Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.








Назад Вперёд

Тип урока. Комбинированный.

Цель урока: формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления.

Задачи урока:

– познакомить с новыми понятиями “бартер”, “купля-продажа”, “обмен”, “деньги”, “цена” и некоторыми денежными единицами;
– развивать речь учащихся, умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
– расширять кругозор детей;
– воспитывать культуру поведения в условиях рыночных отношений.

В ходе урока ученики:

Актуализируют:

– представления об особенностях товарно-денежных отношений;
– знания и представления о видах денег, их характерных особенностях, путях появления у людей;
– представления о денежных единицах разных стран;
– представления о функциях денег в жизни человека.

Приобретают:

– представления о том, что такое деньги;
– знания, расширяющие кругозор в области товарно-денежных отношений, объясняющие зависимость между ценой, стоимостью и количеством товара;
– умения устанавливать причинно-следственные связи между возникновением и развитием денежного обращения;
– умения сравнивать анализируемые понятия: “обмен”, “купля-продажа”;
– представления о самых первых денежных средствах на Руси.

Закрепляют:

– навыки работы в группе, паре, фронтально и индивидуально;
– умения работать с различными источниками информации (текстовой, слуховой, наглядной);
– умения обобщать информацию, выделять главное, делать выводы, наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения и высказывая отношения к мнению других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать;
– качества характера, такие как, уважение к мнению, точке зрения одноклассников, бережливое отношение к деньгам, уважительное отношение к тем, кто зарабатывает деньги, рациональное использование получаемых от взрослых денежных средств.

Необходимое оборудование и материалы:

– Компьютеры – 11 шт. (1 для учителя, 10 для учащихся)
– Мультимедийный проектор, экран.
– Презентация “Что такое деньги?”
– Электронный тест по изученному материалу урока;
– российскиемонеты (современные, устаревшие);
– иллюстрации бумажных денег (современные и устаревшие) (Приложение 1) ;
– карточки для практической работы;
– карточки для игры “Давай обменяемся”;
– Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2. /А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009 г.
– Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. /А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009 г.

Ход урока

I. Организационный момент

(На данном этапе урока используется активный метод приветствия “Поздоровайся локтями”).

– Ребята, для того, чтобы начать наш урок окружающего мира с хорошим настроением, я вам предлагаю поиграть в игру “Поздоровайся локтями”. Вам необходимо встать в круг, рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
Каждый “номер первый” складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в стороны.
Каждый “номер второй” упирается руками в бедра, разводит руки в стороны.
Каждый “номер третий” нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

На выполнение задания дается только 3 минуты. За это время вы должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников.

II. Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний учащихся

– Ребята, чтобы определить тему нашего урока и повторить материал, изученный вами на прошлых уроках, мы сейчас разгадаем кроссворд. (Презентация 1)

Учитель читает вопросы:

1. Один из трех китов экономики. На нем основывается добыча природных богатств, производство товаров. (ТРУД)

2. Он на дорожках во дворе,
Он очень нужен детворе,
Он на стройке и на пляже,
Он в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)

3. Правила, законы ведения хозяйства. (ЭКОНОМИКА)

4. Составная часть экономики. (ОТРАСЛЬ)

5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить потребности других людей. (УСЛУГИ)

6. Какая промышленность выпускает конфеты, печенье, йогурт? (ПИЩЕВАЯ)

– Какое слово получилось в выделенном столбце? (ДЕНЬГИ) (Слайд 1)

– Каждое ли слово кроссворда можно связать с деньгами? Объясните.

– Сегодня, ребята, вы узнаете, что такое деньги, когда они появились, какими были первые деньги. (Слайд 2)

III. Изучение нового материала

1. Беседа о жизни людей без денег

– Кто-то из вас сейчас может сказать, что такое деньги?

– Для того, чтобы это выяснить мы отправимся в небольшое путешествие.

– Кто перед нами? (Первобытные люди) (Слайд 3)

– Как вы думаете, у них были деньги?

– Конечно, нет.

Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. – Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотиться, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо.

– Что же получалось в таком обществе? (Появились излишки изготовленных предметов и потребность иметь другие изделия у себя). (Слайд 4)

– Что стали делать люди?

– Они стали обмениваться друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители – своих пленников. (Слайд 5)

– Но обменивать товары было очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора, четыре кувшина или телегу. (Слайды 6-7)

– Чем еще могли обмениваться люди?

– И чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора.

– Обмен товара на товар называется БАРТЕР.

– Какой бартер вы осуществляете между собой?

2. Игра “Давай обменяемся”

(На данном этапе урока используется активный метод работы над темой).

– Ребята, сейчас мы представим себя жителями древней Руси. Вы делитесь на 4 группы: купцы, ремесленники, охотники, крестьяне. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый.

(Можно сделать карточки таким образом, чтобы дети смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен).

Время на выполнение задания – 3 минуты.

– Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?

– Кто не смог произвести обмен?

– Какие сложности возникли при обмене?

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?

– Как вы думает, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

3. Рассказ учителя о первых деньгах

– Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу. (Слайд 9)

– Удобны ли были такие деньги? (Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся.)

– Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части, но при этом не теряли своей ценности.

– Одними из первых денег были раковины каури-моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. (Слайд 10)

– Чем же были они удобны? (Не портились, не теряли вида, легко носить с собой).

– Удобно?

– Прошли многие десятилетия, прежде чем появились металлические деньги. Но и они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков. (Слайд 11)

– Каковы преимущества металлических денег? (Не портятся, ими можно расплачиваться за любой товар)

– На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. (Слайд 12)

– Что же получалось? (РУБЛЬ)

– При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках. Что же появилось? (КОПЕЙКА)

4. Физминутка для глаз (Слайд 13)

– У металлических денег все же оказался важный недостаток. Определите какой? (Они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут). Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали в дорогу бумажные расписки на золото. Так впервые появились бумажные деньги, на которых написано, какому количеству золота они равны. (Слайд 14)

– Итак, ребята, что же такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги). (Слайд 15)

– Обмен товара на деньги называется КУПЛЯ-ПРОДАЖА.

– А как мы узнаем, какое количество денег нужно отдать за тот или иной товар? (У каждого товара и каждой услуги есть своя цена). (Слайд 16)

– Откуда люди берут деньги?

5. Физминутка (Слайд 17)

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Монетки, видно не нашел.
Чтоб монетки нам достать
Надо на носочки встать.
С кустика достать монетку,
Закопать их в поле редко.

IV. Закрепление изученного материала

– Ребята, вы хорошо поработали над новой темой. А теперь, я предлагаю проверить себя.

1. Практическая работа в парах

– У вас на столе российские монеты: 1 рубль и 1 копейка. Вам необходимо определить, что на них изображено и написано, как называются части монеты. А теперь откройте учебник – с. 70, тетрадь: с. 39, задание № 3 – практическая работа в парах.

Текст учебника: сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется "аверс" или "орёл". Другая сторона – оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется "реверс" или "решка". Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты – "гурт"

– Прочитайте во 2 задании, какие названия у разных частей монеты. Подпишите части монеты в тетради.

2. Индивидуальная работа

Проверка изученного материала в парах:

– Положите монеты перед собой так, чтобы вам была видна лицевая сторона. Как она называется? А теперь положите так, чтобы была видна оборотная сторона. Как она называется?

Какой номинал на ней указан? А легенда? (Слайд 18)

– Рассмотрите современные и старинные деньги: что на них изображено и нарисовано? (2 мин.) (Приложение 1)

– Чем похожи и отличаются деньги разных времен?

3. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях

– Откройте с. 38, задание 2.

– Вырезать из приложения фотографии денежных единиц и наклеить их. Подписать названия.

– Какими денежными единицами пользуются в США, в Европе? (Слайд 19)

4. Итоговый тест по изученному материалу на уроке (Презентация 2)

Рефлексия деятельности на уроке

– Ребята, какой вопрос был сегодня главным на уроке?

– И что же такое деньги?

– Какие виды обменов теперь знаете?

– Как нужно расходовать деньги?

– Как вы можете объяснить пословицу: Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.

Итоговая рефлексия работы на уроке проводится с помощью активного метода “Ярмарка”. Учащимся предлагается представить, что сегодняшний день они провели на ярмарке и их попросили ответить на вопросы:

– Больше всего мне понравилось…

– Я бы купил еще этого…

– Мне не хватило денег на…

– Больше всего я купил…

– Самая ценная вещь на ярмарке…

– Хотелось бы еще заглянуть в ряды…

(На данном этапе урока используется активный метод рефлексии). (Слайд 20)

– Написать мини-сочинение по теме “Для чего нужны деньги?”

Использованные источники и литература:

– Дмитриева О.И. Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир": 3 класс: Вариативность изучения тем. Тесты, практические проверочные работы и др.: Новый комплект уроков. Изд. 2-е, перераб., доп. – М.: Просвещение, 2008 г.

– Арефьева И.П., Лазарев Т.В. Копилочка активных методов обучения. – Международный институт развития “ЭкоПро”, 2008 г.

№ слайд 1
Описание слайда:
Презентация к уроаку по окружающему миру в 3 классе «Что такое деньги»Автор презентации учитель начальных классов ГОУ СОШ № 962 г.МосквыМихайлова Любовь Александровна
№ слайда 2
Описание слайда:
Что такое деньги?
№ слайда 3
Описание слайда:
Деньги - товар Обмен товарами (прямой обмен одних товаров на другие)(обмен, в котором участвуют деньги)
№ слайда 4
Описание слайда:
В музее денег История возникновения денег
№ слайда 5
Описание слайда:
В древности, когда деньги ещё не существовали, люди обменивали одни предметы на другие. Но чтобы обмен был равноценным, нужно сравнить предметы между собой, что бывает непростой задачей. А надо ещё найти того, у кого есть необходимое и при этом ему нужно то, что предлагается взамен.
№ слайда 6
Описание слайда:
И однажды люди задумались, как бы сделать обмен проще. Нужно была нечто, что можно было бы обменивать на любую необходимую вещь. Так началась история возникновения денег.
№ слайда 7
Описание слайда:
История эта была длинной. Пробовали разные предметы: меха, ткани, домашний скот. Но всё было слишком неудобно. Человек понял, что нужны постоянные деньги, которые можно всегда носить с собой, и при этом они не будут портиться при использовании и хранении.
№ слайда 8
Описание слайда:
Первой удачной находкой оказались раковины каури. Эти деньги были похожи на бусы: просверленные раковины собирали на верёвочку, чтобы носить с собой. Но их нужно было очень много, так как стоимость раковин невелика.
№ слайда 9
Описание слайда:
Постепенно стало ясно, что удобнее всего металлические деньги. И появились монеты. Они не сразу приняли круглую форму, но суть осталась: кусочек металла, имеющий определённый вес. Первыми выпустили монеты лидийцы в VII веке до нашей эры. Со временем и другие народы стали пользоваться металлическими деньгами. Монеты изготавливали из золота, серебра и меди.
№ слайда 10
Описание слайда:
Потом кто-то догадался, что обещание заплатить деньги можно приравнять к деньгам, если доверяешь тому, кто обещает. Так появились письменные обязательства, которые проще возить с собой, чем золото. Да и безопаснее. Когда люди это поняли, история возникновения денег привела к появлению привычных для нас бумажных купюр.
№ слайда 11
Описание слайда:
Валюта-денежная единица страны и ее тип (золотая, серебряная, бумажная) 1 Йена = 100 сенам
№ слайда 12
Описание слайда:
1 фунт = 100пенсов
№ слайда 13
Описание слайда:
1 доллар состоит из 100 центов
№ слайда 14
Описание слайда:
Марка
№ слайда 15
Описание слайда:
Франк
№ слайда 16
Описание слайда:
1 турецкая лира = 100 курушам
№ слайда 17
Описание слайда:
№ слайда 18
Описание слайда:
100копейкам
№ слайда 19
Описание слайда:
Самые красивые монеты мира
№ слайда 20
Описание слайда:
№ слайда 21
Описание слайда:
№ слайда 22
Описание слайда:
Время-деньги Монета-солнечные часы
№ слайда 23
Описание слайда:
Палау, 2011 г., 5 долларов "Один лепесток для славы, один леп

23 урок.

Тема урока. Деньги.

Цели урока. Познакомить учащихся с происхождением денег, их значением в жизни человека. Развивать навыки экономного распределения денежных средств. Прививать бережливость, экономию.

Тип урока. Формирование ЗУН.

Форма проведения урока. Урок Презентация.

Оборудование. Презентация урока, компьютер, мультимедийный проектор.

Содержание урока.

    Организационный момент. (2 слайд)

Психологический настрой.

“Капитан”.

1. И.п. стоя. Поочередно сгибая руку в локте, прикладывать ко лбу – смотрим вдаль.

2. Руки на уровне плеч – кисти, наклоны в стороны – поворачиваем штурвал.

3. И.п. стоя. Повороты головы в стороны – осматриваем место путешествия.

4. И.п. стоя. Руки на поясе. Полуприсед, выставлять ногу на пяточку.

2. Проверка д/з. (3 слайд)

Раскройте значение слова «обмен»

Что такое сложный обмен?

Что называется деньгами?

Вы должны были вместе с родителями подготовить ответы на следующие вопросы:

Где произведены ваш телевизор, мебель или посуда?

Из каких стран прибыли к вам эти вещи?

Кто готов отвечать?

3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы поговорим о деньгах. Повторите ещё раз, что такое деньги ?

4. Работа по теме урока.

(4 слайд)

ДЕНЬГИ - все, что принимается в уплату за товары и услуги. Предметы, посредством которых выражается стоимость всех других товаров.

Давайте вспомним историю обмена, о которой говорили на пошлом уроке.

«Кузнец принёс на обмен топор и хочет получить за него барана, но скотоводу нужно зерно, а крестьянину – кувшины и лишь только владельцу кувшинов нужен топор. Значит, нужно произвести сложный обмен: сначала поменять топор на кувшины, затем кувшины на зерно и только после этого зерно поменять на барана».

Так сложилось, что во мно­гих странах товаром, который выражал стоимость других

товаров, был домашний скот.

(5, 6, 7 слайды) Товары, которые выполняли в старину роль денег.

(8 слайд) Справочник цен в Исландии

(9 слайд) На смену товарным деньгам пришли: монеты, банкноты

(10, 11 слайды) Какие бывают деньги.

Постепенно люди перешли к чеканке монет из дра­гоценных металлов. Затем были придуманы бумажные деньги, которые обеспечи­вались драгоценными металлами . Появление денег облегчило обмен товарами, то есть торговлю.

(12, 13 слайды)

Что можно купить за деньги?

Что ещё мы покупаем, кроме вещей, мебели, одежды, машин? (Услуги, свет, газ, воду и т.п.)

Иными словами, Деньги - это особый товар, который принимается всеми в обмен на любые товары, услуги. В деньгах выражают свою цену все услуги, товары.

5. Гимнастика для глаз. (14 слайд)

6. Экономическая задача «Тратим денежки с умом!» (15 слайд)

Прочтите рассказ и заполните пропущенные места.

Забывчивая бабушка

Однажды мама дала Тимуру 200 тенге и сказала: «Можешь купить на эти деньги что- нибудь сладкое для чаепития в школе». Тимур решил купить шоколад и отправился в ближайший киоск. «Сколько стоит такая шоколадка?» - спросил Тимур бабушку - продавщицу. «Сто двадцать тенге»,- ответила она. «Я могу купить только __ шоколадку », - расстроился Тимур. Но тут бабушка сказала: «Ты спрашиваешь вот об этих, в синих упаковках? Так они продаются по 100 тенге». «Хорошо, я смогу купить уже __ шоколадки , хотя это тоже маловато». Бабушка не унималась: «Ой, мальчик, я перепутала, эти шоколадки по 65 тенге». Тимур нахмурил лоб и сосчитал - получалось, что он может купить __ шоколадки. Вдруг бабушка-продавец запричитала: «Ох и устала же я сегодня, все в голове перепуталось! Вот правильная цена!» И Тимур увидел, что она прикрепляет к шоколадке ценник: «50 тенге». Тимур обрадовался и купил сразу __ шоколадки.

Ответь на следующие вопросы: (16 слайд)

    Хотел ли Тимур купить шоколад?

    Была ли у него возможность это сделать?

    Как вы думаете, почему Тимур много раз менял решение о том, сколько шоколадок купить?

От чего зависело его решение?

(17 слайд)

Как можно сказать? (гребёт деньги лопатой, куча денег)

Когда так говорят?

(18 слайд)

7. Домашнее задание.

Уровневое задание: Первое – «3», первое, второе – «4», все три – «5».

(19 слайд)

8. Итог урока.

    О чём говорили на уроке?

    Что нового узнали?

    Было ли вам интересно на уроке?

(20 слайд)

СПАСИБО ЗА УРОК!

ДЕНЬГИ-это

а) все, что принимается в уплату за товары и услуги

б) обязательные платежи, которые выплачивают граждане в пользу государства из своих
доходов

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что такое деньги.

Разгадайте кроссворд Главная потребность человека. Необходим для добывания природных богатств, производства товаров. (Труд)

Разгадайте кроссворд 2. Он на дорожках во дворе, Он очень нужен детворе, Он на стройках, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже (Песок)

Разгадайте кроссворд 3. Топили, сушили, Колотили, рвали, Крутили, ткали И на стол клали (Лен)

Разгадайте кроссворд 4. Химическая ….- составная часть экономики. (Промышленность)

Разгадайте кроссворд 5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей (Услуги)

Разгадайте кроссворд 6. Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг, Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны (Гранит)

Деньги – особый товар, который можно обменять на любые товары и услуги

Деньги прошлого

Деньги прошлого = 1000 раковин каури 1 бык

Деньги прошлого Золотые и серебряные слитки

Деньги настоящего

Бартер Купля-продажа Способы обмена

Цена товара - стоимость одной вещи, предмета

Физкультминутка Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел, Монетки видно не нашел. Чтоб монетки нам достать Надо на носочки встать. С кустика достать монетку, Закопать их в поле редко, Чтобы выросли они.

Закрепление изученного Как называется плата за работу? (Заработная плата) Деньги, которые откладывают на будущее? (Сбережения) Какие денежные единицы ты знаешь? (Рубль, доллар, евро, динар, лат, гривна, марки)

Закрепление изученного Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги (Деньги) Прямой обмен одних товаров на другие (Бартер) Как называли половину гривны? (Рубль)

Итог урока Что такое деньги

Домашнее задание Задание 1 раздела «Подумай!» (стр. 71) Задания 2, 3, 4, 5 (учебник, стр. 72)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной папке находится конспект урока и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....

"Что такое деньги."

Урок по окружающему миру "Что такое деньги" Мир вокруг нас. Плешаков А.А. То, что взрослому человеку кажется простым и обыденным, для ребенка - интересно и познавательно. Как можно простыми словами...

Проект урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" ("Школа России")

В материале представлена разработка проекта урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" с методическим обоснованием в соответствии со ФГОСами второго поколения (проект урока, старто...


ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ КРОССВОРД

  • Главная потребность человека. Необходим для добывания природных богатств, производства товаров.
  • Он на дорожках во дворе,

Он очень нужен детворе,

Он на стройке и на пляже,

Он в стекле расплавлен даже.

3. Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, и на стол клали.

4. Химическая ….. – составная часть экономики.

5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те, или иные потребности других людей.

6. Он очень прочен и упруг,

Строителям - надёжный друг,

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.



  • Установить
  • Понять, что такое бартер.
  • Выяснить , что такое купля-продажа.
  • Проследить
  • Запомнить денежные единицы зарубежных стран.
  • Создать свою денежную единицу.

2.Что такое бартер?

3.Что такое купля-продажа?

7.Что такое деньги?

  • Не знаю ничего – (-)
  • Осведомлен, слышал – (?)

БЕЗ ЧЕГО МЫ НЕ МОЖЕМ ПРОЖИТЬ В ЖИЗНИ?


Первобытное общество

www.eurosmi.ru – первобытные люди


Развитие ремесла

Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотится, другие – выращивать домашних животных, третьи –заниматься земледелием, четвертые – ковать железо и т.д.


ИЗЛИШКИ ПРОДУКЦИИ

Что же получалось в таком обществе?

Появились излишки своего труда и необходимость владения продуктами труда других людей.


Обмен товарами

Как же стали поступать люди?

Верно, они стали обмениваться различными изделиями и товарами. Ведь денег тогда тоже не было.


Возможности обмена

http://enc.lib.rus.ec/bse/008/103/878.htm – баран

http://fotki.yandex.ru/ – топор

http://hworld.by.ru/hyst/sumer/dodin.html - кувшин




РАБОТА С УЧЕБНИКОМ С. 68

прямой обмен одних товаров на другие.

Найдите на стр. 66 определение, что такое бартер. (Это прямой обмен одних товаров на другие.)

Вы когда нибудь обменивались на что- нибудь?

4.Запиши определение, что такое бартер в тетради.

Что записали, прочитайте.


Игра «Бартер»

пирог

сапоги

Сейчас вы совершали бартер, на столах у вас лежат карточки. На одной стороне карточки нарисована картинка - это товар, который у вас есть. Возьмите свой товар-карточки - и повернитесь к соседям. Попробуйте обменять свой товар на товар одноклассника. Кому

удалось совершить обмен?

-Насколько удобно, быстро, можно совершить такой обмен?

-При каких условиях совершится такой обмен?

-Кто при обмене оказывается в выигрыше; есть ли проигравшие?


НАЙДИ И ПОМЕНЯЙ

Выводы:

Затрачивается много времени.

Сложность и неудобство поиска.

Обмен может не состояться.

Найди и поменяй

На столах у учащихся лежат карточки. На одной стороне карточки нарисована картинка - это тот товар, который есть у ребенка. На другой - написано, что ему нужно получить в обмен на этот товар.

Карточки составлены таким образом, что обмен может состояться только через посредника.

1 ученик имеет карточку: есть цыпленок, нужна курица;

2 ученик: есть курица, нужна собака;

3 ученик: есть собака, нужен цыпленок.

Цель игры: поменяться карточками так, чтобы получить нужный товар.

Игра: дети ищут нужный предмет и пытаются обменяться. Когда все обмены состоялись, проходит обсуждение.

Выводы по игре: Какие возникают трудности в таком обмене?

1. Затрачивается много времени.

2. Сложность и неудобство поиска.

3. Обмен может сорваться.


Физминутка для глаз

http://www.xrest.ru/overview/45140/ - Буратино


ПЕРВЫЕ ДЕНЬГИ НА РУСИ

В начале у наших предков деньгами

служили скот или шкуры животных, чаще

всего, белки, соболя, куницы.

До нашествия монголов на Русскую землю

в нашем языке не было слова “деньги”.

Денежные ценности

называли скотом,

княжескую казну

- скотницей, а казначея –

скотником.


http://www.bildweb.ru/files/img_pages/kr_mus7.jpg – ожерелье из раковин

http://www.russianshanghai.com/articles/china/post2239 - раковина

http://www.animalpix.ru/down/abc/cow/29/300/ - бык

1000 штук


Первые деньги

СКОТ

ПРОДУКТЫ

http://www.happy-school.ru/publ/12-1-0-543 – овца

http://www.istranet.ru/news?page=62 – бык

http://profitstar-hk.com/zerno – пшеница

http://otvetin.ru/2010/03/08/page/3/ - растительное масло

http://www.vippersona.ru/rubrik/doit_viewrub/id_0/page_187.html – кувшин с вином

http://www.webzabor.ru/show/83356/ - собольи шкурки

http://msk.terdo.ru/item/10442/ - ткани



МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ДЕНЬГИ

В XI веке деньги стали обозначать словом“куны”.

Это были металлические бруски, кольца, лопаты,

топорики и даже бронзовые диски в виде шкур

животных. А какие же были преимущества

металлических денег перед

другими? Они не

портились, не занимали

много места. А при сделках

легко делились на части.

Но самое главное – ими

можно было расплачиваться

за любой товар.

Изготавливали их из серебра, золота, меди.


Первые металлические деньги

ГРИВНА

numizmat.ru - картинки

КОПЕЙКА

РУБЛЬ


РУБЛЬ

  • Исторически понятие «рубль» возникло в XIII веке в Новгороде.
  • Рубли были частями гривны или кусками серебра с зарубками, означавшими их вес. Гривну рубили пополам и каждую половину называли рубль (слиток серебра массой 200 грамм).

РУБЛЬ


РУССКИЕ ДЕНЬГИ

25 кун = гривна

Куны

Новгородская гривна

Серебряники и златники

Копейные деньги

1534 года


У металлических денег всё же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далёкими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут.

У металлических денег всё же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места.. Богатым купцам, которые торговали с далёкими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.


Почему появились бумажные деньги и банки?

ПИФ-ПАФ!!!


Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.

Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.

Первые бумажные деньги в России появились при императрице Екатерине Второй.

Работа с учебником с.69

Прочитайте материал учебника на с.69 и найдите ответ на вопрос: Как называется другой способ обмена, в котором участвуют деньги?

Что такое цена товара?


Физкультминутка


ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЁРНЫШКО

За деньги можно

купить любой товар

продать любой товар

Сказка

Учитель: На уроке литературного чтения мы с вами читали русскую народную сказку о курочке, которая спасла петушка. Как называлась эта сказка?

Что делала курочка чтобы спасти петушка?

Дети: Менялась.

Учитель: Что могло случиться с петушком, пока курочка менялась?

Дети: Петушок мог задохнуться и умереть.

Учитель: А как курочка очень быстро могла бы получить маслице.

Дети: Если бы у нее были бы деньги, она могла бы быстро купить.

Учитель: Как только у курочки появились деньги, как ее можно было бы назвать?

Дети: Покупатель.

Учитель: А тот, у кого товар?

Дети: Продавец.

Учитель: А вы уверены, что продавец возьмет деньги за свой товар? Что он будет с ними делать?

Дети: Он может купить то, что ему нужно.

Делаем вывод , что за деньги можно

купить любой товар, продать любой товар

Учитель: Как удобнее: меняться товарами или покупать за деньги?

Дети: Покупать удобнее. Быстрее. Надежнее.


Купля-продажа


«Деньги – металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления».

Из словаря С.И.Ожегова.


2 ластика

1 тетрадь

1 блокнот

Практическая задача:

Хватит ли Буратино денег на покупку 3 ручек, 2 ластиков, 1 тетради и 1 блокнота.

Сколько он должен получить сдачи?


  • Работа с учебником с. 69
  • Купля-продажа- это такой обмен, в котором участвуют деньги.

ФУНКЦИИ ДЕНЕГ

Средства

накопления

(сбережения )

Мера

стоимости

Средства обмена на товары и услуги


ИГРА «ВСЕ ЛИ МОЖНО КУПИТЬ?»

Телевизор, кофейник, кукла, мяч, солнце, книжка, доброта, туфли, ветер, коньки, дружба, квартира, здоровье, дача, совесть, платье.


Части монеты

НОМИНАЛ

Аверс или «орел»

Реверс или «решка»

ОБОРОТНАЯ

ЛИЦЕВАЯ

ЛЕГЕНДА

ЛЕГЕНДА


«РЕШКА» ОТ СЛОВА РЕШЕТКА

Серебряный рубль

Петра I

Реверс или «решка»

Ребро монеты

«гурт»



ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Рассмотрите монету. Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ, то есть ее достоинство – 2 рубля, 5 рублей, … Это оборотная сторона монеты – “РЕВЕРС” или “решка”.
  • Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты – “АВЕРС” или “орел”.
  • Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА.
  • Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется “ГУРТ”.
  • Выполните задание по карточке (1гр.),

3 в тетради на странице 39(2 гр.)


ДЕНЬГИ

купюры монеты


Денежные единицы

РУБЛИ

ДОЛЛАРЫ

ЕВРО



  • Что изображают на деньгах?
  • Какие бы деньги вы придумали для своего класса?

  • Установить ,как в древние времена расплачивались за товар.
  • Понять, что такое бартер.
  • Выяснить , что такое купля-продажа.
  • Проследить , последовательность появления денег.
  • Запомнить , денежные единицы зарубежных стран.
  • Создать свою денежную единицу.

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ

Н а Приём «Инсерт»

Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки:

«V» – уже знал;

«+» – новое;

« – » – думал иначе;

«?» – не понял, есть вопросы зовите два способа обмена.


АНКЕТА ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА

1.Чем люди в древности расплачивались за товар?

2.Что такое бартер?

3.Что такое купля-продажа?

4. Что изображают и рисуют на монетах?

5.Знаешь ли денежные единицы зарубежных стран?

6.Как называют часть денег, которые откладывают на будущее?

7.Что такое деньги?

  • Не знаю ничего – (-)
  • Осведомлен, слышал – (?)
  • Знаю правильный и точный ответ – (+)


ОПРЕДЕЛИ ЗАДАННУЮ СУММУ

3 руб.


ОПРЕДЕЛИ ЗАДАННУЮ СУММУ

15 руб.


ОПРЕДЕЛИ ЗАДАННУЮ СУММУ

51 руб.


ОПРЕДЕЛИ ЗАДАННУЮ СУММУ

600 руб.


ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

(если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное – «-»)

  • Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения.
  • Плата за работу – заработная плата.
  • Деньги, которые откладывают на будущее, - сбережения.
  • Оборотная сторона монеты – гурт.
  • Надпись на монете называется леген дой.

Проверка: –, +, +, –, +.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Вывод: деньги – особый товар, который можно обменивать на любые другие товары и услуги.

-Подсчитай свою

зарплату за урок.


СИНКВЕЙН

Название (1 слово)

Описание (2 прилагательных)

Действие (3 глагола ) –

Чувство

Суть (1 слово) –


СИНКВЕЙН

Название (1 слово) деньги

Описание (2 прилагательных) – бумажные, металлические

Действие (3 глагола ) – купить, продать, обменять

Чувство – Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Суть (1 слово) – товар


  • Учебник: прочитать текст с.68 – 71, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с.71.
  • Рабочая тетрадь: с.39 № 2,4(1гр), 1,3(2гр)