МОИ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Презентация

учителя ГОУ ЦО № 1420

Леоновой Светланы Владимировны


ЦЕЛЬ:

Обсудить с учащимися понятия «ценности», «цена» в их буквальном и переносном значение;

Развить у учащихся умение

осмысливать и определять для себя мнимые и истинные ценности.

«Ценности – общее название для мнимых ценностей, имеющих свою цену, и для ценностей подлинных, которые становятся мнимыми,

как только им назначается цена».


  • Нет неправильных мнений.
  • Когда один говорит – другие слушают.
  • Никто ни к кому не присоединяется.
  • Можно сказать то же самое, но другими словами.

«Лестницей

Желаний»

Выбор….

Каким он будет?


Давайте попробуем подумать над тем, каким будет наше движение?

Создай ситуацию


ЦЕНА и ЦЕННОСТИ ?

Задание:

С помощью словаря В.И. Даля установите различия.


ЦЕНА

Это материальные предметы (шуба, машина)

ЦЕННОСТЬ

Существует за пределами человека, независимо от него.

Большинство – это духовные предметы, или материальные предметы , имеющие ценность для человека или общества (воспоминания, фотографии, письма, произведения искусства и т.д.)

Цена подвергается захвату и насилию.

Существует в отношении человека

Цена исчерпаема. Стареет вещь – цена снижается.

Ценность нельзя захватить. Человек может умереть, но ценности остаются

к чему-либо.

в памяти.

При обмене цена сохраняет себя (обмен яблоками – у каждого оказалось опять по одному)

Ценность не стареет, она неисчерпаема,

Цена всегда заменима (товар – товар)

не сгорает, не тонет и т.д.

При обмене ценность увеличивается (обмен идеями – стало у каждого по две)

Ценность незаменима.


Игра «Купи – продай».

Цель: определить, что имеет ценность, а что – цену.

Условия игры: игра в парах, задача одного – уговорить продать вещь. Другой должен как можно дольше сопротивляться, выдвигая веские аргументы.


  • ценность – это все то, что значимо для жизни человека и людей в этом обществе;
  • цена – это стоимость чего – либо, выраженная в денежных единицах.

ЛЕГЕНДА

В одной из стран, неважно

в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали

и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой. Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь

целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети

не поранились.


Вопросы учащимся:

Многого ли достигла

в жизни эта старушка?

Как вы думаете, каков был

ее путь по лестнице жизни?

Каковы были ее жизненные ценности?


Золотое правило нравственности

Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе.



Минута откровения

За небольшой отрезок своей жизни вы сделали достаточно много жизненных шагов. Попробуйте определить, какие из них были значимыми, важными, которые вы можете сравнить с поступками старушки, а о каких вам не хотелось бы вспоминать.


Закончите фразу:

Преуспевающий в жизни человек – это человек, который…

Человек – неудачник – это человек, который…

Если человек не имеет ….., то он не состоялся (прожил жизнь зря)

Если человек имеет….., то он состоялся.


мнимые ценности

истинные ценности


Слепой

Людей не видя пред собой,

Не замечая в сквере лавочки,

По улице идет слепой,

Потрагивая землю палочкой.

Его толкнут,

Пройдут вперед,

И тотчас, торопясь вмешаться,

Какой-то зрячий призовет.

Быть чуткими.

И не толкаться.

Негромкий в человечьем гуде:

- Толкайтесь… это ничего…

Я буду знать,

Что рядом - ___________.

Василий Федоров.

ЛЮДИ




  • Человек рождается Жизнь свою творить. Человек рождается, Чтобы ПРОСТО ЖИТЬ!
  • Что мы ценим в жизни? Какая главная ценность?
Нравственные ценности человека:
  • Какая жизнь особенно ценна? Кто должен сделать жизнь такой?
  • А.С.Пушкин - поэт
  • Ю.А.Гагарин- космонавт
  • Анна Курникова -
  • теннисистка
  • А.Б.Пугачева - певица
  • М.В.Ломоносов –
  • поэт и ученый
  • древнегреческий врач
  • Они подарили людям свой талант, знания, творчество
  • Что главное в жизни для человека?
  • От чего зависит счастье родителей?
  • Кто заботится о здоровье людей в старости?
  • Почему жизнь человека имеет особую ценность?
  • Чтобы ценить жизнь любого человека надо придерживаться золотого правила нравственности.
  • «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
  • Примерно 2 с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветленный». Он был царевичем, но оставил свое царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел.
  • Будда учит нас:
  • «Не делай
  • другим того,
  • что сам считаешь
  • злом».
  • Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он говорил, что хочет добиться того, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодежь любила старших».
  • Конфуций говорил:
  • «Только добро ведет к счастью».
  • В Индии существует вера в то, что когда–то давным–давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют «Законы Ману».
  • Смысл законов Ману:
  • «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
  • В существовавшем когда–то государстве Иудея, у иудейского народа был вождь – Моисей. Они уважали и чтили его за то, что он освободил их, увел из египетского рабства. Во время пути (при освобождении) иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей, по которым должны жить люди.
  • Десять Заповедей Божиих.
  • 1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня. 2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им. 3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе. 4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен. 6. Не убий. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не укради 9. Не лжесвидетельствуй. 10. Не пожелай ничего чужого.
Я люблю тебя, жизнь,
  • Я люблю тебя, жизнь,
  • Что само по себе и не ново.
  • Я люблю тебя, жизнь,
  • Я люблю тебя снова и снова.
  • Вот уж окна зажглись,
  • Я шагаю с работы устало.
  • Я люблю тебя, жизнь,
  • И хочу, чтобы лучше ты стала.
  • Люби свою жизнь!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Духовно-нравственные ценности и традиции русской семьи» Подготовила учитель начальных классов МАОУ «Гимназия (английская)» г. Магадана Шопова Лилия Зуфаровна

2 слайд

Описание слайда:

«Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Я.А. Коменский «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

3 слайд

Описание слайда:

Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести. Духовно-нравственное воспитание - 1. Педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. 2. Воспитание личности, направленное на формирования её нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции и нравственного поведения.

4 слайд

Описание слайда:

* Задачи духовно-нравственного воспитания - формирование национальных базовых ценностей через духовно-нравственное воспитание личности ребенка как гражданина России; - расширение социального опыта, принятия общепринятых норм и правил жизни через организацию игровой, проектной деятельности, вовлечение родителей в процесс социализации детей; - формирование начальных основ сотрудничества в триаде педагог - ребенок – родитель в процессе игрового взаимодействия в ведущей деятельности каждого возрастного этапа: раннее детство – общение и предметная деятельность, дошкольное детство – общение и игра; - становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания.

5 слайд

Описание слайда:

Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). Семейные традиции - духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.

6 слайд

Описание слайда:

Семейные традиции: - семейные праздники - семейные архивы - семейный альбом - семейный отпуск на природе - семейное посещение театров, музеев, выставок - коллекционирование - игры с ребенком

7 слайд

Описание слайда:

Источники духовно-нравственного воспитания Семья Труд Природа Искусство Общество Страна Малая Родина Наука Многонациональный народ РФ

8 слайд

Описание слайда:

Основные ценности: Патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству; Социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство, Семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; Здоровье - забота о своем здоровье, формирование привычки к здоровому образу жизни. Труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие; Наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира; Природа - родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; Человечество - мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

9 слайд

Описание слайда:

Направления духовно-нравственного воспитания «Я и мое здоровье» «Я и мои ценности» «Я и моя родина» Воспитание ценностного отношения к своему здоровью через формирование представлений о ЗОЖ, воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие физических качеств и умений, формирование основ безопасности собственной жизни, обеспечение благоприятного психологического климата Воспитание любви и уважение к семье, как основной ценности; приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; приобщение к общечеловеческим ценностям; воспитание ценностного отношения к труду. Воспитание патриотических чувств, осознанное принятие ребенком традиций и культуры родного города района, страны, наполнение конкретным содержанием понятий: «малая родина», «родная земля», «Отечество», «родной язык», «моя семья».

10 слайд

Описание слайда:

«Я и мои ценности» Семья Познавательные беседы о семье Праздники с участием родителей Творческие проекты «Моя семья», «Праздники в моей семье», «Моя школа», «Тайна моей фамилии» Родительские гостиные: «ПАПА, МАМА, я – спортивная семья», «День Матери» и др. Оформление выставок с участием родителей. Альбом «Наша дружная семья» Информационный стенд для родителей Совместные с родителями поездки и походы

11 слайд

Описание слайда:

«Я и моя Родина» Конкурсы стихов и рисунков на патриотические темы Праздники посвященные русским обычаям и традициям: «Масленица»,«Новый год», «Пасха» Проекты «Моя Родина Россия», «Мой любимый город Магадан» Посещение библиотеки Экскурсии по памятным местам города Тематические недели Совместные праздники с родителями «День Победы», «День защитника Отечества» и др. Уголок «Россия – родина моя» Посещение краеведческого музея Встречи с ветеранами Беседы, чтение книг о подвигах, доблести и славе русского народа

12 слайд

Описание слайда:

«Я и моя Родина» Природа Участие в конкурсе поделок и букетов из природного материала Исследовательско-творческие проекты Экологическая неделя «Земля наш общий дом» Знакомство с праздниками «Международный день птиц», «Всемирный день охраны окружающей среды». Участие детей и родителей в акции по защите и охране окружающей среды Просмотр видеофильмов о природе, рассматривание картин и иллюстраций Участие в конкурсах стихов и рисунков о природе Экскурсии в природу Изготовление кормушек и подкормка птиц

Слайд 2

Школа сегодня один из главных нравственных институтов для подрастающего поколения.Современное общество сегодня переживает очень болезненный период становления. Эпоха бесконечных перемен выводит совершенно другие ценности на первый план – материальное обогащение стало главным стимулом для каждого современного молодого человека. Часто родители видят для себя главную цель – материально обеспечить благополучное будущее для своего ребёнка. Много работают, мало общаются со своими детьми. Главным воспитателем вне школы – телевидение и другие СМИ – интернет, жестокие игры, сложная социальная среда.

Слайд 3

Задача школы не только давать необходимые стандарты знаний и умений, но и подготовить к достойной жизни подрастающее поколение. Воспитательная работа по своей сущности является целостным образованием, состоящим из частей, компонентов, элементов, функций, обеспечивающих формирование целостной личности.

Слайд 4

Закон «Об образовании» определяет основные принципы государственной политики в области образования: Ст.2 «Гуманистический характеробразования, приоритеты общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине» Ст.14 «Общие требования к содержанию образования (определяет идеологию обучения и воспитания) содержаниеобразования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации»

Слайд 5

Необходимо помнить, что воспитательная работа носит динамический характер, состоит из определённых воспитывающих педагогических ситуаций, решающих определённые задачи. Необходимо избегать односторонности, фрагментарности в планировании воспитательной деятельности, проектирование её должно быть более целостным., соответствовать возрасту, интересам, подготовленности к восприятию учащихся /обучаемых/.

Слайд 6

личность развивается в конкретной деятельности, значимой для неё, и не всякие дела способствуют её развитию- определять возможности и условия социальной среды в предоставлении учащимся свободного выбора вида деятельности, отвечающей их интересам, склонностям, способностям, возможности педагогов и социальной микросреды;- направлять жизнедеятельность учащихся на саморазвитие, самореализацию и самоопределение;- осуществлять творческий подход к планированию воспитательной работы в классе, к форме, месту и времени проведения основных дел и организации ситуаций жизнедеятельности всех учащихся.- согласование учебного и воспитательного процессов в их влиянии на формирование личности учащихся;

Слайд 7

следует планировать самостоятельную деятельность учащихся, педагогически направленную и организуемую;- необходимы конкретность, обязательность выполнения включённых в план дел, разумное сочетание словесных, наглядных, практических форм воспитательной работы, ориентация на активные методы воспитания;- логика построения дел на основе ситуаций жизнедеятельности учащихся, соответствующих логике целей воспитания;- учитывает работу школы с возможностями микросоциума и юбилейных дат страны.

Слайд 8

Базовые компоненты содержания воспитания:- мировоззренческий –ориентируемый на образ выпускника;- деятельностный – опыт реализации воспитательных ценностей;- культурологический – ориентируемый на общечеловеческие ценности, российскую культуру;- поведенческий – культура поведения – выстраивание личностных отношений;- личностный – развитие способности к саморегуляции.

Слайд 9

Компоненты базовой культуры личности- познавательная культура;- нравственная культура;- эстетическая культура;- физическая культура;- трудовая культура.

Слайд 10

Примерная схема анализа внеклассных мероприятий1. Оценка содержания:- цель;- актуальность темы;- место и роль данного мероприятия в системе воспитательной работы с учащимися класса;- научность;- соответствие содержания возрасту учащихся, психофизическим особенностям и уровню интеллектуального развития;- преемственность содержания учебной и внеурочной воспитательной работы.

Слайд 11

2. Формы и методы проведения- педагогическая целесообразность выбора формы мероприятия - занятие,викторины, диспут, читательская конференция, собрание, круглый стол, посиделки, пресс-конференция, телемост, представление и другие;- учитывает ли классныйруководитель уровень развития и подготовленности учащихся, их возрастные и индивидуальные особенности, возможности;- роль классного самоуправления, какое участие в организации принимали учащиеся, кто готовил мероприятие, участие учащихся в результативности и вклада в деятельность, в предложении к поощрении;- уровень активности и самостоятельности учащихся;- работа классного руководителя над развитием способностей учащихся;- участие педагогов, родителей в подготовке и проведении мероприятия;- как подводились итоги, анализ проведённого дела, мероприятия.

Нравственные ценности российского народа Основы духовно-нравственной культуры народов России Уроки 5-6 Учитель: Лисицына З.Н.

Как приучить себя совершать только добрые поступки?

Как не делать зла?

Домашнее задание

Нравственные ценности российского народа Основы духовно-нравственной культуры народов России Уроки 5-6

Нравственные ценности

российского народа

узнаешь в этом разделе?

О славных страницах истории народов России

О семейных ценностях

О людях труда

  • «Береги землю
  • родимую,
  • как мать любимую»
Обсудим вместе
  • Почему люди воюют?
  • Каковы причины того, что одна страна нападает на другую?
  • Как можно понять словосочетания
  • «война освободительная» и «война захватническая»?
Уже наши предки, жившие в эпоху постоянных войн с чужеземцами, выработали житейское представление о патриотизме, о тех качествах человека, благодаря которым формируется это высокое чувство. У всех народов России есть множество пословиц и поговорок о любви к Родине:
  • У всех народов России есть множество пословиц и поговорок о любви к Родине:
  • «Человек без Родины, что соловей без песни» - гласит русская пословица,
  • «Жить – Родине служить, «У чужой еды и вкус чужой» – так говорят на Кавказе,
  • «На родной стороне даже дым сладок» – утверждает татарская пословица.
В малых фольклорных жанрах представлена позиция человека: В малых фольклорных жанрах представлена позиция человека: каждый должен любить и защищать свою Родину так, как любят и защищают самого близкого человека – мать. Предать Отчизну, не встать на её защиту считалось позорным. В древних преданиях, священных книгах прославлялись В древних преданиях, священных книгах прославлялись подвиги воинов, защищавших родную землю. Образы былинных богатырей всегда были примером для народа. Образы былинных богатырей всегда были примером для народа. Читая или слушая сказания о героях – защитниках родной земли, Читая или слушая сказания о героях – защитниках родной земли, человек проникался чувством глубокого уважения к ним. И ему тоже хотелось поступать так же, как его далёкие предки, самому творить добро и противостоять злу.
  • Так воспитывались нравственные качества человека.
Почитаем вместе Домашнее задание
  • Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из героев былин, сказаний, легенд, используя справочную литературу и Интернет.
  • Никита Кожемяка
  • Алёша Попович
  • Добрыня Никитич
  • Илья Муромец
Урок 6 Защитники родной земли Составьте словесный портрет героя якутского эпоса. Вспомните и расскажите, что вы запомнили о нем. Отважное сердце Урал-батыра Жили-были два брата Урал и Шульген. Жили-были два брата Урал и Шульген. Урал – смелый, добрый, мужественный, послушный сын. Шульген – злой, завистливый, не уважающий своих родителей. Много подвигов совершил Урал-батыр во имя своего народа, своей родины. А его жестокий брат день и ночь думал о том, как победить род людской. Однажды Шульген решил затопить всю землю водой. В страхе пришли люди к Урал-батыру, молили они одолеть эту напасть. Тогда батыр (богатырь) собрал людей, что жили на земле, и взял их под свою защиту.
    • Не дам затопить землю! Выпью всю воду, освобожу род людской!- решил Урал-батыр.
Но плохо стало батыру от той воды, сила ушла из его тела, не устоял он на ногах, упал навзничь. Но плохо стало батыру от той воды, сила ушла из его тела, не устоял он на ногах, упал навзничь. Собрался народ возле смертного ложа Урал-батыра, ждали люди, каким будет его последнее слово. Приподнялся Урал-батыр, и люди услышали его завет: Приподнялся Урал-батыр, и люди услышали его завет:
    • Не пейте воду в одиночку. Я, гордый своим богатырством, не ценил своих помощников, хотел сам освободить вас от врагов, и вот теперь умираю.
    • А ещё хочу сказать тебе, народ мой, такие слова: не бери себе в попутчики зло. Пока не станет сердце твоё отважным, не делай ничего, не посоветовавшись с мудрыми людьми.
И вам, сыновья, моё слово.
    • И вам, сыновья, моё слово.
    • На этих землях, что я освободил от врагов, устройте счастье людей. Чтите старшего по годам, не пренебрегайте их советами. Чтите молодого за молодость его, не лишайте его своего совета и участия.
  • - А всем вам скажу так – пусть добро будет вашей опорой, вашим спутником в пути. Не сторонитесь добра, не уступайте дорогу злу!
  • Сказал так Урал-батыр и умер. Низко-низко склонили свои головы в скорби все люди.
Похоронили Урал-батыра на высокой горе. Ту могилу вода не зальёт, огонь не сожжёт.
  • Похоронили Урал-батыра на высокой горе. Ту могилу вода не зальёт, огонь не сожжёт.
  • Стала гора именоваться по имени батыра – Урал-гора. А вскоре и всю горную страну стали называть его именем – Урал.
Что вы запомнили о башкирском герое Урал-батыре? 1.Каким был Урал-батыр по характеру? 2.Какой подвиг совершил герой? 3.Как отблагодарили его люди? 4.Какие советы Урал-батыра вы запомнили? Никита Кожемяка Никита Кожемяка - герой народной сказки времен Киевской Руси, записанной в нескольких вариантах в разных областях Украины, Беларуси и России. Относясь к широко распространённому сюжету змееборства, сказки о Кожемяке имеют ту специальную черту, что герой-змееборец раньше совершения обычного подвига - убиения змея и освобождения царевны - даёт доказательства своей богатырской силы, разрывая несколько сложенных вместе бычьих шкур.
  • Никита Кожемяка - герой народной сказки времен Киевской Руси, записанной в нескольких вариантах в разных областях Украины, Беларуси и России. Относясь к широко распространённому сюжету змееборства, сказки о Кожемяке имеют ту специальную черту, что герой-змееборец раньше совершения обычного подвига - убиения змея и освобождения царевны - даёт доказательства своей богатырской силы, разрывая несколько сложенных вместе бычьих шкур.
Домашнее задание
  • Прочитайте русскую былину о Никите Кожемяке и ответьте на вопросы:
  • 1.Почему главного героя назвали Кожемякой? 2.Каким по счёту сыном он был в семье? 3.С каким народом князь Владимир послал на бой Никиту Кожемяку? 4.Зачем печенеги напали на Киев? 5.Каким был печенежский воин? 6.Как испытывали силу Никиты Кожемяки? 7.Как Никита Кожемяка победил Печенега? 8. Почему печенеги испугались?
Успешной работы Успешной работы вам, ребята!