Искусство обработки металлов методом ковки - древнее, если не древнейшее прикладное искусство. позволила человечеству создать инструменты и приспособления превосходящие свои аналоги из природного подручного материала по прочности, производительности и сроку службы. Первыми металлами, испытавшими на себе холодную ковку были самородные формы золота и меди. В экспериментах со сплавами родилась бронза. Впоследствии обработка метеоритного железа произвела настоящую революцию в науке и оружейным деле тех времён. Стали (сплавы железа и углерода) открыли широкие перспективы в сельском хозяйстве и множестве прикладных ремесел. Переоценить значение появления железа среди обрабатываемых материалов для эволюции и прогресса человечества, практически, невозможно. Во всех отраслях деятельности человек издревле использует те или иные изделия или инструменты из стали. Народная поговорка гласит, что кузнец - всем ремеслам отец.

Теперь несколько фактов о ковке и кузницах, которые, как нам кажется, могут быть Вам интересны или полезны.

- Кузнецы - боги, полубоги, потомки богов. Во всех ранних языческих культурах человечества в пантеон главных (верховных) богов входил бог-кузнец или бог, так или иначе связанный с процессом обработки металлов, повелитель огненных стихий и покровитель ремесел. Примеры: Тор у скандинавов, Веланд (Воланд) у европейцев, Гефест (Вулкан) у греков. Секреты добычи руды и аффинажа металлов были строго законсервированы в кругу посвященных. И как следствие, обрастали слухами и мифами. Таинственности добавляло использование в первых кузнях, помимо бронзы и меди, метеоритного железа, неземное происхождение которого уже тогда не вызывало особых сомнений. Ковка производилась в условиях секретности, работа велась с "небесным металлом", навыками обладали единицы, изделия ценились невероятно высоко - этих факторов вполне достаточно для возведения кузнеца на высшую степень иерархии в племени или раннем государстве. Дальше народное творчество: кузнецы - шаманы, колдуны, повелитель стихий, жрицы огня и так далее. Сама же ковка стала сродни священнодействию. Думаю, первые кузнецы и сами были не прочь нагнать тумана. На Руси богом-кузнецом был Сварог - прямой потомок Рода, посланный создать человеческий мир и устроить миропорядок. Кузнецы числились жрецами Сварога. Неоспоримая польза, приносимая сообществу, неизменно делала кузница положительным героем эпоса, мифов, сказок. Процесс превращения буро-красной глины (болотной руды) в необходимые в хозяйстве предметы и дивные украшения несведущей публике казался колдовством. Кузни всегда строились на особицу, во-первых, ввиду повышенной опасности возникновения пожара при плавильном процессе, во-вторых, для удобства снабжения рудой и углем. Даже односельчане старались не проявлять особого интереса к производству из-за множества примет и суеверного страха. На территории центральной России при раскопках находили артефакты кузнечного дела из стали датируемые V-VI веками н.э. Остатки найденного оружия и предметов быта свидетельствуют о высочайшем мастерстве художественной ковки приемников дела Сварога того времени. Изделия были не только искусно выкованы, но и изящно украшены. Применялась как бедная болотная руда, так и стали из относительно чистого железа, что свидетельствует о наличии науки рудознания и высокого уровня плавильного дела. Встречались сплавы и из "небесного железа". На смену Сварогу покровительство над кузнечным рукомеслом приняли христианские святые - кузнецы Кузьма и Демьян.

Почему кузня без окон? Старинная кузня представляла собой сруб часто врытый в землю или имеющий насыпи на стены. Окна отсутствовали. Такая конструкция служила для удобства поддержания температурного режима, а полумрак облегчал кузнецу определение нужной температуры для ковки по цветам каления металла и характеру производимой при ковке искры. Правильное определение ковочный температуры непосредственно влияло на качество изделия. Ошибки в технологии "на глазок" стоили очень дорого, ведь железо и стали доставались тяжелым трудом и в ограниченном количестве.

Температура ковки стали 850 – 1200°C. Много это или нет? Сегодня нас мало что удивляет, в том числе эти цифры. Но, представьте сельскую кузню, где несколько подмастерьев должны были потратить около часа, работая ручными мехами для разогрева одной детали на древесном угле. Для сравнения, природная лава течёт по склону вулкана, имея температуру около 1000°С. Для определения оптимальных ковочных температур, сегодня используется термопара или пирометр, а раньше все держалось на опыте.

Железо – драгоценный металл. Именно так, драгоценнейшим металлом по степени полезности человечеству называли железо многие известные люди, например: просветитель В. Певшин (XVIII в.), химик А. Коренев (XIX в.), историк Я. Говер (XIX в.). С этим невозможно спорить, учитывая роль "простого" железа в прогрессе цивилизации.

- Стереотипы и мифы о кузнецах и ковке. На большинстве картинок в интернете посвященных теме кузнецов и ковки мы обнаруживаем умилительное изображение дюжего молодца, этакого былинного богатыря с огромной кувалдой на замахе. Часто: молот в одной руке и обрабатываемый меч исполинских размеров в другой. Продолжают набор стереотипов упругие мышцы оголенного торса под кожаным фартуком и снопы искр. Так вот, на этих картинках с особым пафосом изображен молотобоец. На самом деле, кузнец, всю сознательную жизнь посвятивший ремеслу, как правило, был сух и жилист. Это объясняется условиями горячего цеха. По сути, он являлся "продуктом" горячего копчения. Кузнец руководил процессом ковки небольшим молотком – ручником (ударение на первый слог), подавая указания молотобойцу куда, как и с какой силой наносить удар по заготовке. Подручный доставал заготовку из горна и удерживал ее на наковальне во время ковки при помощи кузнечных клещей. Все должно было происходить крайне слаженно и быстро, пока металл сохраняет ковочную температуру. Из-за отсутствия механизации, один человек мог работать только с мелкими поковками. Молотобоец в кузне представлял собой грубую физическую силу. По сути, он был наемным работником, вершинами кузнечного мастерства овладеть не успевал. Постоянные удары по твёрдой поверхности "сушили" руки молотобойца, разрушали и деформировали суставы. Это был очень опасный и вредный для здоровья труд. Учениками же кузнеца, как правило, становились мальчики из числа работающих на кузнечных мехах и мехах сыродувной плавильной печи. Они имели возможность за работой наблюдать процесс ковки, сызмальства набираясь знаний. Стать учеником кузнеца было большой удачей, а конкурс был как в современных вузах.

Фамилии образованные от слова "кузнец". О значимости кузнецов в обществе и престиже профессии косвенно свидетельствует фамилия "Кузнецов" – одна из самых распространенных в России. Такая ситуация наблюдается по всему миру: Ковали, Ковальски, Ковачи, Шмидты, Смиты, Фераны, Эррэйры имели далёкими предками представителей кузнечных династий.

– Метаморфозы семантики Как ни странно, слово "коварство" имеет в своей корневой основе "ковка, ковать ". Означало оно "мастерство, умение, знание" и имело сугубо положительный смысловой окрас. Со временем слово и производные от него изменили свое лингвистическое значение на "двуличный, подлый ". Такие случаи не единичны, примером тому значение слов "ведьма", "ведьмак" (ведунья, ведун), которые также означали людей знающих, сведущих, а позже превратились в "колдунов", сели на метлы и стали питаться царевичами. Современные наследники огненного кузнечного ремесла, настоящие мастера смело могут именовать себя "коварными ведунами" в память о древних представителях знатной профессии.

Ковка – это один из самых древних и широко используемых способов обработки металла. Еще в 4-3 тысячелетии до н.э. сначала холодная, а затем и горячая ковка появились в древнем Иране, Египте и Месопотамии. Посредством ковки из железа изготавливались некоторые предметы быта, инструменты, сельскохозяйственные орудия, а также доспехи, оружие и конские сбруи.

Ковка – это один из самых древних и широко используемых способов обработки металла. Еще в 4-3 тысячелетии до н.э. сначала холодная, а затем и горячая ковка появились в древнем Иране, Египте и Месопотамии. Посредством ковки из железа изготавливались некоторые предметы быта, инструменты, сельскохозяйственные орудия, а также доспехи, оружие и конские сбруи. Художественная ковка в Набережных Челнах делается все так же.

Железо поддается обработке хуже некоторых других металлов поэтому его необходимо разогревать до высокой температуры (около 1000 ºС) для того, чтобы получить необходимую форму. Трудно представить, но приблизительно такую температуру имеет лава, начинающая спускаться по склонам вулкана.

Во всем мире одна из самых распространенных фамилий произошла от кузнечного ремесла. Кузнец был очень известным и необходимым человеком в каждом селении, поэтому фамилии по этому признаку появлялись повсеместно. Российская Кузнецов, Ковалёв, Ковальчук, украинская Коваль, Коваленко, польская Ковальский, немецкая Шмидт, английская Смит, испанская Эрреро, французская Ферран вот некоторые из наиболее часто встречающихся фамилий в разных странах.

От слова «ковать» произошло существительное «коварство». Древние славяне считали ремесло кузнеца непонятным и таинственным. Кузнец или «коварь» кует ковы, путы. Словосочетание «строить ковы» трактовалось еще и как строить козни, а «вязать путы» значит опутывать. Первоначально слово «коварство» означало мудрость, умение. Позднее значение слова изменилось, «коварство» стало обозначать злостные планы, умыслы. Вместе с тем выражения «ковать свое счастье» или «ковать свою судьбу» имеют положительный смысл.

В ХХ веке с развитием тяжелой промышленности процесс ковки упростился, ручная художественная ковка была вытеснена прокатным и штамповочным производством, на смену ей пришли сварные конструкции

В наш век стандартных изделий и их массового производства художественная ковка является одним из последних дошедших до нас «живых» ремесел. Каждое творение художественной ковки изготовляется вручную кузнецом, и от его умения и фантазии во многом зависит качество и безупречность конечного произведения.

Ежегодно в Донецке проходит Международный фестиваль кузнечного мастерства. Лучшие произведения кузнечного искусства остаются в парке в дар городу. Здесь собрано уже более 70 работ, среди которых поляна сказочных героев, беседки влюбленных, аллея знаков зодиака. Глядя на эти творения, понимаешь, что только талантливый человек может вдохнуть жизнь в металл. В Минске в городских парках и на площадях также есть свои кованые персонажи: бабушка с семечками, почтальон, девочка с зонтиком и т.п.

С приходом в нашу жизнь персональных компьютеров изготовление уникальных и сложных кованых изделий не обходится без компьютерного трехмерного имитационного моделирования. Эта технология позволяет еще до начала производства подобрать необходимые технологии, оборудование и заготовки для будущего кованого изделия.

Одним из древнейших искусств обработки металла является ковка. С ее помощью люди создавали железные изделия, необходимые и облегчающие жизнь далеких времен. Выплавленные приспособления и инструменты особо ценились из-за своей прочности и долговечности. Найденные в Центральной России стальные образцы V-VI столетия нашей эры говорят об отменном профессионализме кузнечных мастеров.

Раскопанные артефакты не только мастерски изготовлены, но и искусно декорированы. Об этом свидетельствуют находки останков кухонной утвари и дивных украшений.

Появление железа

Первыми материалами, используемыми в ковке, были природные золотые и медные самородки. Позднее, экспериментируя со сплавами, кузнецы выплавили бронзу. Важным открытием и прорывом в науке и оружейном мастерстве стала обработка метеоритного железа. Сплав железа и углерода дал большую перспективу в развитии многих отраслей, от сельского хозяйства до металлообрабатывающего.

Стальные предметы человек издревле использовал как в домашнем быту, так и в других областях деятельности. Поэтому кузнечное ремесло так высоко почиталось в обществе. Не зря народная мудрость гласит: «Кузнец - всем делам отец».

Боги-кузнецы

С ранних языческих времен главенствующими в иерархии богов были боги, полубоги-кузнецы или их потомки, связанные со стихией огня и процессом обработки железа. Нам известны такие покровители кузнечного ремесла: Гефест - греческий бог, Тор - скандинавский, Воланд - европейский. В народных поверьях встречаются кузнецы — колдуны, шаманы и повелители огненных стихий.

В Древней Руси почитаем Сварог — бог-кузнец, посланный на Землю для устройства человеческого мироздания. Помощники-кузнецы были жрецами Сварога. Они наделены в историческом эпосе положительными характеристиками героев: небывалой силой, отменным мужеством и невероятной выносливостью. Кованые вещи очень ценились, отсюда и проистекает огромный авторитет кузнеца в общине и государстве раннего периода.

Таинственность превращения болотной руды

Тайны добычи руды были засекречены и доступны узкому кругу, поэтому обрастали домыслами и слухами. Мифичности этому прибавляло использование в кузницах «метеоритного железа». Ему придавали особенное неземное происхождение. Туманности нагоняли и сами кузнецы-ремесленники. Действия с «неземным материалом» велись в строгой секретности и были доступны единицам. Даже односельчане боялись проявлять интерес к тому, что творится в мастерских из-за страха и суеверных предрассудков.

Кузницы всегда воздвигали на окраинах поселения, ввиду противопожарной безопасности, а также неподалеку от запасов руды и угля. Их строили вкопанными в землю. Окон в помещении не было. В таком сооружении удобно поддерживать нужную температуру. Полумрак помогал мастеру «на глаз» определять уровень разогрева металла, что определенно влияло на качество кованых элементов.

Температурный режим

Разогреть железо требовалось до температуры 800-1200 С. Мало это или много? Сейчас такие величины никого не удивляют. Но в старину, чтобы добиться таких температур необходимо было потратить не один час. Сталь доставалась очень тяжелым трудом. Кузнецы-подмастерья вручную раздували кожаные меха в плавильной печи, а сегодня для этих целей применяют пирометр или термопар.

Мифы о мастерах-кузнецах


Рассматривая картины о кузницах и кузне видим обычно изображение накаченного богатыря с массивной кувалдой в руках. Оголенный по пояс торс накрыт кожаным фартуком, под ним видны крепкие мышцы. Из-под молота вылетают горящие искры. Так пафосно выглядит представитель кузнечной профессии на иллюстрациях. В действительности человек, занимающийся многие годы ковкой, часто жилист и высушен каждодневной жарой.

Мастер руководил процессом ковки - держал ручник и подал команды подмастерью, когда и куда бить по раскаленной заготовке. Весь цикл должен происходить быстро и слаженно, пока не остыло железо. Постоянные удары не только сушили руки молотобойца, но и приводили к заболеваниям и деформации суставов. Все это издержки работы в горячем цеху. Труд кузнеца был вреден и опасен для здоровья. Но несмотря на это, попасть в ученики к ремесленнику-кузнецу было огромной удачей.

Евгений Родин


Вера в то, что лошадиная подкова приносит счастье – одно из самых распространенных суеверий. Впрочем, о волшебных свойствах подков было известно еще в давние времена, когда продавали их не в сувенирных магазинах, как сегодня, а ковали в кузнях кузнецы… И, конечно, без магии тут не обходилось.

Подкова на счастье

Если кто-то находил на дороге , ее прибивали над дверью концами вверх. Объяснялось это тем, что дьявол, от которого, собственно, и должна была защищать подкова, ходит кругами. Так что, дойдя до конца подковы, он развернется и повернет назад.

Откуда же возник сам культ подковы? На Британских островах родилась легенда о Св. Дунстане. Последний, мол, трудился кузнецом, и как-то к нему явился сам нечистый с просьбой подковать копыто. Дунстан для виду якобы согласился. Но на самом деле приковал «клиента» к стене, да так крепко, что тот аж запросил пощады. Тогда святой пообещал освободить его, если он поклянется, что никогда не войдет в дом, над дверьми которого прибита подкова.

В подковах от «железных» мастеров нуждались и тележники, и владельцы возов. Кузнецы занимались изготовлением шин для колес, для чего рядом с кузницей устраивалось специальное приспособление - «натягач». Обувая колесо к телегам, кузнец разогревал шину и надевал на колесо. Шина, остывая, стягивала деревянные дуги на спицах, затем их закрепляли заклепками.

Кузнецы никогда не сидели без работы. Изготавливали они и самые разнообразные бытовые вещи - замки, щеколды, навесы, кресты…

Почетом среди земляков пользовались мастера, которые удивляли односельчан причудливо сделанными железными «мудришками». Немало кузнецов увлекалось . Так, во многих местностях Мещеры ценились кованые сундуки, разукрашенные дивными орнаментами.

В основном каждая кузница специализировалась на изделиях какого-то одного вида. Это зависело от наклонностей кузнеца и спроса со стороны окрестных жителей. Так, в Васюковке Шатурского края Подмосковья ковались подковы, обручи к бочкам, насечки к жерновам. А в неподалеку оттуда расположенной Варюковке изготовлялись оси к мельничным колесам, жерновам, точильным камням, щипцы и клещи.

Нередко кузницы располагались близ плотин, где стояли и водяные мельницы; вода и крутила мельничные жернова, и раздувала кузнечные меха.

«Подкованная» любовь

Поскольку кузнецы имели дело с огнем и железом – двумя из основных природных стихий, они слыли людьми, связанными с потусторонними силами. Считалось, что кузнец может «выковать» счастье для влюбленных или «сковать» для жениха с невестой «свадьбу крепкую». Древние славяне нередко причисляли кузнецов к волхвам – по-славянски - жрецам. Кузнецы-волхвы числились покровителями брака и исполняли важную роль в свадебных ритуалах. Например, занимались выковыванием обручальных колец, которые в старину для простых смертных изготавливали обычно не из золота, а из железа или меди. Золотые кольца могла себе позволить только элита, существовавшая во все времена.

Во время пели подблюдные песни о кузнеце, кующем свадебный венец. На игрищах парни, ряженые кузнецами, «подковывали девок» – задирали им ноги с помощью клещей, а также били молотком по палочке, приставленной к ступне, как по наковальне. Конечно, все понарошку. Затем обычай ушел, но осталось простонародное выражение «подковать девку» - так именовали вступление с девушкой во внебрачную связь, что у наших предков было редкостью и, конечно, не поощрялось.

«Колдовское» ремесло

Еще бытовала поговорка: «Кузнец кует, а жаба ногу подставляет». Вспомним легендарного Левшу из повести Николая Лескова, которому удалось подковать блоху. Хотя в этом произведении нет намеков на какую-либо мистику (разве что сам факт подковывания блохи), понятно, что такое могло оказаться под силу лишь тому, кто пользовался потусторонней помощью.

В русских народных сказках таким помощником для кузнеца является черт. Благодаря колдовским умениям кузнец мог перековать человеку голос – сделать из грубого тонкий, перековать старика в юношу, щипцами «прижать» болезнь или «прищемить» беду, выковать талисман на счастье или амулет для защиты от злых сил… Наконец, он обладал властью над тем же чертом, вынуждая его прекратить свои злые дела.

Кузнец своего счастья

Возле сельских , как водилось, всегда крутились люди. Приходили туда даже без особого дела, просто почесать языки. Недаром Александр Твардовский в поэме «За далью – даль» писал про сельскую кузницу, запомнившуюся ему с детства:
На малой той частице света
Была она для всех вокруг
Тогдашним клубом, и газетой,
И академией наук.
«Кузнец, кузнец, выкуй мне счастье», - просила девушка. «Чего Бог не даст, того, милая, тебе кузнец не выкует», - вздыхал путник. И тут с воза, колеса которого были уже одеты в новенькие железные шины, раздавалось: «Каждый своего счастья кузнец!» Так и пошла по свету эта поговорка.

Ковку можно по праву считать самым древним способом обработки металла. Самые древние кузнецы жили в Азии: это ремесло берёт своё начало в древней Персии и Месопотамии. Первыми коваными изделиями считаются предметы быта, связанные с очагом, и орудия для обработки земли, инструменты и оружие. Затем таким способом стали изготавливать подковы, конские сбруи, а также воинские доспехи.

  1. Технология горячей ковки, это процесс разогрева металла до необходимой температуры, при которой он становится пластичным и легко обрабатываемым механическим способом. Для железа такая температура составляет 1000 градусов. Это совсем не мало - такая же температура у горячей лавы на склоне извергающегося вулкана. Металл подвергают нормализации и закалке. Нормализация - процесс нагрева с последующим медленным остыванием на воздухе. Закалка - процесс, при котором разогретый металл мгновенно охлаждают холодной водой.
  2. Умение изготавливать предметы художественной ковки всегда считалось сложным, опыт к кузнецу приходил только через годы работы. Для того чтобы определить свойства металла, мастер обращал внимание на тип искр, который из него выбивался, и виды разломов. При отсутствии высокотехнологичного оборудования нагрев металла контролировался только опытом кузнеца и его интуицией. Температуру мастер определял по цвету раскалённой заготовки.
  3. Сегодня производство кованых изделий начинается с компьютерного 3Д - моделирования. С его помощью ещё до работы с металлом можно подобрать требуемые режимы обработки, и оборудование для производства.
  4. Каждый год в Донецке проходит международный фестиваль. Лучшие образцы кованых изделий остаются после него в парке кованых фигур. Первым экспонатом музея под открытым небом стала корзина с рощами. Сейчас в парке есть и беседки, и аллея знаков зодиака, и аллея сказок, футбольный кубок, фантастические деревья.
  5. Любопытно, что слово "ковать" и "коварство" имеют один и тот же корень. Ремесло кузнеца считалось не просто сложным, а таинственным и почти магическим. "Коварство" раньше означало мистическое умение, и только позже приобрело негативный оттенок, означающий злостный умысел. А такие выражения, как "ковать свою судьбу" и сейчас трактуются в положительном ключе.
  6. Предания о кузнецах берут начала в теогонии. Первым кузнечных дел мастером был бог Гефест с греческого Олимпа. Он ковал для Зевса молнии, которые всегда попадали в намеченную цель. У древних Римлян был бог Вулкан, подчинявший себе стихию огня и считавшийся покровителем кузнецов. По преданию древних славян научил искусству ковки бог Сварог, изготовивший в своей божественной кузнице первый плуг для земледелия. В христианстве кузнецам покровительствуют Кузьма и Демьян.
  7. Мастерство художественной ковки всю историю своего существования оставалось одним из самых почитаемых. Недаром одна из самых распространённых в мире фамилия происходит от слова кузнец. На разных языках она звучит по-разному, но означает одно. Это и российские Кузнецовы и Ковалевы, и украинские Коваленко, и немецкие Шмидты, и Смиты из Англии, и французы Ферран. Более шести миллионов людей во всём мире имеют фамилию, связанную с искусством ковки.