Использование норм времени и выработки для планирования численности специалистов
Расчеты численности управленческого персонала проводят далеко не все организации. Это связано с тем, что нормирование их труда представляет собой особую сложность. Основным объектом нормирования управленческого труда является выполняемая функция - определенный состав работ по обработке информации. По характеру труда, сложности и ответственности выполняемых функций управленческий персонал делится на три категории: руководители, специалисты, технические исполнители или другие служащие. Их трудовые функции и содержание труда различаются прежде всего по таким показателям, как сложность выполняемых работ, уровень квалификации работников, доля творческого труда, степень повторяемости отдельных элементов работы, неравномерность загрузки в течение рабочего дня. Все это требует применения различных методов нормирования труда и расчета численности для разных категорий управленческого персонала.
Для расчета необходимой численности некоторых специалистов, служащих и технических исполнителей (работники архивов, делопроизводители, чертежники и конструкторы, технологи и т.п.), занятых выполнением повторяющихся работ, можно использовать нормы времени и нормы выработки. Сначала определя-

ется планируемый объем работ, затем проводится расчет так же, как и для рабочих.
В тех случаях когда выполняются работы, нестабильные по объему, но с наличием периодически повторяющихся элементов, обычно используют нормы обслуживания или расчет по рабочим местам. Обычно это применяется для расчета численности таких работников, как диспетчеры, кассиры, контролеры и т.п.
При планировании численности управленческого персонала прежде всего необходимо иметь в виду следующее важное обстоятельство: доля управленческих расходов на заработную плату всех категорий ИТР и АУП должна возрастать для обеспечения роста эффективности производства, повышения конкурентоспособности предприятия на основе роста его технологического уровня. Для непромышленных организаций это не всегда характерно. В условиях командной экономики управление не воспринималось в качестве фактора развития производства, а сами управленческие расходы рассматривались исключительно как непроизводительные, как некое бремя для предприятий, и с ними велась упорная и настойчивая борьба.
В реальной же практике планирование управленческих расходов осуществляется следующими методами: 1) традиционным; 2) по принципу «от достигнутого»; 3) в увязке с конечными результатами.
В первом случае численность управленческого персонала, специалистов и служащих может быть определена исходя из анализа среднеотраслевых данных, но в основном устанавливается по нормативам численности или по специальным расчетным формулам в зависимости от ряда факторов, определяемых для каждой категории. Чаще всего это общая численность персонала организации. Нормативы численности в зависимости от их назначения разрабатываются чаще по каждой отдельной функции управления, группам функций, предприятию в целом. Но возможно их установление и по отдельным видам работ (учетные, графические, вычислительные и др.), а также по должностям (конструкторы, технологи, экономисты и др.). Необходимо иметь в виду, что основная часть работы руководителей и специалистов прямому нормированию не поддается. Поэтому при разработке нормативов необходимо исходить из косвенного измерения затрат управленческого труда в зависимости от факторов, влияющих на трудоемкость выполняемых функций. Так, численность специалистов по управлению персоналом обычно устанавливается в зависимости от численности персонала, а специалистов, занятых организацией ремонта и энергетиче-

ского обслуживания, - от стоимости основных производственных фондов. Рассчитанная таким образом численность работников по каждой функции распределяется по структурным подразделениям организации или формируется функциональная служба.
Использование норм численности и управляемости для планирования
Планирование численности линейных и функциональных руководителей осуществляется с помощью норм управляемости, т.е. числа работников или подразделений, которыми должен руководить один руководитель. Для директора завода нормой управляемости определяется число его заместителей и структурных подразделений, находящихся в его непосредственном подчинении, для мастера - число рабочих или число бригадиров.
Для планирования численности подразделений и расстановки руководителей и специалистов используются также и нормы соотношений - число работников той или иной квалификации или должности, которое должно приходиться на одного работника другой квалификации или должности. С помощью норм соотношений устанавливаются оптимальные пропорции между численностью основных категорий управленческого персонала (руководителей, специалистов, других служащих) внутри структурных подразделений организации. Например, норма соотношений, приведенная к единице и записанная в виде: 1:6: 10, означает, что в данном подразделении на одного руководителя приходится шесть специалистов и десять других служащих. Однако эти нормы разработаны достаточно давно и в настоящее время не являются оптимальными, поэтому специалисты часть своего времени выполняют несвойственные им функции. Оптимизация структуры управления позволить повысить эффективность деятельности организации.
Общая потребность в управленческом персонале часто исчисляется от достигнутого по формуле
Ч = Ч + Ч
Лпл *нач лдоп»
где Чтч - численность управленческого персонала на начало планируемого периода; 4Ron - дополнительная потребность в управленческом персонале.
Дополнительная потребность состоит из численности, которая необходима для замещения выбытия работников, для частичной замены практиков, замещающих должности, где требуется специ-

альное образование, и на прирост, связанный с расширением производства и увеличением объема работ. Выбытие планируется в процентах к среднесписочной численности (коэффициент выбытия) на основе анализа отчетных данных за ряд лет и особенностей планируемого периода (например, планируются мероприятия по снижению текучести).
Дополнительная потребность на замену практиков планируется с учетом возможностей их обучения без отрыва от производства и ситуации на рынке труда. Дополнительная потребность в связи с расширением объема деятельности организации обычно планируется с использованием нормативов и учетом изменения организационной структуры, использованием вычислительной техники и т.п.
В последнее время некоторые фирмы планируют численность управленческого персонала исходя из планового бюджета расходов на него, однако это направление планирования только начинает развиваться.

Это процесс непрерывного обеспечения оптимальной численности человеческих ресурсов для решения задач, стоящих перед бизнесом в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Многие авторы считают, что управление численностью персонала на предприятии - это уменьшение количества сотрудников до минимума, при котором предприятие осуществляет свои функции. Это не всегда так. Кроме количественных показателей необходимо учитывать и качественные, а также перспективу развития предприятия. Предприятие, которое постоянно производит увольнения и набор сотрудников, через не слишком большой промежуток времени может стать нежелательным работодателем для высококвалифицированных сотрудников и сотрудников, которые привязаны к своей профессии и любимому делу, у которых одним из факторов выбора работодателя является стабильность и социальная защищенность.

Тем не менее, при определении необходимой численности сотрудников в любом случае необходимо считать, что оптимальная численность - это численность, близкая к минимальной, но учитывающая динамику и перспективы развития предприятия.

Как определить оптимальную численность сотрудников на предприятии? Для этого необходимо взять за основу несколько утверждений:

  • Прибыль предприятию приносят только основные рабочие
  • Любое уменьшение численности неосновного персонала приводит к росту производительности труда и эффективности бизнеса
  • Вспомогательный персонал отвечает за процессы жизнеобеспечения производства - их сокращение может привести к ухудшению качества обслуживания оборудования и сокращению срока его службы
  • Наличие административно-управленческого персонала позволяет эффективнее управлять бизнесом
  • Чрезмерная численность управленческого персонала приводит к ухудшению управляемости и неоправданному росту затрат

Как определить численность сотрудников

Для начала необходимо выполнить базовые экономические расчеты.

Расчет 1 . Определим теоретическую предельную численность при существующей ситуации. Для этого возьмем среднюю заработную плату по отрасли и учтем структуру затрат по предприятию.
Например: Средняя заработная плата в промышленности в Украине в марте 2010 года составила 2508 гривен. Коэффициент начислений на заработную плату на предприятии составляет 1,385. Доля заработной платы в себестоимости продукции - 19%, норма прибыли при продаже - 10%.
Таким образом, расходы на оплату труда составят 2 508 * 1,385 = 3 473,58
Плановая выработка на одного сотрудника составит 3 473,58 / 0,19 * 1,1 = 20 110,20

Расчет 2 . Определяем нормативный объем продаж, умножая полученное значение выработки на фактическую численность сотрудников.

Полученные цифры - нормативный и фактический объем продаж, фактическая средняя заработная плата и средняя по отрасли сравниваются между собой и на основании этого делаются выводы о необходимой численности персонала.

После этого производится проверка структуры предприятия на адекватность потребностям бизнеса.
Большинство руководителей подразделений не сталкиваются напрямую ни с экономикой предприятия, ни с финансами. Если на предприятии не применяются современные системы стимулирования, которые так или иначе завязаны на финансовый результат предприятия, то рано или поздно для решения стоящих перед подразделением задач будут делаться попытки создания новых должностей, увеличения количества персонала. Этот процесс может идти с разной интенсивностью и принимать различные формы. В значительной мере это зависит даже не от потребностей бизнеса, а от личности и стиля управления руководителя.

Например, если с начальника цеха основного производства требовать исключительно выпуска продукции в необходимых объемах, то постепенно в цехе начнет увеличиваться количество не только основных, но и вспомогательных рабочих, потом потребуется дополнительный управленческих персонал и т.д. Насколько это отвечает потребностям конкретной ситуации часто сказать невозможно. Поэтому для удержания структуры персонала под контролем может применяться нормативный метод.

Нормативный метод управления численностью персонала на предприятии предполагает, что на предприятии определяются "нормы обслуживания" и нормативные соотношения работников различных профессий, специальностей и должностей, основываясь на отраслевых особенностях предприятия. Например, на сколько работников предприятия нужен один бухгалтер, экономист, юрист. Каково должно быть соотношение основных и вспомогательных рабочих. Каково соотношение АУП и работников производственного подразделения и т.д.

В качестве базы для нормативного метода управления численностью персонала принимается численность основных рабочих. При этом специалист, проводящий анализ численности в соответствии с нормативами должен предварительно убедиться в правильности существующих норм времени и расчетной численности основного персонала. Убедиться в том, что коэффициент переработки норм времени находится в допустимых пределах. И только потом приступать к процедуре анализа и делать на ее основании определенные выводы.

Важным аспектом приведения структуры персонала в систему является необходимость тщательно выверить свои действия. Непродуманными решениями можно нарушить важные бизнес-процессы или повлиять на качество продукции.

Решетов Игорь

На основании полученных методов и алгоритмов разработана «Методика оценки самоорганизации предприятия (далее Методика)» и программа «Расчет самоорганизации СЭС»

Остановимся на особенностях Методики.

Универсальность. Методика не противопоставляется существующим подходам управления, в том числе ситуационным, а объединяет их, предлагая универсальные методы и алгоритмы, которые могут быть уточнены и дополнены с учетом специфики конкретного предприятия. Универсальность предлагаемых методов ограничена только масштабами: с ростом масштабов анализируемых СЭС снижается точность оценки.

Взвешенность. Самоорганизация – не самоцель, ее необходимо применять в правильной пропорции с административным управлением.

Учет целеполагания объекта управления. Помимо цели субъекта управления необходимо оценивать и учитывать в управлении цель объекта управления и ее структуру.

Выработка избыточной информации для борьбы с шумом. Методика строится на гипотезе, что аппарат управления любой СЭС необходим для дублирования команд и проверки достоверности получаемой управленческой информации. Допустим, в некотором подразделении между руководителем и подчиненными имеется звено иерархии – руководитель сектора. Руководителем подразделения на следующий временной период утверждаются целевые показатели работы. Руководитель сектора преобразует эти показатели в задачи для конкретного подчиненного либо осуществляет координацию задач между исполнителями.

Возникает вопрос, нужен ли для таких функций руководитель сектора, если декомпозицию задач может выполнить подчиненный, имея подробную инструкцию в работе и соответствующую квалификацию, а взаимодействие исполнителей отражено во внутреннем регламенте. Ответ очевиден: «Не нужен». Далее может возникнуть вопрос, зачем тогда руководитель сектора? Нам представляется логичным ответ: «Для участия в процессах самоорганизации и для борьбы с шумом».

Эксперная оценка потенциального уровня предприятия

Экспертиза проводится в четыре этапа:

  • формирование экспертной группы;
  • информирование экспертов о шкалах показателей оценок и об объектах оценки;
  • анкетирование экспертов;
  • подведение итогов экспертизы.

Длительность экспертизы зависит от масштабов и специфики исследуемого предприятия, примерное распределение трудозатрат по этапам экспертизы (в %): 20, 70, 5, 5.

Объектами экспертной оценки являются:

  • соответствие целей субъекта и объекта управления;
  • сложность управляемой системы;
  • информационное поле системы;
  • характеристики шума и уровень неопределенности решаемой управленческой задачи;
  • фактор времени.

Объекты экспертизы оцениваются по 5-ти балльной шкале, отражающей применимость процессов самоорганизации (1 – наименьшая, 5 – наибольшая). При этом для каждого объекта экспертизы имеются так называемые «стоп-факторы», препятствующие реализации процессов самоорганизации. Основными среди них являются:

  • отсутствие информационного поля взаимодействия;
  • дефицит ресурсов или недостаточность полномочий по их распоряжению;
  • несоблюдение установленных правил;
  • отсутствие шума;
  • отсутствие целесообразности в поведении объекта управления;
  • отрицательная направленность процесса самоорганизации;
  • неопределенность цели объекта управления;
  • срочность выполняемых задач (немедленное исполнение).

Оценка «Стоп-факторов» необходима для ответа на вопрос, возможно ли применение механизмов самоорганизации в управлении, оценка факторов применения самоорганизации – для ответа на вопрос, как повысить эффективность воздействия на процессы самоорганизации.

Наиболее простой задачей является оценка самоорганизации для малых предприятий, не имеющих разветвленной иерархической структуры и внутренних подразделений. В случае оценки предприятий с иерархической системой управления, имеющих внутренние структурные подразделения, оценка может производится тремя способами:

  • в разрезе структурных подразделений (при этом может быть рассчитан средний показатель уровня самоорганизации подразделений);
  • на заданном уровне иерархии управления;
  • в целом по предприятию (точность экспертной оценки при заданной квалификации экспертов уменьшается с ростом масштабов предприятия).

Для информирования экспертов об объекте оценки предлагается использовать такие методы сбора информации, как интервьюирование экспертами сотрудников предприятия; анализ управленческой отчетности; изучение документов по учету персонала предприятия; проверка документов бизнес-планирования, штатного расписания; информационное обследование предприятия.

Экспертиза предполагает заполнение экспертами анкет, в которых отражаются соответствующие баллы, имеющиеся «стоп-факторы» применимости механизмов самоорганизации и ранжирование показателей. На основании данных анкет вычисляется показатель потенциального уровня самоорганизации СЭС по формуле :

где R T1 , R T2 , R NI , R S , R KT – средние баллы, присвоенные экспертами соответствующим оценочным показателям при их ранжировании (R T1 +R T2 +R NI +R S +R KT =10) .
T 1 – показатель фактора времени по срочности решаемой задачи управления;
T 2 – показатель фактора времени по «возрасту» решаемой задачи управления;
N I – показатель характеристик шума и уровня неопределенности решаемой управленческой задачи (фактор «уместность применения шума»);
S – показатель сложность управляемой системы (фактор «величина разнообразия»);
K T – показатель информационного поля системы (факторы «интенсивность коммуникаций» и «величина разнообразия»);
X – показатель соответствия целей субъекта и объекта управления (фактор целеполагания).

Результаты экспертизы дают возможность выбрать приоритетные пути повышения уровня самоорганизации предприятия из четырех возможных:

  • разрешение противоречия целей объекта и субъекта управления;
  • развитие коммуникаций;
  • изменение разнообразия;
  • уместное применения шума;

В целях максимального использования процессов самоорганизации приоритет следует отдавать тому направлению развития предприятия, по которому показатель оценки имеет наибольший ранг и наименьшее значение по результатам экспертизы. Следует отметить, что увеличение возраста и срочности решаемых предприятием задач также может привести к росту потенциала самоорганизации предприятия и сокращению административных расходов.

Оценка необходимого уровня самоорганизации предприятия

В качестве входных данных в программу автоматических расчетов вводятся параметры, которые могут быть получены либо путем сбора статистических данных о предприятии, либо расчетным путем, либо путем экспертной оценки (пример интерфейса программы приведен на рис.2).

Так, путем сбора статистических данных определяются:

T – среднее время выполнения одной задачи в организации;
t – среднее время на постановку одной задачи и контроль за ее выполнением;
m – среднее количество задач, выполняемых одновременно;
n – количество исполнителей;
y – количество уровней иерархии в аппарате управления (для прямого подчинения, когда аппарат управления отсутствует, y=0);
z – количество отданных команд в заданный промежуток времени;
d – количество поступивших отчетов в заданный промежуток времени;
z" – количество неправильно выполненных команд из z ;
d" – количество недостоверных отчетов из d .

Вычисляются:

k – коэффициент шума, характеризующий долю шума (ошибочности) в работе исполнителей, допустим, что из 20 отданных руководителем команд 10 выполнены исполнителем с ошибкой, тогда коэффициент шума будет равен 1, что характеризует максимальную неопределенность процесса управления;
q – коэффициент шума при передаче информации между уровнями иерархии системы управления, в отличие от коэффициента k, q показывает ошибочность, создаваемую самим аппаратом управления, а не исполнителями;
x – коэффициент сжатия управленческой информации; например, если вместо сложного действия по запуску двигателя корабля на полную мощность, выполняемого командой из 20 человек в течение одной минуты, капитану корабля достаточно дать команду «полный вперед» (длительность команды 1 сек.), то коэффициент сжатия управленческой информации составит 1/1200, или сжатие в 1200 раз.

Параметры T, t, m являются исходными для расчета х ; параметры z, d, z", d" – для расчета k и q .

Для параметров x, q, y предусмотрено построение трехмерных моделей изменения функций максимальной численности аппарата управления и минимального необходимого уровня самоорганизации предприятия от переменных n и k . Кроме того, программа дает возможность исследовать динамику указанных трехмерных моделей с использованием встроенной функции итерации параметров x, q, y .

Путем экспертной оценки определяется С – потенциальный уровень самоорганизации СЭС (в ячейку с одноименным названием вводится значение С/5 с учетом показателя потенциального уровня самоорганизации СЭС, полученного по формуле) (3).

В качестве выходных данных программой выводятся значения промежуточных расчетных величин (a, b) и искомых расчетных величин (e o , s, с, Y max , Y min) :

a, b – коэффициенты, зависящие от количества уровней иерархии в аппарате управления и величины шума внутри него (введены для упрощения); для систем с прямым подчинением a=1, b=0 ;
указанные коэффициенты задают предельные значения оптимального уровня избыточности информации канала управления ео ;
е о оптимальный уровень избыточности информации канала управления, определяющий, какая часть пропускной способности информационного канала субъекта управления расходуется на корректирующий сигнал для борьбы с шумом;
Y max – максимальная численность аппарата управления, отражающая максимальную способность аппарата управления с заданными характеристиками обрабатывать управленческую информацию (дальнейшее увеличение численности аппарата управление приведет к его избыточности);
Y min – минимальная численность аппарата управления, определяемая из максимальной способности СЭС к самоорганизации – потенциального уровня самоорганизации СЭС (дальнейшее уменьшение численности аппарата управления приведет к потере управляемости).

Если по расчету программы с>C/5 , то в ячейку Ymin выводится символ пустого множества. В этом случае система управления с заданными характеристиками не может существовать.

Пример расчета численности аппарата управления предприятием

Рассмотрим проектную организацию «Вектор», существующую один год, в штат которой входят 74 проектировщика (инженеры, конструкторы, IT-специалисты, дизайнеры, экономисты, сметчики), 20 руководящих работников (главные инженеры проектов, руководители секторов, начальники отделов по направлениям, заместители руководителя организации и руководитель организации). Необходимо провести исследование организации и оценить оптимальность численности аппарата управления.

Первый этап. Проведение экспертной оценки потенциального уровня самоорганизации. Результаты опроса мнений 5 экспертов приведены в таблице.



генеральный директор
Института труда и экономического анализа,
к.э.н.

Нормативы численности управленческого персонала предприятия по основным подразделениям базируются на статистическом анализе фактической численности работников и ее зависимости от таких факторов, как сложность работ, их разнообразие, соответствие квалификации работника сложности выполняемых работ, использование современных средств обработки информации, объективно влияющих на трудоемкость выполнения работ и реализации функций, закрепленных за структурными подразделениями с учетом сложившихся на предприятии экономических и организационно-технических условий.
При разработке методики расчета нормативной численности специалистов и служащих структурных подразделений предприятия может быть использован следующий порядок.

Первый этап

Готовятся анкеты для сбора необходимой информации по содержанию выполняемых работ, сложившихся трудозатратах отдельных операций, объемным показателям, отражающим количественный аспект результатов труда. При этом необходимо предусмотреть дифференциацию работ по временным периодам, исходя из степени повторяемости работ в течение года. Можно выделить следующие периоды: рабочий день, месяц, квартал, год.
Заполнение анкет производится специалистами и служащими предприятия с использованием методов самофотографии рабочего времени и экспертной оценки руководителя подразделения (отдела, сектора и т.п.).

Второй этап

Следующий этап работы по созданию нормативов численности работников структурных подразделений включает:

Третий этап

На базе полученных результатов разрабатываются математические модели расчета нормативной численности служащих дифференцированно по структурным подразделениям предприятия.
В основу построения предлагаемых Институтом труда и экономического анализа математических моделей положен принципиально новый методический подход. Его суть состоит в том, что нормативная численность работников устанавливается в зависимости от степени их загрузки выполнением работ по соответствующим функциям, наиболее свойственным исследуемым группам работников и определяемым в соответствии с положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями.
При подобном подходе, во-первых, достигается максимальная сквозная реализация функций, возложенных на структурные подразделения, во-вторых, обеспечивается наиболее полный учет работ, необходимых для реализации конкретных функций. Это в свою очередь, ведет к повышению точности и обоснованности трудозатрат на выполнение функций и, следовательно, оптимизации численности работников.
Методологический подход к определению нормативной численности работников по нагрузке (нормативу на 1-го служащего) основывается на том, что каждая трудовая функция подразделяется на подфункции и работы, которые в соответствии с процедурами можно расчленить на операции. Степень дифференциации трудовых функций определяется на базе изученного материала, представленного в анкетах, положениях о структурных подразделениях и должностных инструкциях.
Норматив управляемости для руководителей высшего звена определяется из расчета 5—7 управляемых звеньев. Для генерального директора — 6 заместителей, для заместителя — 6 самостоятельных подразделений.

где П — нормативная численность по группам работников структурного подразделения управления (от 1 до n), чел.;
Ну — норматив управляемости для руководителей, освобожденных от основной деятельности и осуществляющих функциональное руководство (начальники управлений, отделов и их заместители), чел.:
Ну = 1 + Чрук,
где 1 — начальник управления (отдела), чел.;
Чрук — численность освобожденных заместителей начальника управления (отдела), чел., которая определяется по таблице 1.

Таблица 1

Численность служащих управления (отдела), чел.

Численность заместителей, чел.

Возможна 1 единица в зависимости от объема внешних связей

Примечание: В случае если в структурном подразделении присутствуют штатные единицы рабочих, численность заместителей руководителя подразделения может быть установлена исходя из общей численности сотрудников подразделения.

Методы расчета нормативной численности по группам работников структурных подразделений обладают некоторыми особенностями.
Во-первых, каждое подразделение характеризуется конкретной работой, осуществляемой группой исполнителей, что должно найти отражение в выборе объемных показателей, применяемых при расчете нормативов численности и нагрузке на 1 служащего.
Во-вторых, учитывая разнообразие работ, выполняемых служащими, и сложность использования для их учета объемных показателей, предусмотрены два вида коэффициентов: дополнительный коэффициент (Кдоп. ) и поправочный коэффициент (Кпопр. ).
Кдоп. >= 1 , так как использование этого коэффициента связано с увеличением времени основных работ, выраженных объемными показателями, на долю ненормируемых работ, времени на отдых и личные надобности и т.п.
Кдоп . определяется по формуле:

Кдоп. = 1 + Vнен. / (1 - Vнен.) ,

где Vнен . — удельный вес ненормируемых работ, времени на отдых и личные надобности и т.п. в годовом фонде рабочего времени, Vнен = % / 100.

Кпопр . <= 0,5, так как этот коэффициент является понижающим и применяется только к дополнительным работам, которые не могут составлять более 50 % от фонда рабочего времени и отражаться объемными показателями.
Кпопр . определяется по формуле:

Кпопр. = 0,5 - Vдоп. / (1 + Vдоп.) ,

где Vдоп . — удельный вес дополнительных работ, Vдоп. = % / 100.

На основе предложенного методического подхода разработана унифицированная формула для расчета нормативной численности работников по основным структурным подразделениям управления предприятия (производства) (Чстр.подр .), которая имеет следующий вид:

Чстр.подр . = Hy + [(

) х (1 + Кпопр.)] х Кдоп. ,

где Ну — норматив управляемости, определяемый по таблице 1, чел.;
N1, N2, Nn — объемные показатели, отражающие работы, наиболее свойственные для конкретных функций, ед. В данном случае все объемные показатели, используемые в расчетах, взяты по статистическим данным в среднем за предыдущий год;
Н1, Н2, Нn — норматив на 1 служащего (нагрузка) по выполнению работ, наиболее свойственных для конкретных функций, пересчитанный на 100-процентную нагрузку, ед. В расчет норматива (нагрузки) должны входить затраты времени на весь комплекс работ, связанных с используемыми объемными показателями.
Кпопр — поправочный коэффициент, учитывающий работы не отраженные используемыми при расчете объемными показателями по каждой функции. К данным работам относятся вспомогательные работы, выполнение которых необходимо для реализации функций конкретного структурного подразделения. Данный коэффициент учитывает работы, оказывающие меньшую значимость на процесс выполнения основных работ (отраженных объемными показателями), но необходимые при их осуществлении;
Кдоп. — дополнительный коэффициент, учитывающий выполнение ненормируемых и разовых работ по периодам (месяц, квартал, год) при условии незначительного их удельного веса затрат времени в общей структуре годового фонда рабочего времени, а также время на отдых и личные надобности (в некоторых случаях Кдоп . может несколько раз применяться в одной расчетной формуле; это объясняется тем, что существуют отдельные виды работ, которые значительно отличаются от основных работ, выполняемых в конкретном структурном подразделении, поэтому есть смысл их выделить (соответственно: Кдоп.1, Кдоп.2 и т.д.).

Нормативная численность работников в целом по предприятию определяют путем суммирования полученных нормативов по подразделениям и норматива управляемости для руководителей, осуществляющих общее руководство, при этом производят округление до целого числа.
При расчете общей численности персонала предприятия следует иметь в виду, что численность начальников секторов, лабораторий, бюро, а также заместителей начальников отделов, занятых основной деятельностью, должна быть учтена в расчетах нормативной численности по соответствующим подразделениям.

Также по этой теме.


По характеру сложности и ответственности функций управление персоналом делится на 3 группы:

1) руководители

2) специалисты

3) другие служащие.

Нормирование труда руководителей осуществляется с помощью нормы управляемости, под которой понимается число работников или подразделений, которыми должен руководить 1 руководитель.
Для директора завода нормой управляемости является число его заместителей, а также число структурных подразделений, находящихся в его непосредственном подчинении; для мастера – число рабочих или число бригадиров.

Внутри служб и подразделений организации для расстановки людей применяются нормы соотношений, которые являются разновидность норм управляемости.

Под нормой соотношения понимается число работников той или иной квалификации или должности, которое должно приходиться на 1 работника другой квалификации или должности. С помощью норм соотношения устанавливаются, прежде всего, оптимальные соотношения между численностью управленческого персонала, руководителей, специалистов и служащих.

Для того, чтобы подвести какую-либо научную основу под расчеты численности управленческого персонала, разработаны отраслевые нормативы численности управленцев по функциям управления (экономическое планирование, бухгалтерский учет и т.д.).

Одним из перспективных направления дальнейшего совершенствования нормирования труда и расчета численности
персонала является применение метода микроэлементного нормирования.
Его сущность заключается в том, что все многообразие трудовых действий можно свести к ограниченному количеству простейших движений и на каждое из них установить время выполнения.

При расстановке персонала по подразделениям и службам организации необходимо учитывать различия в численности явочного, списочного и среднесписочного состава рабочих.

В явочный состав персонала включаются как работники, явившиеся на работу, так и работники, находящиеся в отпуске, командировке, не явившиеся по болезни и т.д.

Списочная численность персонала в связи с приемом на работу и увольнением постоянно меняется и может быть дана только на определенную дату. Поэтому для характеристики численности персонала за месяц, квартал, год при планировании и учете определяют среднесписочную численность. Она определяется (за месяц) путем суммирования списочного состава персонала за все дни месяца и деления результата на число календарных дней в месяце.

Списочная численность превышает явочную, т.к. в ней учитываются планируемые невыходы на работу во время отпуска, болезни и т.д.

Чтобы определить списочную численность (Ч с), необходимо умножить явочную численность (Ч я) на коэффициент, учитывающий планируемые невыходы на работу.



К = 1 + % планируемых невыходов/ 100%

Таким образом, списочная численность работников данной профессии и квалификации рассчитывается по формуле:

Ч с = Q*K/ Ф*K 1

Q – объем работ данного вида (чел/час)

Ф – фонд времени работника, за который был выполнен объем Q (часы)

K – коэффициент, учитывающий невыходы на работу

K 1 - коэффициент, учитывающий уровень выполнения норм

Должностная инструкция - организационно-правовой документ, определяющий функции, задачи, основные права, обязанности и ответственность работника при осуществлении служебной деятельности согласно занимаемой должности.

Задачи – система целей, реализацию которых данный работник должен обеспечить в рамках достижения общей цели общества.

Должностные обязанности – совокупность действий, реализуемых работником для выполнения предписанных задач.

Для расчета необходимой численности работников по отдельным профессиям используют укрупненные нормативы времени по операциям, рекомендованными отраслевыми НИИ.

Пример расчета численности инструкторов по кадрам

Исходные данные:

Списочная численность 1887 чел.

В сборочное производство входят 6подразделений.

Вид выполняемых операций Единицы измерения объема работ № карты Норма времени на единицу измерения трудоемкости работ (чел/час) Коэффициент организационно-технического обслуживания Штуч-ное время на едини-цу измерения Объем работы за квартал Тру-доем-кость норми-руемых работ в чел/час Примечания
1. Оформление документов при приеме на работу рабочих 1 рабочий 0,46 1, 08 0,5 207,5 Списочная численность работников 1887 чел.
2. Оформление документов при увольнении рабочих 1 рабочий 0, 39 1,08 0, 42
3. Оформление перевода в другое подразделе-ние 1 рабочий 0,8 1,08 0,41
4. Оформление отпусков 1 рабочий 0,11 1,08 0,12 22,8
5. Оформление листа нетрудоспо-собности 1 лист 0,05 1,08 0,054 15,3
6. Заполнение и выдача справок с места работы 1 справка 0,05 1,08 0,054 10,8
7. Оформление документов работнику, уходящему на пенсию по возрасту 1 работник 3,3 1,08 3,56 53,4
8. Составление статистической отчетности о численности работников по полу, возрасту и образова-нию 1 отчет 18,8 1,08 20,3 20,3
9. И т.д. в соответст-вии с должностными инструкциями - - - - - - 418,17
918,3

Трудоемкость работ, нормирование которых предусмотрено сборником, составляет 278 чел/час.

Общая трудоемкость за месяц Т шт = 918,3+287 = 1196,3 чел/час.

Коэффициент, учитывающий невыходы: К = 1,1

Коэффициент, учитывающий переработку норм: К 1 = 1,05

Фонд времени на месяц принят равным 500 ч. (Ф в).

Списочная нормативная численность инструкторов по кадрам определяется по формуле:

Ч с = Т шт *К / Ф в * К 1 = 1196,3*1,1/500*1,05 = 2,51

Следовательно, необходимы 3 инспектора отдела кадров.