Реестр регистрации юридических лиц представляет собой единый федеральный информационный ресурс, содержащий сведения обо всех юрлицах, которые действовали и действуют в России. О том, какая информация содержится в реестре и где ее взять, расскажем в этой статье.

Ведение реестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Единый государственный реестр юридических лиц ведется Федеральной налоговой службой РФ (п. 1 ст. 4 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, далее — закон № 129, п. 1 порядка, утв. приказом Минфина России от 30.10.2017 № 165н).

Информация, содержащаяся в этих реестрах, представляется по запросу любого лица за плату в виде выписки из реестра и копий документов. Подробнее о том, как получить такую информацию, — в статьях ЕГРЮЛ - проверка контрагента по ИНН и получение выписки и Сведения о государственной регистрации юридических лиц .

Информация в указанных реестрах является общедоступной (кроме персональных данных, реквизитов паспорта и адреса проживания, физических лиц — директоров и учредителей) и ежедневно обновляется.

Внесение информации и каких-либо изменений в реестры осуществляется налоговым органом только на основании заявления с прилагающимися документами от имени руководителя компании или же одного из учредителей, уполномоченного на внесение таких сведений, либо, соответственно, от ИП.

Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ)

В ЕГРЮЛ содержится следующая информация (п. 1 ст. 5 закона № 129):

  1. Состояние юрлиц:
    • действующие;
    • ликвидированные;
    • в стадии реорганизации, ликвидации, банкротства;
    • исключенные из реестра по решению регистрирующего органа.
  2. Дата создания и дата каждого изменения важнейших сведений, вносимых в ЕГРЮЛ.
  3. Организационно-правовая форма.
  4. Адрес и наименование органа, зарегистрировавшего предприятие.
  5. Место нахождения и адрес.
  6. Размер уставного капитала.
  7. Персональные данные руководителя и учредителей.
  8. Размеры долей учредителей, если это ООО, либо паев, если это кооператив, либо данные реестродержателя, если это акционерное общество.
  9. Виды деятельности.
  10. Виды, количество лицензий, а также иных документов на проведение определенных видов работ.
  11. Данные о филиалах и представительствах и др.

Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Регистрация в ЕГРЮЛ осуществляется на основании заявления и прилагающихся к нему (подтверждающих указанные в заявлении факты) документах. Так, регистрация создаваемого юрлица производится на основании решения об учреждении (см. ст. 50.1 Гражданского кодекса РФ). Кроме того, необходимо представить такие документы, как устав вновь образованной организации (если она не руководствуется по закону типовым документом) и квитанцию / платежное поручение об оплате госпошлины (ст. 12 закона № 129).

См., как составить решение об учреждении, в статье Составляем протокол собрания учредителей о создании ООО .

Если юрлицо возникло путем реорганизации, потребуется более сложный комплект документов (см. ст. 14 закона № 129). Мы рассматривали такой способ создания юрлица в статье Реорганизация юридического лица в форме выделения .

Регистрация гражданина как субъекта предпринимательства совершенно не представляет сложности. Необходимо только приобщить к заявлению будущего предпринимателя:

  • копию паспорта или иного удостоверяющего личность документа, а также документа о регистрации по месту жительства/пребывания, если такие данные не содержатся в паспорте;
  • квитанцию об оплате госпошлины.

Для отдельных видов деятельности (например, образования, медицины, соцобслуживания) понадобится также справка об отсутствии судимости либо специальное разрешение комиссии по делам несовершеннолетних.

Порядок представления документов на регистрацию можно изучить в ст. 9 закона № 129.

Реестры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ведутся на федеральном уровне и являются общедоступными. Ведение реестров, а также внесение изменений в них возложено на органы ФНС России. Порядок этих действий подробно урегулирован законом № 129 и актами Минфина России и ФНС.

Деятельность российских организаций предполагает периодические коммуникации с различными государственными органами. В числе самых частых - общение с ФНС РФ. Возможный предмет соответствующих коммуникаций - внесение корректировок в ЕГРЮЛ. Каковы нюансы данной процедуры?

Факторы изменений в ЕГРЮЛ

Внесение изменений в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) может потребоваться, если на предприятии осуществляется реорганизация, смена руководства, корректировка в учредительных документах и фиксируются иные обстоятельства, предопределяющие необходимость синхронизации сведений о них с государственными записями.

Предполагается, что ЕГРЮЛ - это база данных, которая содержит наиболее актуальную информацию об организациях, и потому предпринимателям нужно внимательно следить за тем, чтобы соответствующие данные заносились в данный реестр своевременно.

Изменение сведений в ЕГРЮЛ: требование закона

Да. Это обусловлено, прежде всего, требованиями законодательства. Фирме придется заплатить штраф в размере 5 тыс. руб., если ее учредители не уведомят государство о существенных изменениях в структуре организации, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ. Налог или иные сборы, которые уже уплачены в казну, не могут быть зачтены в уплату штрафа - это обязательство сохраняется за организацией. Сообщать государству об изменениях в структуре фирмы необходимо в течение трех дней после того, как соответствующие корректировки были произведены.

Изменение сведений в ЕГРЮЛ: практика деловых отношений

Актуальные сведения об организации нужны самим ее учредителям. Свежие сведения из ЕГРЮЛ могут понадобиться в самых разных случаях. Например, для того, чтобы контрагенты смогли удостовериться в том, что имеют дело с надежной компанией. Также сведения из ЕГРЮЛ обычно запрашивают банки - в случае если рассматривается вопрос о выдаче кредита для бизнеса. Кредитно-финансовая организация желает иметь дело с благонадежными бизнесменами.

Есть большое количество иных процедур, связанных с деловой активностью и требующих такого документа, как свежая выписка из ЕГРЮЛ. Например, данный источник нужен, если осуществляется продажа бизнеса в пользу третьих лиц. Выписка из ЕГРЮЛ также нужна для корректного оформления процедуры передачи доли в хозяйственном обществе в залог.

Рассмотрим специфику законодательного регулирования процедур взаимодействия предпринимателей и регистрационных ведомств.

Изменения в ЕГРЮЛ: законодательный аспект

Главный нормативно-правовой акт, регулирующий процедуры взаимодействия предприятий с государственным реестром, включая такой аспект, как внесение изменений в ЕГРЮЛ, - это ФЗ № 129 «О государственной регистрации юрлиц и ИП». Однако следует отметить, что ИП - это не юрлица. Для них существует отдельный реестр - ЕГРИП.

В соответствии с положениями указанного правового акта, необходимость синхронизации сведений о предприятии с реестрами властей возникает при следующих обстоятельствах:

  • организация переименовалась (это касается как полного, так и сокращенного названия фирмы как на русском, так и на других национальных языках России);
  • предприятие сменило организационно-правовую форму;
  • организация изменяла адрес своего исполнительного органа или же координаты структуры, которая имеет право осуществлять действия от имени фирмы;
  • компания поменяла состав участников, держателей реестров акционеров;
  • организация изменила величину уставного или складочного капитала, паевых взносов;
  • были изменены ФИО должностных лиц, которые обладают правом действия от имени фирмы без доверенности, их паспортные данные и сведения из иных документов, которые удостоверяют личность;
  • изменилась информация о филиалах либо представительствах организации;
  • были скорректированы коды ОКВЭД для предприятия.

Возможны и иные факторы, предопределяющие необходимость такой процедуры, как внесение изменений в ЕГРЮЛ. Например, это может быть открытие предприятием новых банковских счетов. Что же касается такого аспекта, как финансовые реквизиты ЕГРЮЛ, заметим, что это - один из ключевых источников информации о предприятии. Государству для проведения корректного налогового мониторинга необходимо знать, через какие счета проходят банковские операции фирмы.

Особенности процедур внесения корректив в реестры

Законодательством РФ предусмотрено два основных типа процедур, в рамках которых осуществляется внесение изменений в ЕГРЮЛ. Во-первых, это государственная регистрация корректировок, которые фиксируются в учредительных документах юрлиц. Во-вторых, это внесение изменений, которые содержатся непосредственно в ЕГРЮЛ. К корректировкам первого типа могут относиться сведения, касающиеся названия организации, ее адреса, положений Устава и иных учредительных документов. Во втором случае основные типы информации, с которой проводится работа, - это сведения об органах управления фирмы, её акционерах, типах экономических активностей.

Изменения в ЕГРЮЛ: документы

В соответствии с нормами, содержащимися в 17-й статье ФЗ «О государственной регистрации юрлиц и ИП», предприятие должно предоставить в госорганы, ответственные за внесение в соответствующий реестр корректив (сейчас этим занимается ФНС), ряд документов. Их сущность зависит от того, какого типа изменения предстоит вносить в ЕГРЮЛ: те, что связаны с учредительными документами, или те, что отражают записи, касающиеся сведений об организации.

Изменение учредительных документов

В первом случае необходимо предоставить в ФНС следующие источники:

  1. Заявление о госрегистрации по форме Р13001. В нем подтверждается, что коррективы, которые вносятся в учредительные документы компании, соответствуют законодательным критериям, достоверны, сведения изменяются в легальном порядке.
  2. Документально подтвержденное решение, одобряющее внесение соответствующих корректировок в учредительные источники фирмы.
  3. Перечень изменений, которые фиксируются в учредительных документах организации.
  4. Квитанция, подтверждающая, что госпошлина (ЕГРЮЛ - это реестр, который обслуживается государственными органами соотносительно с установленными тарифами) оплачена. Сумма платежа - 800 руб.

Если речь идет об использовании формы Р13001, то посредством нее в государственных реестрах могут фиксироваться изменения относительно следующего основного спектра сведений:

  • наименование организации;
  • местонахождение фирмы, ее юридический адрес (или же координаты исполнительного органа структуры либо субъекта, который имеет право осуществлять действия от имени организации без оформления доверенности);
  • величина уставного либо складочного капитала, а также паевого фонда;
  • изменение состава участников фирмы, сведения о подключении к бизнесу новых субъектов;
  • данные о филиалах или представительствах.

Изменение данных о фирме

Если речь идет о корректировке в ЕГРЮЛ сведений о фирме, то перечень документов может отличаться. В ряде случаев он предельно упрощен. Иногда в ФНС нужно предоставить только заявление. При этом оно составляется по другой форме - Р14001.

Структура обоих документов, указанных выше, определяется в ряде подзаконных правовых актов. Во-первых, это Постановление Правительства РФ № 439, в котором утверждены формы заявлений, касающихся процедур государственной регистрации юрлиц, а также требования к их оформлению. Во-вторых, это Приказ ФНС № САЭ-3-09/16, в котором содержатся методические рекомендации, касающиеся заполнения соответствующих форм.

Куда направлять документы

Если речь идет об изменениях, которые вносятся в учредительные источники, а также о корректировках, которые отражают информацию об организации, не связанную с обновлениями сведений в Уставе и сопутствующих документах, то их осуществляет территориальный орган ФНС по месту нахождения фирмы. Если необходима корректировка адреса организации, тот же орган направляет документы в структуру, ответственную за работу с юрлицами по новому адресу.

Документы для изменения сведений в ЕГРЮЛ можно принести лично в ФНС или направить по почте в виде посылки с объявленной ценностью. К источникам необходимо приложить опись. Также есть вариант с внесением изменений в ЕГРЮЛ через Интернет. Для этого можно воспользоваться онлайн-интерфейсом на сайте ФНС РФ. Если уполномоченное лицо фирмы относит документы в налоговую службу лично, то ему выдается расписка о получении соответствующих источников.

Подготовка документов: теория и практика

Практика работы с документами может потребовать расширенного комплекта источников. Рассмотрим сценарий, при котором необходимость в изменении данных в ЕГРЮЛ возникает в силу корректировки кодов ОКВЭД.

В этом случае предоставить в ФНС нужно будет следующие бумаги:

  • копию паспорта руководителя компании;
  • свидетельство о наличии ИНН;
  • коды статистики;
  • протокол с заседания общества;
  • информация о новых кодах.

Также понадобится заказать выписку из ЕГРЮЛ с текущими сведениями.

Важно, чтобы паспортные данные директора фирмы соответствовали тем, что уже присутствуют в реестре, иначе ФНС откажет в регистрации корректив. Предварительно можно сопоставить соответствующую информацию с текущей выпиской из ЕГРЮЛ. Как только сведения будут проверены, можно переходить к заполнению формы Р14001. Данный документ рекомендуется заверить у нотариуса.

Нотариальное заверение

Для этой процедуры также понадобится собрать ряд документов, а именно:

  • паспорт руководителя фирмы;
  • свидетельство о наличии ИНН;
  • свидетельство о регистрации ОГРН;
  • коды статистики;
  • учредительные документы;
  • приказ, подтверждающий назначение руководителя;
  • свежая выписка из ЕГРЮЛ;
  • протокол об одобрении корректировок в ЕГРЮЛ, касающихся фирмы.

Также могут понадобиться документы, свидетельствующие об изменениях, которые подлежат внесению в учредительные источники хозяйственного общества.

Сроки регистрации изменений

ФНС вносит необходимые изменения в реестр в течение 5 дней с момента, когда документы поступят в ведомство. Что касается корректировки ЕГРЮЛ, срочная процедура, гарантирующая, что соответствующие действия будут произведены органом быстрее, не предусмотрена.

Факт государственной регистрации изменений в реестре фиксируется в момент внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ. В течение одного рабочего дня с момента регистрации ФНС должна направить фирме документ, который подтверждает тот факт, что сведения об организации в государственных реестрах обновлены. После этого (если заказать выписку из ЕГРЮЛ) в ней будут содержаться актуальные сведения.

Нюансы взаимодействия с ФНС

Процедура внесения корректив в ЕГРЮЛ на практике может существенно отличаться от рассмотренной нами общей схемы. Особенно это касается предоставления документов - в изученном нами выше примере с подбором источников для регистрации изменения кодов ОКВЭД это особенно заметно. Также существует специфика интерпретации регулирующего законодательства в отдельных регионах и муниципалитетах. Возможны сценарии, при которых не будет взиматься государственная пошлина при подаче документов в ФНС.

В ряде случаев в ведомство необходимо предоставлять сведения о лицензиях, если деятельность фирмы предполагает их получение. Однако такое обязательство возлагается не на организацию, а на тот орган, который выдал соответствующий разрешительный документ. В ряде случаев в ФНС необходимо также предоставлять данные, касающиеся изменений в структуре управления организацией (например, если был назначен новый директор или управляющий).

Изменчивость правовых норм

К тому же правовые нормы, регулирующие те или иные процедуры, часто меняются. Поэтому, перед тем как взаимодействовать с органами власти на предмет корректировки сведений о фирме в ЕГРЮЛ, предпринимателю следует изучить релевантное законодательство - свежую версию ФЗ «О государственной регистрации юрлиц и ИП» и связанные с ним подзаконные правовые акты. Полезно также обращаться за консультацией в ФНС, сформировав соответствующий запрос. ЕГРЮЛ - это важнейший источник информации о предприятиях для государства, и потому ведомства, ответственные за его ведение, обязаны быть наиболее компетентными структурами в вопросах регистрации корректив в соответствующем реестре.

Аналогично предоставление предпринимателям актуальных сведений о регистрационных процедурах - важнейшая функция ФНС. Данное ведомство ведет комплексную деятельность, работая с ЕГРЮЛ. Налог, сбор того или иного типа - предметы активностей, которыми не ограничиваются компетенции ФНС.

В июне 2002 года появилось на свет Постановление Правительства РФ «О Едином государственном реестре юридических лиц». Данный реестр был создан до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц».

Многие фирмы, зарегистрированные еще в «старые добрые времена» в Государственных регистрационных палатах, хорошо помнят глобальную перерегистрацию в 2002 году. Именно тогда и был введен в действие единый государственные реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и именно в ту перерегистрацию все организации должны были представить в ИМНС (Инспекции Министерства по налогам и сборам) сведения, необходимые для внесения их в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и присвоения основного государственного регистрационного номера (ОГРН).

Но что из себя представляет этот реестр?

Начнем с того, что государственный реестр является федеральным информационным ресурсом. На сегодняшний день реестр содержится такие сведения, как: полном наименовании юридического лица; ИНН, КПП, ОГРН, дата внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ); наименование и адрес органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица; адрес (место нахождения) юридического лица, а также иные необходимые и значимые данные о юридическом лице.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О Едином государственном реестре юридических лиц» от 19 июня 2002 г. № 438 государственный реестр ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.

Реестр является открытым, то есть любое физическое лицо вправе обратиться в регистрирующий орган с запросом о предоставлении сведений из государственного реестра по любой компании или по любому предпринимателю, зарегистрированных в пределах того региона, который обслуживает данный регистрирующий орган.

Собственником государственного реестра является Российская Федерация. Права собственника от имени Российской Федерации в отношении государственного реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство Российской Федерации.

Государственный реестр находится в ведении Федеральной налоговой службы, которая в связи с этим разрабатывает методические указания по организации получения сведений для включения в государственный реестр, его формированию, предоставлению из него информации и контролю за соответствующими действиями регистрирующих органов.

Какие сведения о ЮЛ содержатся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ)?

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;

б) организационно-правовая форма;

в) адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица;

г) адрес электронной почты юридического лица (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации);

д) сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения;

е) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

ж) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении АО также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении ООО - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования;

з) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица либо сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом;

и) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

к) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

л) способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал АО, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

м) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

н) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);

о) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

п) сведения о наличии корпоративного договора, определяющего объем правомочий участников хозяйственного общества непропорционально размерам принадлежащих им долей в уставном капитале хозяйственного общества, и о предусмотренном таким договором объеме правомочий участников хозяйственного общества (количестве голосов, приходящихся на доли участников хозяйственного общества непропорционально размеру этих долей);

р) сведения о наличии корпоративного договора, предусматривающего ограничения и условия отчуждения долей (акций);

с) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

т) сведения о филиалах и представительствах юридического лица;

у) идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;

ф) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

х) номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя:

– в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

– в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

ц) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации;

ч) сведения о том, что юридическое лицо, являющееся хозяйственным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала.

Запись в ЕГРЮЛ об организации формируется на основании сведений, которые:

1) сообщают сами учредители при регистрации (создании) юрлица;

2) сообщают участники юрлица в случае, если возникла необходимость внести какие-либо изменения в учредительные документы организации или в случае, если возникла необходимость в ее реорганизации или ликвидации;

3) сообщают уполномоченные государственные органы, которые получают данные о вновь созданном юридическом лице. К таким госорганам относятся, например, лицензирующие органы. Они предоставляют сведения о выданных организации лицензиях не позднее 5-ти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения. Сведения о номере и дате регистрации юридического лица в качестве страхователя в системе обязательного пенсионного (социального) страхования предоставляются в регистрирующий орган (налоговую инспекцию) соответственно территориальным органом ПФР и исполнительным органом ФСС РФ. Сведения об ИНН и КПП, которые были присвоены организации налоговой инспекцией по месту ее постановки на налоговый учет предоставляются в регистрирующий орган (налоговый орган) налоговой инспекцией в форме электронных документов не позднее 5-ти рабочих дней со дня постановки созданного ЮЛ на учет в этой налоговой инспекции по месту нахождения организации.

Часть сведений добавляются в ЕГРЮЛ при создании (государственной регистрации) юридического лица на основании документов, представленных при государственной регистрации. Данные ЕГРЮЛ формируются на основании сведений, которые указывают учредители в соответствующей форме заявления о создании юрлица, которую они в числе прочих документов подают в налоговый (регистрирующий) орган. К таким сведениям относятся, например, сведения:

а) о наименовании организации;

б) об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа ЮЛ;

в) о размере указанного в учредительных документах коммерческой организации;

г) о держателе реестра акционеров АО;

д) об учредителях: российском юридическом лице, иностранном юридическом лице, физическом лице;

е) о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ЮЛ (о генеральном директоре).

Поскольку часть сведений в ЕГРЮЛ вносятся на основании документов заявителей, на этих лиц возлагается ответственность за достоверность представленных данных. Так, согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" за представление недостоверных сведений ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, несут заявители и юридические лица.

По общему правилу действующее законодательство Российской Федерации рассчитано на исключительную добросовестность субъектов предпринимательской деятельности и не обеспечивает возможность проверки достоверности сведений, в том числе об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, указанных в документах, представленных при государственной регистрации.

Но, например, факт несоответствия сведений об адресе (месте нахождения) организации, содержащихся в ЕГРЮЛ, фактическим обстоятельствам может быть установлен налоговыми органами в ходе проведения мероприятий налогового контроля или при обращении в налоговые органы иных государственных органов и заинтересованных лиц.

При подтверждении факта недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) организации налоговыми органами проводятся мероприятия, связанные с привлечением должностного лица указанной организации к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 или 4 ст. 14.25 КоАП РФ в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

Еди́ный госуда́рственный рее́стр юриди́ческих ли́ц (акр. ЕГРЮЛ ) - федеральный информационный ресурс, содержащий общие систематизированные сведения о юридических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации .

Ведение реестра осуществляется Федеральной налоговой службой России через территориальные органы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ ЕГРЮЛ - как искать информацию о компаниях и юридических лицах

    ✪ Как получить выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде?

    Субтитры

  • записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц;
  • записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц;
  • записи об изменении сведений, содержащихся в государственном реестре, в том числе в связи с ошибками, допущенными регистрирующим органом;
  • документы, представленные в регистрирующий орган.

Порядок ведения реестра и доступа к данным

Записи в ЕГРЮЛ осуществляются в хронологическом порядке. Каждой записи соответствует государственный регистрационный номер (ГРН). В отношении каждого юридического лица номер первой записи в ЕГРЮЛ является основным государственным регистрационным номером (ОГРН) .

Реестр ведётся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.

За исключением некоторых персональных данных о физических лицах сведения и документы, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются открытыми и общедоступными.

По запросу заинтересованного лица регистрирующий орган обязан предоставить сведения и документы, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в виде:

  • выписки из государственного реестра;
  • копии документа (документов), содержащегося в государственном реестре;
  • справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Выписка из реестра предоставляется не позднее 5 дней с момента получения соответствующего запроса по форме, установленной законодательством.

Органам государственной власти и юридическому лицу о нём выписка из ЕГРЮЛ предоставляется бесплатно, другим лицам - за плату.

Выписка из ЕГРЮЛ может быть необходима для совершения определённых юридически значимых действий. Информацию из реестра можно также получить в открытом доступе через сеть Интернет. Такая информация не имеет юридической силы надлежаще оформленной выписки.

Данные реестра о юридическом лице

  • полное и сокращённое наименование на русском языке;
  • место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (лица, выполняющего его функции);
  • способ образования;
  • сведения об учредителях (участниках);
  • в отношении акционерных обществ - сведения о держателях реестров их акционеров;
  • в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования;
  • подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов;
  • сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
  • дата регистрации изменений, внесённых в учредительные документы, или, в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесённых в учредительные документы;
  • способ прекращения деятельности;
  • сведения о нахождении в процессе ликвидации;
  • размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала;
  • данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет в налоговом органе;
  • номер и дата регистрации в качестве страхователя:
    • в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации ;
    • в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации ;
  • сведения о нахождении в процессе реорганизации;
  • сведения о том, что юридическое лицо, являющееся хозяйственным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала.