (участники ) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся товарищества собственников недвижимости,

2. В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 65.2. Права и обязанности участников корпорации

1. Участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) вправе:

участвовать в управлении делами корпорации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса;

в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;

обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом;

требовать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182), возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.1);

оспаривать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182), совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 настоящего Кодекса или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации.

Участники корпорации могут иметь и другие права, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

2. Участник корпорации или корпорация должны принять разумные меры по заблаговременному уведомлению других участников

3. Если иное не установлено настоящим Кодексом, участник коммерческой корпорации, утративший помимо своей воли в результате неправомерных действий других участников или третьих лиц права участия в ней, вправе требовать возвращения ему доли участия, перешедшей к иным лицам, с выплатой им справедливой компенсации, определяемой судом, а также возмещения убытков за счет лиц, виновных в утрате доли.

4. Участник корпорации обязан:

участвовать в образовании имущества корпорации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другим законом или учредительным документом корпорации;

не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации;

участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений;

не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда корпорации;

не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация.

Участники корпорации могут нести и другие обязанности, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

Статья 65.3. Управление в корпорации

Высшим органом корпорации является общее собрание ее участников.

В некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом и уставом корпорации.

2. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся:

определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;

утверждение и изменение устава корпорации;

определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

Законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные настоящим Кодексом и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом.

3. В корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абзац третий пункта 1 статьи 53). В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление , дирекция и т.п.).

К компетенции указанных в настоящем пункте органов корпорации относится решение вопросов, не входящих в компетенцию ее высшего органа и созданного в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи коллегиального органа управления.

4. Наряду с исполнительными органами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, в корпорации может быть образован в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации. Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

Члены коллегиального органа управления корпорации имеют право получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией, требовать возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.1), оспаривать совершенные корпорацией сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 настоящего Кодекса или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также требовать применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации в порядке, установленном пунктом 2 статьи 65.2 настоящего Кодекса.";

Статья 67.2. Корпоративный договор

1. Участники хозяйственного общества или некоторые из них вправе заключить между собой договор об осуществлении своих корпоративных (членских) прав (корпоративный договор), в соответствии с которым они обязуются осуществлять эти права определенным образом или воздерживаться (отказаться) от их осуществления, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласованно осуществлять иные действия по управлению обществом, приобретать или отчуждать доли в его уставном капитале (акции) по определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения долей (акций) до наступления определенных обстоятельств.

30) дополнить параграфом 6 следующего содержания:

"§ 6. Некоммерческие корпоративные организации

1. Общие положения о некоммерческих корпоративных организациях

Статья 123.1. Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях

1. Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.

2. Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости , казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50).

3. Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании , конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы.

4. Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.

5. Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

Вступивший в силу 1 сентября 2014 года Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" впервые ввел в гражданское законодательство Российской Федерации определение термина "некоммерческая корпоративная организация", устанавливая отдельные особенности правового положения таких организаций и воплощая в жизнь предложение Концепции развития гражданского законодательства о закреплении в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ) "деления юридических лиц на корпорации и унитарные организации некорпоративного типа, установив общие правила как для всех корпораций, так и особо - для коммерческих и некоммерческих корпораций".

Характерные признаки некоммерческой корпоративной организации определены в п. 1 ст. 123.1 ГК РФ:

  1. основная цель организации не связана с извлечением прибыли;
  2. организация не распределяет полученную прибыль между участниками;
  3. учредители (участники) приобретают право участия (членства) в них, обладают корпоративными правами и несут корпоративные обязанности, предусмотренные ст. 65.2 ГК РФ;
  4. учредители (участники) формируют высший орган некоммерческой корпорации в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ.

Первые два признака характеризуют организацию как некоммерческую и тем самым отличают ее от коммерческих корпораций. При этом некоммерческие организации, в том числе корпорации, вправе осуществлять приносящую доход деятельность (до 1 сентября 2014 г. в п. 3 ст. 50 ГК использовалась категория "предпринимательская деятельность"), если это предусмотрено их уставами лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, если это соответствует таким целям (п. 4 ст. 50 ГК) и при условии, что такая организация обладает имуществом рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (п. 5 ст. 50 ГК).

Следует отметить, что основное отличие между членами и участниками юридические лица состоит в документальном оформлении участия: члены некоммерческой корпоративной организации оформляют свое участие соответствующими заявлениями или документами, позволяющими учитывать, скажем, количество членов общественной организации, в то время как учредители автоматически становятся членами созданной организации в силу своего статуса. Самым распространенным документом, который оформляется претендентом в члены общественной организации, является заявление о вступлении в члены.

ГК РФ содержит исчерпывающий перечень некоммерческих корпоративных организаций, который не может быть расширен федеральными законами. К таковым отнесены:

  • общественные организации (в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления);
  • ассоциации (союзы);
  • общественные движения;
  • казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
  • общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;
  • товарищества собственников недвижимости;
  • потребительские кооперативы.

Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы.

Следует подчеркнуть, что правоспособность любого юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании.

Высшим органом некоммерческой корпорации является общее собрание ее участников (учредителей). В уставах крупных некоммерческих корпораций может быть предусмотрено, что высшим органом является конференция или съезд. Согласно п. 1 ст. 65.3 ГК РФ в некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более 100 высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Так, согласно ст. 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание.

Компетенция коллегиального органа управления отдельных видов некоммерческих корпораций, к которым относятся общее собрание участников, конференция, съезд, определена в п. 2 ст. 65.3, другими нормами ГК РФ, а также иными федеральными законами.

Так, ГК РФ к исключительной компетенции высшего органа корпорации относит решение следующих вопросов:

  • определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;
  • образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;
  • утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;
  • принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;
  • принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
  • избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

В то же время коллегиальными органами корпорации могут быть коллегиальные исполнительные органы (правление, дирекция и т.п.), коллегиальные органы управления (наблюдательный или иной совет), контролирующие деятельность исполнительных органов корпорации.

В соответствии с п. 2 ст. 65.3 ГК РФ вопросы, отнесенные настоящим Кодексом и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом.

Существенной законодательной новеллой является закрепление в ГК РФ прав и обязанностей участников, в том числе, некоммерческой корпорации

Так, в соответствии с п. 1 ст. 65.2 ГК РФ участники корпорации имеют право:

  • участвовать в управлении делами корпорации;
  • в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;
  • обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом;
  • требовать, действуя от имени корпорации, возмещения причиненных корпорации убытков;
  • оспаривать, действуя от имени корпорации, совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 ГК РФ или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации.

Право обжаловать решения органов своих корпораций особенно важно для участников некоммерческих корпораций, в том числе членов различных общественных организаций. При этом закон прямо указывает на то, что речь идет о возможности обжаловать лишь решения гражданско-правового характера, а не решения, касающиеся основной сферы деятельности некоммерческих корпораций, причем и это возможно лишь в случаях и в порядке, специально предусмотренных законом.

При этом, предусмотренный п. 1 ст. 65.2 ГК РФ перечень прав участников корпораций не является закрытым (исчерпывающим), поскольку иные их права могут быть предусмотрены как специальными законами, так и учредительными документами конкретных корпораций.

В соответствии с п. 4 ст. 65.3 ГК РФ участник корпорации обязан:

  • участвовать в образовании имущества корпорации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другим законом или учредительным документом корпорации;
  • не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации;
  • участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений;
  • не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда корпорации;
  • не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация.

Перечень обязанностей участников корпорации также не является исчерпывающим (закрытым), поскольку участники корпораций могут нести и другие обязанности, предусмотренные специальными законами об отдельных видах корпораций или уставами конкретных корпораций.

Совокупность перечисленных прав и обязанностей участников корпораций позволяет рассматривать корпорацию в качестве самостоятельного субъекта права, отличного от юридического лица. Корпоративные права и обязанности участников возникают не только в отношении созданного ими юридического лица в момент государственной регистрации юридического лица в одной из организационно-правовых форм корпорации, предусмотренных ГК РФ. Корпоративные права и обязанности участников корпорации приобретаются и осуществляются в результате корпоративного управления путем установления дополнительных прав и обязанностей участников корпорации решением высшего органа корпорации.

Начальник отдела по делам некоммерческих организаций
Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасии
Л.Г. Винокурова

Вступившие в силу с 1 сентября 2014 года поправки в ГК РФ существенно изменили нормы российского корпоративного права. В частности, коснулись эти изменения и классификации юридических лиц, чем и обусловлена актуальность темы данной статьи. Согласно гражданскому законодательству РФ, все юридические лица, деление которых на коммерческие и некоммерческие, в целом, осталось неизменным, теперь подразделяются еще на два вида - корпоративные и унитарные. Критерий для такого деления установлен законодательно (п. 23 ст. 1 Закона № 99-ФЗ) и заключается в наличии у учредителя юридического лица права участия (членства) в нем, а также в форме влияния на формирование высшего органа соответствующей организации.

Отметим, что в результате реформы как коммерческие, так и некоммерческие корпоративные и унитарные юридические лица, могут быть учреждены только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Корпорации

Корпорациями (корпоративными юридическими лицами) признаются такие юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них, в отношении которых они имеют корпоративные права, а также формируют высший орган корпораций - общее собрание (в предусмотренных законом случаях - съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган) - в соответствии с требованиями, установленными законом (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Как уже было сказано ранее, поскольку деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие сохранилось, то обновленная классификация юридических лиц (здесь - именно корпоративных) выглядит следующим образом:

1) Коммерческие корпоративные организации:

А) хозяйственные общества: общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерные общества (публичные и непубличные АО - введены реформой 2014 г.);

б) хозяйственные товарищества (полные и на вере);

в) хозяйственные партнерства;

г) производственные кооперативы;

д) крестьянские (фермерские) хозяйства.

2) Некоммерческие корпоративные организации:

а) потребительские кооперативы;

б) ассоциации (союзы);

в) общественные организации (профессиональные союзы, политические партии, общественные движения и другие);

г) товарищества собственников недвижимости;

д) казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ РФ;

е) общины коренных малочисленных народов РФ.

Статус участников корпорации

Выделение корпораций как особого вида юридических лиц способствовало закреплению непосредственно в ГК РФ общих норм, касающихся статуса, а именно - прав и обязанностей как самих корпораций, так и их участников (членов, акционеров). Это, в свою очередь, позволило расширить круг прав и возможностей защиты интересов не только участников хозяйственных обществ, но и членов любой корпорации (путем предоставления им прав, например, на участие в управлении делами корпорации, на получение информации о ее имущественном положении, права оспаривать исключение из корпорации и т.д. (ст. 65.2 ГК РФ)). Перечень прав членов корпорации не является исчерпывающим а, следовательно, участники корпорации могут иметь и иные права, предусмотренные законом или перечисленные в уставе корпорации.

Так называемое «восстановление корпоративного контроля», то есть восстановление утраченных помимо воли участников прав участия в корпорации - это появившаяся в арбитражной судебной практике новая форма защиты имущественных интересов участников, которая также получила законодательное закрепление благодаря реформе 2014 г. Данная форма защиты дополнительно обеспечивает соблюдение прав лиц, пострадавших от различных неправомерных действий и злоупотреблений, как то: необоснованное «списание» акций, проведение «корпоративных захватов» и другое.

Круг обязанностей участников корпорации закреплен в перечне п. 3 ст. 65.2 ГК РФ и так же, как и перечень прав ее членов - не является закрытым. Одной из отличительных особенностей реформы стало законодательное закрепление за членом корпорации обязанности принимать участие в принятии корпоративных решений, без которых невозможно продолжение деятельности данной корпорации, если его участие необходимо для принятия такого решения. Эта новелла российского законодательства введена в целях предотвращения ситуации «корпоративного тупика» (англ. corporate deadlock), когда ни один из участников или группа участников не имеют возможности принять какое-либо важное решение из-за отсутствия необходимого кворума. Пленум Верховного Суда в своем постановлении от 23.06.2015 № 25 к таким решениям, в частности, относит решения о назначении единоличного исполнительного органа или члена совета директоров, а также о внесении изменений в устав корпорации. Однако интересен тот факт, что ГК РФ не содержит никаких механизмов принуждения участника к исполнению этой обязанности и не налагает на участника реальной ответственности за ее неисполнение.

Органы управления корпорацией

Новая статья 65.3 ГК РФ посвящена организации управления в корпорации, согласно которой, общее собрание участников является высшим органом корпорации. Оно обладает широкими полномочиями, которые наделяют общее собрание правами на: утверждение и изменение устава корпорации, самостоятельное определение приоритетных направлений ее деятельности, регламентацию порядка приема участников корпорации, создание или прекращение деятельности других органов корпорации, утверждение годовых отчетов и бухгалтерской отчетности, принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, ее реорганизации, ликвидации и другое.

Законом также установлено правило, в соответствии с которым, в корпорации должен быть образован единоличный исполнительный орган, в качестве которого может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Устав корпорации, при этом, предусматривает возможность различных вариантов организации корпоративного управления в данном случае: во-первых, когда полномочия одного единоличного исполнительного органа предоставляются одновременно нескольким лицам; либо же, когда есть возможность создания нескольких единоличных исполнительных органов, которые будут действовать независимо друг от друга. В случаях, предусмотренных законом, в корпорации возможно образование и коллегиального исполнительного органа.

Говоря о структуре органов корпоративного управления, нельзя не упомянуть еще один коллегиальный орган - наблюдательный или иной совет, действующий наряду со всеми вышеперечисленными органами и образуемый в некоторых случаях, указанных в законе или уставе корпорации. В акционерных обществах, например, наблюдательным советом является совет директоров, который совместно с ревизионной комиссией, также являющейся коллегиальным органом управления и осуществляющей контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества (п. 1 ст. 85 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ), контролирует деятельность исполнительных органов и выполняет иные функции, возложенные на него законом и уставом акционерного общества.

Унитарные юридические лица

Юридические лица, на имущество которых их учредители имеют вещные права, не становясь, при этом, участниками этих юридических лиц и не приобретая прав членства в них, признаются унитарными юридическими лицами (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Обновленная классификация юридических лиц (здесь - именно унитарных) с сохранением прежнего деления на коммерческие и некоммерческие выглядит следующим образом:

1) Коммерческие унитарные организации: государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Следует отметить, что право собственности на имущество, которое закреплено за предприятием собственником, этому предприятию не предоставляется. Оно также не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками предприятия (абз. 1 п. 1 ст. 113 ГК РФ), что, соответственно, характеризует это имущество как неделимое.

2) Некоммерческие унитарные организации:

а) фонды;

б) учреждения (частные, государственные и муниципальные);

в) автономные некоммерческие организации;

г) религиозные организации;

д) публично-правовые компании (также введены реформой 2014 г., а в июле 2016 г. был принят Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») (далее - Закон о публично-правовых компаниях);

Приведенная классификация, по мнению некоторых теоретиков, не является безупречной. Например, достаточно спорным признается выделение религиозных организаций, ранее признававшихся разновидностью общественных организаций, в самостоятельную организационно-правовую форму. Так как фактическое закрепление приоритета специального законодательства и внутренних установлений над гражданско-правовым статусом данных юридических лиц не позволяет закрепить правовое положение религиозных организаций как участников гражданского оборота.

К сожалению, Закон о публично-правовых компаниях не смог решить многие вопросы в отношении юридических лиц публичного права. Так, понятие «публично-правовых компаний» определено достаточно широко. При этом один из ключевых признаков (несовместимость целей с предпринимательской деятельностью) чётко не выражен. Кроме того, предполагалось, что публично-правовые компании заменят государственные корпорации, чей по сути привилегированный правовой статус по сравнению с иными юридическими лицами является предметом многочисленных дискуссий. Однако в итоге две эти формы юридических лиц будут сосуществовать в российском праве.

Следует отметить, что приведенное разделение организаций на унитарные и корпоративные — достаточно условно, так как и в унитарной организации учредитель, не имея членства формально, все же обладает безусловным правом на управление. В качестве примера можно привести нормы об автономной некоммерческой организации, учредителям которой законодатель предоставляет достаточно значимые права и наделяет их существенными полномочиями по управлению организацией (ст. 123.25 ГК РФ), что свидетельствует о смешении признаков корпорации и унитарного юридического лица.