Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Лекционный материал для уроков технологии в 10 классе по разделу:
«ТЕХНОЛОГИЯ И ТРУД КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ»
Лекция № 2 по теме: «Современные технологии материального производства».
Цель: сформировать у учащихся представление о технологической культуре, технологии
ее видах; ознакомить с технологическими укладами, обозначить связи технологии с
наукой, техникой и производством; развивать познавательный интерес к наукоемким
технологиям; способствовать формированию технологической культуры
Для обеспечения своего существования обществу необходимо удовлетворять свои
потребности в товарах и услугах. Так как большинство товаров и практически все услуги
не появляются естественным природным путем, их необходимо производить искусственно.
Поэтому, нужные обществу товары и услуги получают посредством создаваемых людьми
производственных систем.
Современные технологии и производственные системы включают все необходимое для
производства продукции в искусственных (надприродных) условиях. Примерами таких
систем в сфере материального производства товаров могут служить любое
производственное и торговое предприятие; в сфере производства нематериальных услуг –
школа, институт, больница, театр, музей и т.д.
Все слагаемые производственной системы вступают во взаимодействие для создания
требуемого продукта (материального или нематериального). В ходе этого взаимодействия
осуществляется производственный процесс.
Если производственная система есть совокупность некоторых вещественных элементов, то
производственный процесс есть процесс взаимодействия названных элементов с целью
выпуска продукции.
Таким образом, производственный процесс представляет собой совокупность действий
средств производства и труда людей по преобразованию сырья (предмета труда) в готовую
товарную продукцию.
Предмет труда (сырье) в строгом смысле не является частью ни производственной
системы, ни производственного процесса. Сырье ­ это то, что перерабатывается в ходе
производственного процесса, поэтому оно вынесено за рамки и производственной системы,
и производственного процесса.
Вид, состав, особенности производственной системы всецело зависят от реализуемого
производственного процесса.
Производственная деятельность является основой
существования, как отдельного человека, так и общества в целом. Без производства нельзя
говорить не только о развитии общества, но и о простом его существовании.
Закономерности производственного процесса столь же объективны, как и законы физики,
химии и т.д. Поэтому объективная сторона процесса производства жестко не связана с так
называемыми общественными формациями и политическими течениями. Также жестко не

законов,
экономических отношений,
связана она и с видами экономики (плановая, рыночная и др.). Ведь любому обществу,
любой экономике необходимо решать задачи производства товаров и услуг. Общественно­
экономические формации и определенные виды экономики создают разные условия для
развития производства, поэтому в итоге имеют разные результаты. А вот для того, чтобы
знать, какие условия для успешного развития производства необходимо создать, следует
выявить и изучить его закономерности.
Процесс производства материальных благ начинается лишь при условии, когда рабочая
сила соединяется со средствами производства (орудиями и предметами труда). В процессе
производства материальных благ лини вступают в так называемые производственные или
экономические отношения.
Изучением общественно­производственных,
управляющих этими отношениями, непосредственно занимается экономическая теория.
Однако само производство продуктов потребления с его сложными, специфическими
особенностями, с его техникой, организацией процессов, технико­экономической оценкой
процессов, политическая экономия не изучает.
Подытоживая вышеуказанное, подчеркнем еще раз, что технология как наука, во­первых,
имеет непосредственные связи с техническими и экономическими науками, во­вторых,
имеет свой, присущий только ей объект изучения (производство, как объективно
существующую технологическую систему, имеющую свои закономерности формирования,
функционирования и развития).
И хотя технология как наука, изучая производство, не касается общественных отношений
людей в производстве, каждый отдельно взятый процесс она рассматривает с точки зрения
конкретной его сущности: человек ­ орудия труда ­ предмет труда.
В буквальном переводе с греческого термин «технология» означает «наука об искусстве,
мастерстве».
Мастерство, пожалуй, самое важное свойство человека. Именно им человек отличается и
выделяется из совокупности остальных биологических существ. На уровень мастерства
человек приходит постепенно, проходя этапы усвоения знаний, приобретения навыков,
умений и, наконец, мастерства.
Мастерство используется человеком и обществом в ходе создания материальных и
нематериальных благ, более того, без мастерства просто невозможно создать благо. Вместе
с тем, понятие «мастерство» не тождественно понятию «процесс создания блага», который
традиционно называют технологией.
Дело в том, что, несмотря на огромную роль, мастерство не обладает физической силой,
кто­то или что­то должно реализовывать предписываемую мастерством программу
действий. Изначально это делал сам носитель мастерства – человек. В наши дни наряду с
человеком мастерство реализуют средства производства (машины, устройства, механизмы,
автоматы и т.п.). Такая целенаправленная деятельность людей по производству
материальных и нематериальных благ называется живым трудом, а аналогичная
деятельность оборудования – прошлым трудом. Мастерство, реализованное в трудовой
деятельности, в совокупности образует процесс переработки сырья в товар (благо).
Таким образом, традиционное отождествление процесса изготовления товара с
технологией ошибочно, поскольку технология это наука о мастерстве, но не о труде,
который включается в процесс изготовления товара. Мастерство, будучи нематериальным
по своей природе, не расходуется в процессе производства, а труд (живой и прошлый)–
расходуется. Кроме того, даже из повседневных представлений ясно, что чем больше
мастерства, тем меньше затраты труда. Экономическая роль мастерства как раз и
заключается в снижении трудозатрат.
В научной и учебной литературе встречается множество определений технологии, к
которым надо относиться с осторожностью, предостерегающей от ошибок.

революционный элемент развития
Анализ эволюции понятия "технология" показывает, что современное его содержание
чрезвычайно многообразно. Предлагаем определения, которые можно сформулировать с
позиции упоминавшихся выше вещественных элементов производственной системы и
предмета труда.
С позиции предмета труда: технология – наука о мастерстве изменения свойств предмета
труда в потребительские свойства товара.
С позиции средств производства и людей­работников: технология ­ наука о мастерстве
использования труда (живого и прошлого) в процессе изготовления товара.
В более обобщенном виде: технология – наука, отвечающая на вопрос: как (с какой
степенью мастерства) изготовить тот или иной товар.
Таким образом, теория и практика современного производства позволяют утверждать, что
технология как наука изучает (анализирует):
1) сущность (содержание) процессов производства разнообразных продуктов потребления;
2) взаимные внутренние связи (взаимообусловленности) этих процессов;
3) закономерности развития этих процессов на базе достигнутого уровня
производительных сил и знаний человека об окружающем его мире.
Технология является стержнем, основой, связывающей воедино естественные, технические
и экономические науки.
Технология – это наиболее подвижный,
производительных сил общества и производственных отношений.
Причина развития технологии – преобладание потребностей общества над возможностью
их удовлетворения существующими средствами производства.
Источник развития технологии – достижения науки, которая в настоящее время сливается
с производством, становится непосредственной производительной силой общества.
Процесс изготовления продукции интегрирует (концентрирует) в себе сведения из многих
областей знаний. Чтобы изготавливать, например, материальный продукт, необходимы
знания о сырье и средствах производства (область технических наук – материаловедение,
теория машин и механизмов, сопротивление материалов и др.), необходимы
соответствующая организация производства, его снабжение, контроль, анализ и т.д.
(область экономических наук). Кроме того, всякое производство основано на трудовой
деятельности людей, следовательно, необходимы знания о трудовом процессе, а самое
главное о том, как заинтересовать человека в активном труде (область общественных
наук). Если мы занимаемся производством духовных благ, то дополнительно необходимы
знания из области гуманитарных наук.
Таким образом, оказалась охваченной практически вся сфера современного научного
знания. И это закономерно, так как основой существования общества является
производство. Поэтому и все знания, которые человек получает за свою жизнь, он
использует в будущей профессиональной и социальной деятельности. Различные виды
профессиональной деятельности человека сводятся к роли исполнителя той или иной
технологии.
Кроме того, процесс изготовления любого продукта основан на использовании
естественных процессов (физических, химических, биологических, информационных и
т.д.), протекающих по своим законам. Человек «подсматривает» их у природы или с
помощью науки познает эти объективные процессы и использует их в искусственно
созданных условиях производства. Поэтому результативность (производительность)
технологического процесса он может повысить лишь в тех рамках, которые допускают
природа, ее законы, а не путем собственного, субъективного волевого решения.
Технология есть мастерство по использованию естественных процессов в
производственном процессе искусственного изготовления товара. В это же время

технология не сводится к наукам о естественных процессах (физике, химии, биологии и
т.д.).
вся совокупность действий современного производственного процесса по самому важному
функциональному признаку может быть подразделена на две группы.
Одна группа действий непосредственно преобразует предмет труда в продукт. Эту
совокупность действий традиционно называют технологией производства.
Другая группа действия призвана создавать условия для успешного функционирования
первой группы действий. К ней относятся: управление производством, снабжение, учет,
контроль, анализ, сбыт, все то, что образует микроэкономику или экономику производства.
Таким образом, технология и экономика являются двумя элементами производственного
процесса. Технология – основная часть производства, непосредственно решающая задачу
выпуска продукции. Экономика – вспомогательная часть производственного процесса,
выполняющая функции управления и обеспечения технологии всем необходимым.
Таким образом, изменения в области экономики производства позволяют повысить
эффективность производства, но только до предела, налагаемого возможностями
существующей технологии.
Только изменения в области технологии ведут к неограниченному росту эффективности
производственного процесса. На этом основании можно утверждать, что технология –
основное звено производственного процесса. В ней кроется источник роста общественного
благосостояния. Никакая экономика не сможет обеспечить выпуск конкурентоспособных
товаров на базе устаревшей малопроизводительной технологии. Успехи экономики
напрямую связаны с уровнем знаний о технологии производства, а также – с умелым их
использованием.
Технология и экономика как науки имеют объекты изучения, соответствующие их
функциям в производственном процессе. Технология изучает процессы непосредственного
изготовления продуктов, экономика – процессы, которые необходимо осуществлять для
успешной реализации технологии производства. Таким образом, технология и экономика
как науки решают общую задачу по производству продукции, имеют общий объект
изучения (производство), но исследуют его с разных сторон.
Цель изучения современных технологий заключается в нахождении способов снижения
трудозатрат (производственных затрат) путем усовершенствования или развития
технологии. Указанная цель хорошо иллюстрируется следующей цитатой Д.И. Менделеева:
«Дело, например, химии изучать получение железа из его руд или других веществ природы,
где оно содержится, а дело технологии изучать выгоднейшие для того способы, выбрать из
возможностей наиболее применимую по выгодности к данным условиям времени и места,
чтобы придать продукту наибольшую «дешевизну» при желаемых свойствах и формах».
«Дешевизна» продукта предопределяется именно производственными трудозатратами.
Тот факт, что целью изучения технологии является снижение трудозатрат, свидетельствует
о тесной близости между экономической деятельностью и технологией, поскольку через
развитие последней решается важнейшая задача по повышению доходности производства,
а, в конечном счете, – задача по повышению благосостояния общества.
Для более четкого представления принципиальных различий и взаимосвязи между
трудозатратами и технологией рассмотрим цепочку потребностей, в которую они
вплетаются. Так, потребность общества в надприродных товарах и услугах вызывает
потребность в мастерстве их создания, т.е. в технологии. Только после этого для
реализации технологии возникает потребность в труде. Наличие труда без мастерства
бессмысленно, так как любое его количество не приведет к получению результата по
причине отсутствия средства, обеспечивающего достижение результата.

Роль технологии в общественном производстве в последнее время все больше возрастает.
Это обусловлено в первую очередь отставанием техники и экономики от запросов
практики: увеличивающейся угрозой экономического кризиса, нехваткой в планетарном
масштабе энергии, продуктов питания, истощением природных ресурсов.
Процедура классификации технологий предполагает выявление отличительных черт или
признаков, однако не менее важно добавить то общее, что позволяет называть процессы
получения материальных и нематериальных продуктов технологиями в широком смысле
слова (технологиями вообще).
Какие свойства и черты постоянны для всех видов технологий?
Как отмечалось,
технологии характеризуются многочисленностью и большим
разнообразием. Однако есть черты или признаки, делающие все разнообразные процессы
получения продуктов технологиями. Выделим общее, что имеется в технологиях разного
вида, и то, что их отличает.
Начнем с общего. Создателями и исполнителями любой технологии являются люди. Они
проектируют технологии в соответствии с принципами и закономерностями человеческой
деятельности, так сказать, «под себя». Как известно, закономерности деятельности
человека изучает психология. Она выделяет основные принципы деятельности:
– деятельность есть процесс последовательного получения требуемого результата;
– деятельность всегда имеет цель и мотивы;
– деятельность строится из элементарных базовых действий, объединяющихся в
образования разной иерархии.
Перечисленные принципы деятельности человек переносит в технологию. Это образует
«человеческое» в технологии. Этим все технологии схожи между собой. Поэтому мы здесь
имеем дело с тем общим, повторяющимся, что есть в технологиях разного рода.
Поскольку всякий технологический процесс основан на естественном природном процессе,
который имеет свои объективные закономерности, свою логику, содержание и
последовательность технологических действий (этапов) предопределяются этими
закономерностями и логикой. Это индивидуальное, специфическое, особенное в
технологиях, что отличает их друг от друга.
Рассматривая технологию как объект изучения, в ней выделяют две стороны:
объективную и субъективную.
Соответственно различают:
– практическую технологию, то есть воплощенную в определенной технике, структуре и
организации производства;
– научную и теоретическую технологии – изучающие, познающие, анализирующие,
обобщающие практическую технологию и определяющие основные направления ее
развития.
Совершенно очевидно, что с практической технологией непосредственно связана научная, а
с научной – теоретическая технология. С другой стороны, субъективная технология есть
отражение, обобщение практической, т.е. объективной технологии.
Охарактеризуем более подробно практическую технологию.
Практическая технология – это отработанная опытом совокупность процессов или
действий по созданию определенного вида потребительной стоимости.
Данная технология объективно существует, так как может быть описана, представлена,
изображена, сфотографирована и т.д.
Ее описывают, изображают и представляют с тем, чтобы ею мог овладеть любой человек,
умеющий читать соответствующую информацию.
Эта информация обычно отражает реальные процесс создания потребительной стоимости,
реальное производство и взаимодействие человека с природой и обществом.

К основным задачам практической технологии в области материального производства
относят:
– изыскание и реализация средств интенсификации технологических процессов;
– контроль технологических режимов;
– изучение влияния на качество продукции состояния средств производства, изменения
условий производства и других факторов;
– подготовку производства к выпуску новых товаров или товаров улучшенного качества.
Наиболее распространена классификация практической технологии по видам
потребительных стоимостей.
Исходя из этого, выделяют:
– материальную технологию или технологию материального производства, т.е.
производства материальных благ;
– нематериальную (социальную) технологию, то есть технологию сферы образования,
науки, здравоохранения и т.д.
В чем заключаются специфические различия материальной и нематериальной (социальной)
технологии?
Материальная технология в преобладающем большинстве является машинной, т.е.
совокупность технологических действий осуществляется в основном с помощью машин,
технических устройств и приспособлений. Машины выполняют функции посредника,
размещенного между человеком – исполнителем технологии, и предметом труда. Человек­
исполнитель приводит их в действие, а машины­посредники выполняют совокупность
требуемых технологических воздействий на предмет труда. Применение более
производительной машины повысит результативность труда человека (живого труда).
Социальную технологию от материальной, прежде всего, отличает продукт. Он является
нематериальным и, как правило, представляется в виде услуги (работа учителя, игра
актера и т.д.). В социальной технологии отсутствует машина­посредник, задающая
приблизительную функциональную однозначность живого труда. Здесь человек­
исполнитель и человек­потребитель услуги взаимодействуют. Именно поэтому социальные
технологии отличаются высокой ролью человека­исполнителя.
Научная технология изучает и обобщает опыт создания потребительных стоимостей.
Предмет ее изучения – процессы взаимодействия средств труда, предметов труда и
окружающей среды при создании всего многообразия потребительных стоимостей.
В области, например, материального производства, ее задачами являются:
– изучение закономерностей протекания процессов преобразования предметов труда в
продукцию или товары;
– изыскание новых, прогрессивных способов воздействия на предметы труда, их
экспериментальная, опытная проверка;
– разработка мероприятий, обеспечивающих экологическую чистоту новой технологии;
– технико­экономическое обоснование новых технологических процессов;
– выбор и проектирование наиболее эффективной и безопасной практикой технологии, ее
промышленное освоение.
Теоретическая технология изучает диалектику технологии и возможность использования
законов развития природы и общества для преобразования материального и духовного
мира человека.
Предмет ее исследования – процессы развития познающей и преобразующей деятельности
человека, отдельных ее областей или сфер.
Основные задачи этой технологии:
– познание законов (или закономерностей) взаимодействия человека с природой;
– познание закономерностей общественных отношений в процессе производства;

– изучение возможности и условий практического применения познанных законов или
закономерностей;
– разработка и прогнозирование основных направлений развития технологических
процессов.
Содержание целей и задач может меняться в зависимости от специфики деятельности
человека (в области материального производства, науки, искусства и т.д.).
Таким образом,
теоретическая технология должна раскрывать теоретические
закономерности развития на определенном уровне организации материального мира,
производительных сил и человеческого общества, а также прогнозировать основные
направления этого развития.
Выделяя практическую, научную и теоретическую технологии в отдельные области знания,
нельзя ничего не сказать о их диалектическом единстве.
Практическая технология, базирующаяся на естественных процессах, имеет как
объективные (внутренние) так и субъективные (внешние) законы и закономерности
развития.
Практическая технология возникла на базе естественных, объективно существующих вне
зависимости от сознания человека процессах, значит, она есть такая же объективная
реальность, имеющая свои законы развития.
Однако человеческая технология (гомотехнология) отличается от естественных процессов
тем, что человек логически организовал последовательность процессов воздействия на
природу с целью удовлетворения потребностей.
Поэтому по отношению к естественным технологические процессы являются
опосредствованными, отвоеванными у природы, управляемыми.
С другой стороны, темпы развития практической технологии определяются не только
успехами естествознания, технических и общественных наук, но зависят и от
экономических условий производства, внутренней и внешней политики государства,
развития культуры и т.д.
В этом смысле можно утверждать, что технология тесно связана и с внешними факторами:
экономическими, социальными, политическими, экологическими.
Таким образом, познание объективных и субъективных закономерностей развития
практической технологии – предмет исследования теоретической технологии.
Научная технология призвана заниматься разработкой новых технологий, на основании
анализа и изучения практической технологии и обобщения данных теоретической
технологии.
Отличие между теоретической и научной технологией в том, что первая абстрагируется от
конкретных свойств потребительных стоимостей и самого труда, а вторая – от общих
процессов развития технологии.
На современном этапе развития общественного производства научная и теоретическая
технологии, вышедшие из практической, обособились как вполне самостоятельные области
знаний.
Рассмотрим еще один вид классификации технологии по самому важному
функциональному признаку.
В рамках производственного процесса выделяют базовые или основные технологии,
которые традиционно называют технологией производства, и вспомогательные, которые
традиционно называют экономикой производства.
Все виды экономической деятельности немыслимы без мастерства, т.е. технологии. При
этом технологии экономических видов деятельности всегда продуцируют нематериальные
блага в виде: перемещенного груза (снабжение), сбыта продукта, учета запасов сырья и т.д.
Современные технологии
В ХХ в., особенно со второй его половины, произошло появление ряда новых

>> Информационные технологии

Про человека, который умеет пользоваться компьютером для работы с текстами, изображениями, звуками или для новых сведений говорят, что он владеет информационными технологиями.

Технология - это способ обработки материалов для получения готовой продукции. Применяя ту или иную технологию, мы выполняем операции над материалами и в результате получаем готовое изделие. При этом мы можем использовать разные инструменты.

Рассмотрите примеры материальных технологий на странице 4. Какие инструменты применяются в этих технологиях? Может ли результат применения технологии стать материалом?

Выполните

Опираясь на рисунки на странице 4, постройте возможные цепочки «материал - операция - результат». Если нужно, добавьте недостающее звено сами.

Как вы считаете?

Каким общим словом называется то, что мы получаем и передаём в виде текста , речи, звуков, рисунков, фотографий, видеофильмов ?

Когда мы

читаем книгу, говорим кому-то что-то,
слушаем радио, пишем записку,
смотрим фильм, дарим фотографию,
наблюдаем за природой,
слушаем кого-то,
мы получаем... мы передаём...

Почему информационные технологии называются «информационными»?
Чем похожи и чем отличаются материальные и информационные технологии?
Что из того, что вы видите вокруг, можно считать результатом применения информационных технологий? Что использовано в них в качестве исходных материалов?

Владение информационными технологиями, то есть способами обработки информации, - такое требование предъявляется сегодня работникам очень многих профессий. Основной инструмент информационных технологий это . С помощью компьютера люди разных профессий решают две основные задачи:

1. Создание и изменение текстов, изображений, звуков, видеофильмов.

2. Полная или частичная передача компьютерам действий, которые выполняет человек (при управлении самолётами и кораблями, при принятии решений, при разработке новой техники, при управлении работой заводов и фабрик и так далее).

Для того чтобы переложить на компьютер как можно большую часть своей работы, людям приходится создавать точные описания окружающих их предметов, своих действий и рассуждений. Для записи таких описаний удобно использовать схемы и таблицы . Учиться этому можно по учебнику «Информатика в играх и задачах».

Проверьте себя.

Исправьте ошибки.

Компьютер - инструмент, а значит с его помощью можно измерить ширину комнаты, дотянуться до полки, забить гвоздь, разгладить смятую бумажку.

Горячев А.В., Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. - М: Баласс, 2010. - 80с., ил. - Ч.1

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Хозяйствующие субъекты в процессе своей деятельности применяют рабочую силу, предметы и средства труда. Человек воздействует на определенный комплекс вещей и изготавливает из них различные ценности. Ключевое значение в процессе создания продукции имеет материально-техническое снабжение. Без сырья, топлива и пр. изготовление того или иного товара (оказание услуги, выполнение работы) невозможно.

Материально-техническое снабжение

В хозяйственной деятельности человек применяет различные объекты и ценности. В добывающих отраслях ими выступают преимущественно природные компоненты. Это, в частности, полезные ископаемые, элементы животного и растительного мира. В других отраслях применяются разные виды материальных ресурсов. К ним относят сырье, топливо и пр. Используя средства труда, человек воздействует на этот комплекс элементов, изготавливает те или иные блага. Они, в свою очередь, могут использоваться для удовлетворения нужд или для создания других ценностей. Важнейшую роль в хозяйственной деятельности человека играют энергетические ресурсы. Они классифицируются по различным критериям.

В зависимости от типа выделяют, например, уголь, газ, электро-, гидроэнергию и так далее. По методу подготовки к дальнейшему использованию различают облагороженные, природные, обогащенные, преобразованные, переработанные. В зависимости от способа получения различают собственные или приобретенные на стороне энергетические ресурсы. Существует классификация по кратности применения: вторичные, первичные, многократного использования. Различают также типы ценностей в зависимости от направлений отрасли: сельскохозяйственные, строительные, транспортные, промышленные. Материально-производственные ресурсы – это объекты, которые применяет человек для воздействия на другие вещи в ходе своей хозяйственной деятельности. Их именуют еще основными фондами. Они также классифицируются по различным группам.

МТР

Материально-технические ресурсы представляют собой предметы, которые участвуют в процессе создания благ. Основным критерием, по которому они классифицируются, выступает их происхождение. Для той или иной отрасли необходимы конкретные основные и вспомогательные материалы. Например, получение неметаллов – это химическая промышленность, цветных и черных металлов – металлургия, изготовление изделий из древесины – деревообработка. Существует также классификация по назначению в производственном процессе (выпуск комплектующих, конечной продукции, полуфабрикатов и так далее). В качестве дополнительных признаков вводят:


Группы

В соответствии с назначением материальные ресурсы разделяются на следующие категории:

  1. Сырье. Оно применяется для изготовления материальных и энергоресурсов.
  2. Полуфабрикаты. Они направляются на дальнейшую обработку.
  3. Материалы (применяются в основном и вспомогательном производствах).
  4. Комплектующие. Их используют при изготовлении конечной продукции.
  5. Готовые изделия. Они направляются потребителям.

Сырье

Оно представляет собой сырые материальные ресурсы, которые в процессе хозяйственной деятельности формируют основу для готового изделия либо полуфабриката. В данной категории в первую очередь выделяется промышленное сырье. Оно, в свою очередь, разделяется на искусственное и минеральное. К последнему относят:


Искусственные материальные ресурсы – это пластические массы и синтетические смолы, каучук, разные моющие вещества, заменители кожи и пр. Особое место в экономической деятельности занимает сельскохозяйственное сырье. Оно разделяется на растительное (зерновые и прочие культуры) и животное (сырые кожи, мясо, шерсть, молоко, яйца и пр.). В хозяйственной деятельности применяется также сырье рыбной и лесной промышленности.

Материалы

Они считаются основой для комплектующих, полуфабрикатов, готовой продукции. Существуют основные и вспомогательные материалы. К первым относят те, которые применяются непосредственно в процессе создания готового продукта и входят в его состав. Вспомогательные материалы не включены в само изделие, однако без них выпуск его невозможен. Указанные категории, в свою очередь, классифицируются на подгруппы, классы, типы, группы.

Полуфабрикаты

Эти материальные ресурсы представляют собой полуготовые продукты. Они должны пройти обработку перед тем, как превратиться в готовое изделие. Полуфабрикаты разделены на две крупные категории. В первую входят частично изготовленные изделия внутри одного предприятия. Они передаются от одного подразделения в другое. Во вторую группу включены полупродукты, которые поступают от одного предприятия на другое. Полуфабрикаты могут проходить разовую или многооперационную обработку, после которой они становятся готовой продукцией.

Комплектующие

Они представляют собой готовые изделия. В промышленной сфере комплектующие материалы поставляются от одного предприятия другому. Последнее применяет их в изготовлении конечной продукции. Комплектующие, проще говоря, выступают как составные элементы изделия.

Готовая продукция

Предприятия могут выпускать товары потребительского либо промышленного назначения. Они называются конечной продукцией. Первые предназначаются для реализации покупателям. Потребительские товары могут быть многократного (продолжительного) или кратковременного использования, особого, предварительного или повседневного спроса.

Вторсырье

К нему относятся отходы – остатки материалов, сырья, полуфабрикатов, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности. Эти объекты частично либо полностью утрачивают первоначальные свойства. Вторсырье появляется также при списании и демонтаже машин, узлов, деталей, установок, оборудования и прочих основных фондов. Вторичные материальные ресурсы включают в себя и те отходы, для которых сегодня отсутствуют условия эксплуатации (экономические, организационные и пр.). С увеличением объемов выпуска продукции количество этого сырья будет постоянно возрастать. Вторичные ресурсы разделяются в зависимости от:


Рациональность применения

Материальные ресурсы предприятия выступают в качестве одного из ключевых факторов деятельности. За счет них образуется вещественный состав продукции. Они также в определенной степени обеспечивают процесс изготовления товаров. Конечная продукция, в свою очередь, используется для удовлетворения нужд населения. Это указывает на прямую зависимость благосостояния общества от того, насколько полно хозяйствующие субъекты удовлетворяют свою потребность в материальных ресурсах. Немаловажное значение имеет и рациональное распределение МР, их грамотное применение в процессе деятельности. Эффективное использование сырья предполагает следующие мероприятия:

  1. Качественную и тщательную подготовку МР к непосредственному применению в промышленности.
  2. Улучшение структуры топливно-энергетического баланса.
  3. Грамотную организацию хранения и транспортировки сырья, недопущение снижения качества и потерь.
  4. Химизацию производственного процесса.
  5. Комплексное применение сырья.
  6. Использование отходов, вторсырья.

Подготовка МР

Некоторые материальные ресурсы предприятия перед внедрением в процесс изготовления продукции должны пройти определенную обработку. В каждой промышленной отрасли этот процесс имеет свои отличия. Основными типами первичной обработки принято считать:

  1. Обогащение сырья. Например, в коксохимическом производстве таким образом обрабатывается уголь, в цветной и черной металлургии – руды.
  2. Предварительную очистку и стандартизацию. В текстильной промышленности, например, такие процедуры проходят шерсть, хлопок и пр.
  3. Консервирование. Оно используется в пищевой промышленности для плодов, рыбы, мяса, овощей и пр.
  4. Выдержку, сушку. Эти методы обработки характерны для деревообрабатывающей промышленности.

Госрегулирование

Динамика эффективности использования сырья формируется под влиянием различных внешних и внутренних факторов. К первым, в частности, относят госрегулирование ресурсосбережения. Оно включает в себя:


Существенное значение в реализации госрегулирования имеют программы по техническому развитию отраслей, разработка и внедрение безотходного и малоотходного производств. Для их реализации и стимулирования хозяйствующих субъектов к рациональному применению МР государство активирует специальные финансовые рычаги. Немаловажное значение имеет и закрепление к стандартам предельных показателей материалоемкости продукции.

Рыночная конъюнктура

В разработке производственной программы, создания ассортимента продукции важнейшее значение имеют такие показатели, как спрос, предложение и стоимость МР. Уровень транспортно-заготовительных затрат обуславливает выбор того или иного поставщика. Определяющее значение при принятии решений по качеству, ассортименту, ценам и пр. имеет конкуренция между действующими на рынке хозяйствующими субъектами.

Другие факторы

На эффективность использования большое влияние оказывает уровень научно-технического развития, наличие новых знаний, сырьевых источников. Стратегия деятельности хозяйственного субъекта в целом находится под воздействием общеэкономических факторов. Как следствие, они влияют и на процесс эксплуатации материальных ресурсов. К таким факторам относят в первую очередь экономическую ситуацию в государстве, уровень госрегулирования, состояние инфраструктуры в отраслях народного хозяйства и др. К прочим условиям следует отнести:

  • Экологические.
  • Природно-климатические.
  • Политические и др.

Внутренние факторы

Они являются следствием воздействия внешних условий. Внутренние факторы при этом определяют непосредственный уровень рациональности применения МР. К ним в первую очередь относят технические факторы. Они проявляются на этапе проектирования. Технические условия влияют на снижение расхода определенных типов материальных ресурсов на 1 единицу продукции, а также воздействуют на повышение качества и улучшение характеристик товаров. Технологические факторы проявляются на этапе создания изделий. Они обуславливают снижение потерь и объемов отходов. На степень потребления материальных ресурсов воздействует множество экономических и организационных факторов. Некоторые из них оказывают непрямое влияние, проявляясь и в процессе конструирования, и в ходе непосредственного создания продукта. Организационные факторы ориентированы на совершенствование производственной структуры. Экономические условия способствуют рационализации процесса применения МР.

Улучшение ситуации

Мероприятия, которые направлены на повышение эффективности использования МР, должны в первую очередь реализовываться в первичном звене. Одним из ключевых элементов программы выступает действенный механизм сбережения. Как показывает опыт экономически развитых стран, максимальных результатов в сфере рационального использования МР достигли те хозяйствующие субъекты, которые сделали ресурсосберегающую политику приоритетной. Безусловно, переход к ней требует комплексного подхода, структурной перестройки. При этом должны учитываться реальные потребности внешнего и внутреннего рынков.

Система показателей

В деятельности любого хозяйствующего субъекта особое место занимает анализ материальных ресурсов. Выступая как экономическая категория, они имеют качественную и количественную характеристики. При оценке результативности применения МР используются разнообразные величины. В экономических изданиях присутствует множество их группировок, для каждой из которых предусматривается собственное обоснование. К наиболее приемлемой системе относят ту, которая включает в себя единичные (локальные, частные) и обобщающие показатели, а также научно обоснованные нормативы, в соответствии с которыми могут применяться те или иные материальные ресурсы организации. К общим величинам относят:

  • Показатели относительного и абсолютного изменения объемов затрат.
  • Материалоемкость продукции и производства.
  • Значение интенсивности применения МР.
  • Показатели потребительской структуры и пр.

К единичным следует отнести величины, характеризующие долю остатка сырья (отходов), полезного применения МР, уровень потерь и степень их вовлечения в процесс изготовления продукции.

Ключевые элементы

Необходимо различать материалоемкость продукции и производства. Последняя категория характеризует результативность и уровень применения МР в целом по фирме, вне зависимости от конкретного типа продукции, которые ею выпускаются. Материалоемкость производства может исчисляться на разных уровнях (на предприятии, в отрасли, в сфере народного хозяйства в целом). Соответственно, устанавливается классификация в зависимости от характеризуемого объекта. Например, существует народнохозяйственная материалоемкость, отраслевая, региональная и пр. Затраты на МР представлены в качестве синтетической и многоаспектной категории. В этой связи в систему показателей необходимо включать такие величины, как металлоемкость, энергоемкость, топливоемкость. Некоторые такие показатели достаточно распространены в практике статистики и учета. Например, это относится к металло- и энергоемкости ВВП. Отраслевые показатели рассчитываются конкретно по определенным секторам народного хозяйства. Они определяются как отношение объема затрат на материальные ресурсы и выпуск продукции к объему товарного или валового продукта. Расчет для конкретного хозяйствующего субъекта осуществляется аналогичным образом.

Заключение

Материальные ресурсы выступают как одно из ключевых звеньев производственной системы. Для обеспечения непрерывности процесса изготовления продукции должны быть созданы соответствующие условия для их получения и внедрения в деятельность. Важнейшей задачей для любого хозяйствующего субъекта считается разработка мероприятий по наиболее рациональному, эффективному использованию МР. Для реализации поставленных задач должна быть выработана соответствующая стратегия, установлены нормативы. Дополнительно необходимо осуществлять постоянный контроль над соблюдением требований и норм расходования. Только при таком комплексном подходе можно добиться эффективного использования имеющихся у компании МР.

ПООП ООО – 2015_СОДЕРЖАНИЕ_ТЕХНОЛОГИЯ

Программа реализуется из расчета 2 часа в неделю в 5-7 классах, 1 час - в 8 классе, в 9 классе - за счет вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности.

Подразумевается и значительная внеурочная активность обучающихся. Такое решение обусловлено задачами формирования учебной самостоятельности, высокой степенью ориентации на индивидуальные запросы и интересы обучающегося, ориентацией на особенность возраста как периода разнообразных «безответственных» проб

Формы внеурочной деятельности в рамках предметной области «Технология» – это проектная деятельность обучающихся, экскурсии, домашние задания и краткосрочные курсы дополнительного образования (или мастер-классы, не более 17 часов), позволяющие освоить конкретную материальную или информационную технологию, необходимую для изготовления продукта в проекте обучающегося, актуального на момент прохождения курса.

Первый блок включает содержание, позволяющее ввести обучающихся в контекст современных материальных и информационных технологий, показывающее технологическую эволюцию человечества, ее закономерности, технологические тренды ближайших десятилетий.

Второй блок содержания позволяет обучающемуся получить опыт персонифицированного действия в рамках применения и разработки технологических решений, изучения и мониторинга эволюции потребностей.

Содержание блока 2 организовано таким образом, чтобы формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь, регулятивные (работа по инструкции, анализ ситуации, постановка цели и задач, планирование деятельности и ресурсов, планирование и осуществление текущего контроля деятельности, оценка результата и продукта деятельности) и коммуникативные (письменная коммуникация, публичное выступление, продуктивное групповое взаимодействие).

Базовыми образовательными технологиями, обеспечивающими работу с содержанием блока 2, являются технологии проектной деятельности.

Блок 2 реализуется в следующих организационных формах: теоретическое обучение и формирование информационной основы проектной деятельности – в рамках урочной деятельности; практические работы в средах моделирования и конструирования – в рамках урочной деятельности; проектная деятельность в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Третий блок содержания обеспечивает обучающегося информацией о профессиональной деятельности, в контексте современных производственных технологий; производящих отраслях конкретного региона, региональных рынках труда; законах, которым подчиняется развитие трудовых ресурсов современного общества, а также позволяет сформировать ситуации, в которых обучающийся получает возможность социально-профессиональных проб и опыт принятия и обоснования собственных решений.

Содержание блока 3 организовано таким образом, чтобы позволить формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь личностные (оценка внутренних ресурсов, принятие ответственного решения, планирование собственного продвижения) и учебные (обработка информации: анализ и прогнозирование, извлечение информации из первичных источников), включает общие вопросы планирования профессионального образования и профессиональной карьеры, анализа территориального рынка труда, а также индивидуальные программы образовательных путешествий и широкую номенклатуру краткосрочных курсов, призванных стать для обучающихся ситуацией пробы в определенных видах деятельности и / или в оперировании с определенными объектами воздействия.

БЛОК 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития

Потребности и технологии. Потребности. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Понятие технологии. Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии.

История развития технологий. Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития.

Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства.

Технологическая система как средство для удовлетворения базовых и социальных нужд человека. Входы и выходы технологической системы. Управление в технологических системах. Обратная связь. Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Робототехника. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств.

Производственные технологии. Промышленные технологии. Технологии сельского хозяйства.

Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений.

Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология. Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической. Машины для преобразования энергии. Устройства для накопления энергии. Устройства для передачи энергии. Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии.

Автоматизация производства. Производственные технологии автоматизированного производства.

Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Современные материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы), пластики и керамика как альтернатива металлам, новые перспективы применения металлов, пористые металлы. Технологии получения и обработки материалов с заданными свойствами (закалка, сплавы, обработка поверхности (бомбардировка и т. п.), порошковая металлургия, композитные материалы, технологии синтеза. Биотехнологии.

Специфика социальных технологий. Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология. Технологии сферы услуг.

Современные промышленные технологии получения продуктов питания.

Современные информационные технологии. Потребности в перемещении людей и товаров, потребительские функции транспорта. Виды транспорта, история развития транспорта. Влияние транспорта на окружающую среду. Безопасность транспорта. Транспортная логистика. Регулирование транспортных потоков

Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными свойствами. Электроника (фотоника). Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТ-инструментов. Медицинские технологии. Тестирующие препараты. Локальная доставка препарата. Персонифицированная вакцина. Генная инженерия как технология ликвидации нежелательных наследуемых признаков. Создание генетических тестов. Создание органов и организмов с искусственной генетической программой.

Управление в современном производстве. Роль метрологии в современном производстве. Инновационные предприятия. Трансферт технологий.

Осуществление мониторинга СМИ и ресурсов Интернета по вопросам формирования, продвижения и внедрения новых технологий, обслуживающих ту или иную группу потребностей или отнесенных к той или иной технологической стратегии

Технологии в сфере быта.

Экология жилья. Технологии содержания жилья. Взаимодействие со службами ЖКХ. Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов.

Энергетическое обеспечение нашего дома. Электроприборы. Бытовая техника и ее развитие. Освещение и освещенность, нормы освещенности в зависимости от назначения помещения. Отопление и тепловые потери. Энергосбережение в быту. Электробезопасность в быту и экология жилища.

Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи.