Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Торпедные катера серии Г-5 - первая серия торпедных катеров ВМФ СССР . В период 1933-1944 годов было построено более 300 единиц. Катера принимали участие во Второй мировой войне , Корейской войне . Не смотря на то, что к началу войны катера уже были устаревшими и не сыграли особенной роли в боевых действиях, своим появлением они дали толчок к развитию советского "москитного флота".

Предпосылки к разработке

В начале 20-х годов вновь созданному флоту Рабоче-Крестьянской Красной Армии для ведения «малой войны на море» понадобилось создание «москитного флота» из сотен катеров на всех театрах. Предполагалось, что катера, взаимодействуя с крейсерами и авиацией, встретят противника у берега Советского Союза. Требовался катер, способный при мощном торпедном вооружении развить максимально возможную скорость. Дальность действия являлась малосущественной характеристикой.

Прототипами являлись, оказавшимися в руках советских моряков, трофейные английские катера CMB 40- и 55-футового типов. Их действия в Финском заливе в 1919 году, особенно потопление одиночным катером крейсера «Олег» , произвели на советское военно-морское руководство глубочайшее впечатление.

Разработку проекта и строительство первого советского торпедного катера поручили ЦАГИ . Главное требование - катер должен превысить скорость трофейных. С февраля 1925 года началось проектирование, а через полгода - строительство катера, получившего название ЦАГИ АНТ-3 «Первенец». Задача была весьма непростой: создать полноценный боевой корабль силами организации никогда не занимавшейся ничем подобным.

30 апреля 1927 года на Черном море начались испытания «Первенца», представлявшего собой цельнометаллический катер, оснащенный двумя авиационными моторами «Райт-Тайфун» американского производства, вооруженный одной 450-мм торпедой в желобном торпедном аппарате (запланированная 533-мм отставала от сроков завершения работ), с установленным приемопередатчиком, дневным и ночным торпедными прицелами. Рубка управления была открытой. В процессе испытаний обнаружились явления кавитации , не позволявшие при развитии моторами полного числа оборотов развить полную скорость. Под руководством А. Н. Туполева провели работы по изменению шага винтов. Результат превзошел самые оптимистические ожидания - получили 56 узлов . 16 июля, в последний день испытаний, произошло кульминационное событие: гонки английского и советского катеров, показавшие полное преимущество последнего.

Моряки также оказались довольны и сделали заказ на новый катер. Новый катер должен был иметь водоизмещение не больше 10 тонн, скорость не ниже 56 узлов, с вооружением из двух 450-мм торпед. Одновременно необходимо было устранить выявленные недостатки: коррозию материала корпуса (авиационный дюралюминий подвержен коррозии при контакте с морской водой), плохое качество окраски, интенсивное брызгообразование и, как следствие, интенсивное заливание рубки. В ноябре 1927 года были начаты работы над первым катером АНТ-4, а уже в сентябре его представили на испытания. Результаты работ полностью устроили заказчика: для уменьшения брызгообразования изменили теоретические обводы корпуса, рубку сделали закрытой.

Первые модели

Серийное производство поручили ленинградскому заводу им. А.Марти. В октябре 1928 года одновременно с принятием в состав морских сил Черного моря головного катера, на заводе заложили первые серийные катера. Флот присвоил им обозначение «Ш-4», как оно расшифровывается - неизвестно . Всего в период с 1928 по 1931 года было выпущено 59 единиц в пяти сериях. Моряков в новых катерах устраивало практически все, кроме вооружения. Для 30-х годов 450-мм торпеды были явным анахронизмом. Для «Ш-4» они были вынужденной мерой и теперь необходимо было вооружить катер 533-мм торпедами. Через год начинается постройка катера АНТ-5, прототипа Г-5.
Строительство шло медленными темпами, оборудование, поставляемое заказчиком не в срок, тормозило процесс. Проектирование велось под американские моторы «Райт-Циклон», но при этом не исключалась установка американских же «Паккардов», отечественных ГМ-13. В итоге на катер установили итальянские моторы фирмы «Изотто-Фраскини» АССО-1000. В феврале 1933 года катер построили и отправили на Черное море. От своего прародителя новый катер отличался увеличенной за счет вставки длинной корпуса, изменениями в рубке и моторном отсеке, и главное - увеличенным калибром торпед. АНТ-5 прошел испытания и был принят флотом 1 августа 1934 года под обозначением «Г-5» (глиссирующий - пятый).

Описание конструкции

Катера выпускались девятью сериями, различие между которыми были в основном, в толщине листов обшивки (усиление ее проводилось на каждой последующей серии), двигателях (на части стояли импортные АССО и «Паккард», а на других различные модификации ГАМ-34), скорости, запасе топлива и вооружении (См. таблицу Серия Г-5). Внешних отличий между катерами очень мало.

Окраска катеров не отличалась разнообразием. Корпус грунтовался свинцовым суриком и окрашивался в шаровый цвет различного оттенка в зависимости от театра действий. Подводная часть окрашивалась кузбасс-лаком, либо железным или свинцовым суриком.

Корпус

Корпус имел глиссирующие обводы с плавными образованиями скуловых линий, большим развалом шпангоутов в носовой части и палубой округлой формы. Материал корпуса - дюралюминий, продольная прочность обеспечивалась килевой балкой коробчатой формы и стрингерами. Поперечные водонепроницаемые переборки делили катер на 5 отсеков: І- форпик, ІІ- моторный, ІІІ- отсек управления и радиорубка (с иллюминатором в правом борту), ІV- бензиновые цистерны, V - транец.

І и V отсеки в море задраивались, причем в последний можно было попасть только сбросив торпеды, закрывавшие горловины. Моторный и командный отсеки сообщались между собой через дверь, для командира устанавливался съемный настил из гофрированного листа, в бензоотсек вел герметически задраиваемый лаз. Рубка по конструкции была аналогична корпусу: клепаная из дюралюминия с пятью окнами из бронированного стекла в передней части.

Энергетическая установка и ходовые качества

Катер оснащался двумя авиационными моторами АМ-34 конструкции Микулина производства завода № 24. Изменения в моторах заключались в приспособлении их к морским условиям, в частности, в снятии нагнетателей. В корабельном варианте они обозначались ГАМ-34, с соответствующей модификацией. Установка производилась на специальные баки, со смещением правого мотора вперед, а левого - назад. Мощность моторов зависела от серии, частота вращения достигала 2000 об./мин., охлаждение осуществлялось пресной водой, в случае повреждений - забортной.

Для вращения трехлопастных гребных винтов диаметром 680 мм использовались длинные гребные валы, первоначально из легированной стали, а затем - из нержавеющей. Наибольшую скорость (51 уз) катер мог поддерживать в течении 15 минут, полную (47 уз) - в течении часа, экономическую (36 уз) - чуть больше семи часов. Использовались два вида горючего: либо бензин Б-74, либо смесь из 70 % бензина Б-70 и 30 % спирта.

Вспомогательное оборудование

Центром управления катером была рубка. В ней находились: штурвал для управления рулями, машинный телеграф, навигационное оборудование - гирокомпас КГМК и два спиртовых магнитных компаса КИ-6 и ПМ-3, столик с картами, рамка с таблицей скоростей, тахометры, автомат-коробка торпедной стрельбы, прибор газоуправления, аварийный контакт, дифферентометр, авиационные часы, термометр. На крыше рубки располагался торпедный прицел КП-3 (комбинированный для дневного и ночного боя).

На катерах устанавливались две динамо-машины постоянного тока ГА-4630 мощностью по 250 ватт. Имелись и два аккумулятора типа 6СТК-VIII. В состав электрооборудования входили: один ламповый прожектор МСПТ- Л2,5 применявшийся как для освещения, так и для сигнализации; приемопередающая радиостанция типа «Штиль-К». Она имела мощность 10-20 ватт, диапазон 75-300 м, дальность действия 20 миль, могла работать в телефонном режиме. Для растяжки лучей антенны служили две мачты Т-образной формы: одна располагалась на носу катера, а другая - за рубкой правления.

Устанавливалась также аппаратура для постановки дымзавес. Стационарная система, размещавшаяся за рубкой, обозначалась ДА-Т4. Она обладала следующими тактико-техническими характеристиками (ТТХ): вес 540 кг, производительность 25-30 кг/мин, время действия 6 минут, время пуска 2 секунды, могли быть поставлены три дымзавесы средней высотой 20-30 метров. Применялись также четыре дымовых шашки МДШ с такими ТТХ: вес 45 кг, производительность 3 кг/мин, время действия 10 минут, время пуска 50 секунд, одна дымзавеса высотой 15-20 метров.

Экипаж и обитаемость

Экипаж катера по штату состоял из шести человек. Наибольший круг обязанностей ложился на плечи единственного офицера - командира катера. Он должен был осуществлять общее руководство действиями команды, вести штурманскую прокладку, непосредственно удерживать катер на курсе, регулировать скорость хода, производить расчеты для торпедной стрельбы и выводить катер в атаку, производить пуск торпед, включать дымаппаратуру. При получении катером повреждений - руководить борьбой за жизнь, при выполнении обязанностей командира группы катеров - организовывать совместные действия ее состава.

В экипировке экипажей учитывались особенности этого типа катеров - большое брызгообразование на волнении и пронзительный ветер. Одевался экипаж в теплое водолазное белье, кожаное обмундирование, верхняя вахта носила кожаные летные шлемы и защитные очки, механики пользовались танковыми шлемами для защиты от рева двигателей.

Также в торпедные желоба мог приниматься десант в количестве 20-22 человека, а с перегрузкой - до 30-50. Поскольку десантный вариант оказался весьма распространенным, в итоге пришли к выводу о необходимости изготовления специальных банок и решеток для удобства размещения бойцов.

Вооружение

Основным оружием катеров Г-5 являлись две торпеды в желобных торпедных аппаратах. Их конструкция первоначально была позаимствована у английского прототипа. Торпеда располагалась на направляющих и удерживалась стопорами. Выстрел осуществлял механизм, основанный на пороховом газогенераторе, в котором 250-граммовый заряд бездымного пороха обеспечивал, посредством поршня и телескопического толкача, вылет торпеды из аппарата со скоростью 5-6 м/с. Залп производился электрической автомат коробкой с возможностью пуска одной торпеды или обеих залпом. На случай несрабатывания электрозапалов предусматривалось использование механических ударников.

Торпеды были двух модификаций. Первоначально на вооружении стояли торпеды 53-27к, имевшие следующие ТТХ: калибр 533,4 мм, длина 6,9 м, масса 1675 кг, скорость хода 43,5 уз на дальности 3700 м, вес боевой части 200 кг. В 1937 году закупленная в Италии, и воспроизведенная в СССР торпеда под обозначением 53-38 улучшила основное оружие катеров. Ее ТТХ: длина 7,2 м, масса 1615 кг, вес боевой части 300 кг (400 кг в варианте 53-38У), режим движения: 44,5 уз на дистанции 4000 м, 34,5 уз на 8000 м, 30,5 уз на 10 км. Торпеды оснащались лобовым и инерционным ударниками и не имели ни устройств фигурного курса, ни неконтактных взрывателей.

В торпедных желобах вместо торпед могло размещаться разнообразное вооружение. При установке стеллажей в желобе принимали двадцать четыре глубинные бомбы типа М-1 и четыре - непосредственно в командирскую рубку. Существовал вариант при котором сохранялась одна торпеда, а вместо второй брали 12 бомб. Бомбы типа М-1 обладали следующими ТТХ: полный вес 41 кг, заряд 25 кг, диапазон глубин от 15 до 100 м, радиус поражения 4-5 м.

Также катер мог выступать и в роли минного заградителя. Вместо торпед принимались мины в различных вариантах. По одной из них на специальных стеллажах находились три мины образца 1926 года (заряд 242-254 кг). Могли приниматься более современные образцы - мины КБ (заряд 230 кг), но в количестве двух штук, либо одна мина и один минный защитник. Другим вариантом были восемь малых мин типа «Р-1» (заряд 40 кг).

До Великой Отечественной бортовое вооружение катеров Г-5 составляли пулеметы. Первоначально устанавливалась авиационная турель со спаркой пулеметов ДА. При максимальном угле возвышения в 60 градусов она обладала круговым обстрелом. Пулемет имел следующие ТТХ: вес 10,1 кг, калибр 7,62-мм, емкость магазина 63 патрона, скорострельность 600 выстр/мин (максимальная) и 80-150 выстр/мин (практическая), дальность стрельбы 1500 м, боезапас восемь дисков на ствол. На некоторых катерах устанавливали турель с одним ШКАС. Очевидно, что пулемет винтовочного калибра был малоэффективен против морских и воздушных целей второй половины 30-х годов. В начале Великой Отечественной (начиная с Х серии) устанавливали пулемет ДШК с сохранением одного ДА в качестве выносного пулемета с возможностью установки либо на рубке, либо в носовой части на битенге перед сходным люком в машинное отделение. Характеристики ДШК: вес 150 кг (с турелью), калибр 12,7-мм, емкость лент в патронных коробках 50-100 патронов, пробивает 15 мм брони на дистанции 500 м, скорострельность 560-600 выстр/мин (максимальная) и 250 выстр/мин (практическая), дальность стрельбы 7000 м, потолок 3500 м, угол возвышения 80 градусов, боекомплект 1000 патронов.

История службы

Построенные по концепции разработанной в середине 20-х годов, торпедные катера вступили в бой во второй половине следующего десятилетия, то есть, совершенно не в тех условиях на которые рассчитывали их создатели. Пришлось совершать дальние рейды, действовать на коммуникациях, бороться с авиацией противника. Техническая концепция катера изначально была морально устаревшей: исходили не из возможного уровня развития техники, а из уровня имеющихся трофейных образцов. Требование достижения максимально возможной скорости, единственного козыря корабля, ограничивало любые попытки установки более мощного зенитного вооружения и брони. Не было и ясности в использовании катеров, слишком много от них требовали и слишком мало они могли реально сделать.

Гражданская война в Испании

В июле 1936 года мятеж республиканского правительства Испании стал началом трехлетней войны. К этому времени в составе испанского флота не было торпедных катеров. Это для националистов исправили Италия и Германия, поставками катеров типа MAS и люсерновских «шнелльботов» . Не остался в стороне и флот Советского Союза, направивший в Испанию в мае 1937 года четыре катера типа Г-5. Базой для них служил Порман.

Не смотря на то, что недостаточная дальность плавания и мореходность не позволили катерам действовать в роли собственно торпедных катеров, они несли конвойную службу. Но тут проявились и другие недостатки: слабое зенитное вооружение, высокая пожароопасность (из-за авиационного топлива) и отсутствие даже самой минимальной гидроакустической аппаратуры. Непригодность пулеметов для борьбы с самолетами самым трагическим образом проявилась в боях.

30 июля недалеко от Барселоны республиканский конвой был атакован летающей лодкой «Савойя» . По словам Конвея: один катер сопровождавший транспортник был потоплен, второй - очень пострадал, сам транспортник выбросился на берег.

В целом советские торпедные катера в ходе гражданской войны в Испании особой роли не сыграли, и их дальнейшая судьба остается неясной. Единственный шанс отличиться они упустили в марте 1938 года, когда из-за сравнительно небольшого волнения не смогли принять участие в бою, в ходе которого был потоплен крейсер «Балеарис» .

Великая Отечественная война

Основная деятельность торпедных катеров Г-5 во время Второй Мировой войны была развернута на Балтийском театре военных действий . К 22 июня 1941 года торпедные катера Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) были сведены в две бригады и отдельный отряд, насчитывавшие в своем составе 56 катеров типа Г-5.

«Москитные силы» КБФ активно участвовали в боях за острова Моонзундского архипелага, боролись с немецкими конвоями, направлявшимися в Рижский залив, проведя ряд атак на суда противника, но не добились особых успехов. Несмотря на многочисленные потопленные вражеские транспортники с войсками и грузами, их собственные потери были достаточно тяжелыми. Доставалось, в основном, от авиации врага, противопоставить которой было нечего.

В конце сентября состоялась единственная за всю войну атака катерников советского флота на соединение крупных надводных кораблей, которые напали на полуостров Сырве. Оставшиеся боеспособными четыре катера обогнули Сырве и направились к бухте Лыу, где находилась эскадра противника. В её состав входили легкие крейсера «Лейпциг» и «Эмден» с миноносцами охранения «Т-7», «Т-8» и «Т-11», а неподалеку действовали еще и тральщики из состава 17-й флотилии.

При выходе из Ирбенского пролива катера атаковал вражеский гидросамолет, который отогнали истребители прикрытия, затем отразившие попытку еще двух «стервятников» расправиться с катерами. Немецкие корабли, предупрежденные сигнальными ракетами гидросамолета, успели подготовиться к атаке и по катерам был открыт ураганный огонь. Ущев (командир отряда катеров) приказал дать сигналы - «Дым», «Атака». Под прикрытием дымзавесы два катера ударили по крейсеру «Лейпциг», два - по миноносцам. В это время был подбит первый катер начал тонуть. Не одна из торпед не попала в цель. Возвращавшиеся в Мынту катерники потопили вспомогательный тральщик «М-1707» (экс-траулер «Люнебург»). Немецкие крейсера, расстрелявшие большую часть боезапаса основного калибра по катерам, были вынуждены уйти. Больше в обстрелах советских войск они не участвовали.

Так как боевые качества корабля на момент начала боевых действий были морально устаревшие и не выдерживали конкуренции с вооружением вражеских войск, основной формой боевой деятельности торпедных катеров Г-5 во время войны были минные постановки и транспортировка десанта. Им на смену приходили новые более совершенные торпедные катера по ленд-лизу или от промышленности. По окончанию войны катера Г-5 выполняли обязанности минных тральщиков.

Ракетные катера проекта 12411 предназначены для уничтожения боевых надводных кораблей противника, транспортных и десантных средств и судов в море, пунктах базирования, морских группировок и их прикрытия, а также для прикрытия дружественных кораблей и судов от надводных и воздушных угроз.

С 1981 года ракетные катера «Молния» в модификации 12411 (12411М) стали поступать на вооружение военно-морского флота Советского Союза. Они являются развитием РК «Молния» проекта 1241. Основной разработчик - объединение «Алмаз». Всего было построено на разных судостроительных верфях более трех десятков ракетных катеров. Главным отличием является установка противокорабельного ракетного комплекса с ракетами 3М-80 «Москит», вместо ракет «Термит» (П-15).

В наше время ракетные катера серии 12411 состоят на вооружение военно-морского флота России. Совсем недавно три РК с противокорабельными ракетами «Москит» заказало для нужд своих ВМС Ливия. (С 2008 года ливийская сторона заказала на судостроительном заводе «Вымпел» 3 РК проекта 12411. Ориентировочная стоимость заказа около 200 миллионов долларов).

разработки РК проекта 12411
Боевые дествия с участием ракетных кораблей вооруженых противокорабельными ракетами П-15 в 1967 году (арабо-израильский конфликт) и в 1971 году (индо-пакистанский конфликт) стали отправной точной для создания ракетного катера, несущего на борту улучшенный противоракетный комплекс с более мощной и современной противокорабельной ракетой «Москит». Первоначально были проведены оценки возможностей размещения противокорабельных ракет «Москит» на ракетных катерах, в частности на РК проекта 205, являющего основным носителем морской противокорабельной ракеты П-15. В итоге, РК проекта 205 не подходил по массогабаритным характеристикам, а МРК «Овод» проекта 1234 не подошел по скоростным.

Требуемая максимальная скорость нового ракетного катера с ПКР «Москит» должна была быть не менее 42-43 узлов. Как выяснилось, малые и средние ракетные катера не смогли бы взять на борт «Москиты» и обеспечить требуемую скорость.

Поэтому была поставлена задача спроектировать большой ракетный корабль с установкой на борт мощной энергоустановки. В 1973 выходит Постановление, согласно которому начинается проектирование и разработка современного скоростного ракетного катера. Кроме этого, согласно ТТТ БРК, должен обладать лучшими ТТХ, современными средствами боевой самообороны, РЭБ, улучшенной обитаемостью и автономностью.

Проектрирование и разработку нового БРК поручили объединению «Алмаз». Руководителем проекта назначают ГК Юхнина Е.И. Согласно реализуемой идее, катера разрабатывались как целая система больших боевых катеров. Проект 1241 становился единой основой для создания ракетных, противолодочных и сторожевых катеров. Планировалось серийно выпускать корабли для нужд не только Советского Союза, но и обеспечить потребности флотов дружественных государств. Это и различная готовность мощностей ВПК по производству комплектующих привели к появлению и созданию на базе проекта 1241 нескольких модификаций. Основному разработчику поручили выполнить постройку головных кораблей основных двух модификаций.

Первой модификацией становится ракетный корабль с установленными противокорабельными ракетами Термит «П15М» и газотурбинной двигательной установки. Данная модификация появилась вследствие отставания разработчиков ПКР «Москит» и дизельной газотурбинной двигательной установки поставить изделия к назначенному сроку. Модификация получает обозначение 1241-1 и позволила начать производство корпусной конструкции и начать производство ракетных катеров заказанных зарубежными заказчиками.

Одновременно с первой модификацией велась разработка основной модификации – РК проекта 12411. Эта модификация и становится тем новым ракетным катером, что требовался ВМФ Советского Союза. Головной корабль проекта 1241-1 с «Термитом» поступил на вооружение ВМФ в 1979 году. Головной корабль проекта 12411 с противокорабельными ракетами «Москит» и новой ДГТУ поступает на вооружение ВМФ в конце 1981 года. Перед этим были успешно проведены заводские испытания, после которых ракетный катер был отправлен на Черное море, где проводились основные испытания. В ходе испытаний корабль была проведена окончательная доводка основного оборудования и вооружения, после чего головной РК проекта 12411 успешно прошел комплекс госиспытаний. После принятия на вооружение головного ракетного катера начинается серийное производство данной модификации. Для быстрого ввода в стой новых РК ракетные корабли собирались на Хабаровском и Средне-Невском ССЗ. Оба завода строили и сдавали в среднем два-три РК в год, основную часть ракетных катеров построили и ввели в строй с 1985 по 1992 года. Ракетных катеров проекта 1241-1 было построено до 1985 года еще три единицы.

Устройство и конструкция
Водоизмещение РК - около полутысячи тонн, архитектура новых кораблей гладкопалубная с круглоскулыми (передняя часть) и остроскулыми (корма) обводами. Стальной корпус для обеспечения живучести поделен на десять отсеков. Надстройку и внутренние корабельные переборки исполнены из сплавов аллюминия. РК проекта 12411 оснастили новой ДГТУ комбинированного типа. Она состояла из двух газотурбинных двигателей и 2 дизельный двигателей, передающих вырабатываемую мощность на два винта с фиксированным шагом, которые обеспечивали максимальную скорость 40 и более узлов.

Вооружение
Кроме основного противокорабельного комплекса с ПКР 3М-80 «Москит», ракетный катер оснащался одной артустановкой АК-176 калибра 76мм и двумя шестиствольными артустановками АК-630 калибра 30мм. Имелась возможность установки двух блоков ПЗРК Стрела-3.

Ракетные корабли проекта 12411
Всего было заложено 34 корабля, их строили на мощностях Ленинградского «Алмаза», Средне-Невского и Хабаровского заводов:
Р-46 – заводской №402, головной корабль серии, заложен в марте 1976 года на мощностях объединения «Алмаз», спущен со стапелей в марте 1980 года, принят в строй в декабре 1981 года. Списан в 1994 году;
Р47 – заводской №206, первый корабль заложенный на мощностях Средне-Невского завода в июне 1983 года, спущен со стапелей в августе 1986 года, принят в строй в феврале 1987 года. Бортовой №819. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-60 – заводской №207, заложен в декабре 1985 года, спущен со стапелей в декабре 1986 года, принят в строй в декабре 1987 года. Бортовой №955. Модернизирован – установка ЗАК Палаш. ЧФ;

Р-160 (МАК-160) – заводской №208, заложен в феврале 1986 года, спущен со стапелей в сентябре 1987 года, принят в строй в августе 1988 года. Модернизирован до пр. 12411Т. Бортовой №054. Каспийская флотилия;
Р-187 (Заречный) – заводской №209, заложен в июле 1986 года, спущен со стапелей в апреле 1988 года, принят в строй в марте 1989 года. Бортовой № 855. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-239 - заводской №210, заложен в октябре 1987 года, спущен со стапелей в декабре 1988 года, принят в строй в сентябре 1989 года. Бортовой №953. ЧФ;
Р-334 (Ивановец) – заводской №211, заложен в январе 1988 года, спущен со стапелей в июле 1989 года, принят в строй в декабре 1989 года. Бортовой №954. ЧФ;
Р-109 – заводской №212, заложен в июле 1989 года, спущен со стапелей в апреле 1990 года, принят в строй в октябре 1990 года. Бортовой №952. ЧФ;
Р-291 (Димитровград) – заводской №213, заложен в декабре 1985 года, спущен со стапелей в декабре 1986 года, принят в строй в декабре 1987 года. Бортовой №825. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-293 (Моршанск) – заводской №214, заложен в апреле 1991 года, спущен со стапелей в августе 1991 года, принят в строй в марте 1992 года. Бортовой №874. ДКБФ;
Р-2 – заводской №215, заложен в 1991 года, спущен со стапелей в 1994 года, принят в строй в феврале 2000 года. Бортовой №870. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-5 – заводской №216, последний заложенный РК на мощностях Средне-Невского завода в 1991 году;
Р-66 – заводской №905, первый заложенный РК на мощностях Хабаровского завода, принят в строй в апреле 1985 года. Списан в 1999 году;
Р-85 – заводской №906, принят в строй в сентябре 1985 года;
Р-103 – заводской №907, принят в строй в ноябре 1985 года;
Р-113 – заводской №908, принят в строй в декабре 1985 года. Списан в 1997 году;
Р-158 – заводской №909, принят в строй в октябре 1986 года. Списан в 1996 году;
Р-76 – заводской №910, принят в строй в декабре 1986 года. Списан в 1996 году;
Р-83 – заводской №911, принят в строй в декабре 1986 года;
Р-229 – заводской №912, принят в строй в сентябре 1987 года;
Р-230 – заводской №913, принят в строй в декабре 1987 года. Списан в 1997 году;
Р-240 – заводской №914, принят в строй в октябре 1988 года;
Р-261 – заводской №915, принят в строй в декабре 1988 года. Бортовой №991. ТОФ (2 гн.дн РК) ;
Р-271 – заводской №916, принят в строй в сентябре 1989 года;
Р-442 – заводской №917, принят в строй в декабре 1989 года;
Р-297 – заводской №918, принят в строй в сентябре 1990 года. Бортовой №951. ТОФ;
Р-298 – заводской №919, принят в строй в декабре 1990 года. Бортовой №940. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-11 – заводской №920, принят в строй в сентябре 1991 года. Бортовой №916. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-14 – заводской №921, заложен в 1988 году, принят в строй в декабре 1991 года. Бортовой №924. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-18 – заводской №922, принят в строй в августе 1992 года. Бортовой №937. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-19 – заводской №923, принят в строй в декабре 1992 года. Бортовой №978. ТОФ;

Р-20 – заводской №924, заложен в 1989 году, спущен со стапелей в октябре 1991 года, принят в строй в ноябре 1993 года. Бортовой №921. ТОФ (2 гн.дн РК) ;
Р-24 – заводской №925, заложен в 1989 году, спущен со стапелей в декабре 1991 года, принят в строй в декабре 1994 года. Бортовой №946. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-29 – заводской №924, последний РК, заложенный на мощностях Средне-Невского завода в 1992 году, принят в строй в сентябре 2003 года. Бортовой №916. ТОФ (2 гн.дн РК).

Основные характеристики:
- длина – 56.1 метра;
- ширина – 10.2 метра;
- осадка – 4.3 (2.5) метра;
- водоизмещение норма/макс – 436/493 тонны;
- скорость – 38-39 до 41 узлов;
- дальность хода 1600 миль (скорость 20 узлов) или 400 миль (скорость 36 узлов);
- Силовая – ДГТУ, комбинированная, два дизеля (8000 л.с) и две турбины (24000 л.с);
- Вооружение – 4 ПУ с 3М-80 (ПКР Москит); одна АК-176 калибра 76.2мм; два АК-630 калибра 30мм; возможность установки двух ПЗРК Стрела-3 или Игла;
- Оборудование – усиленный радиолокационный комплекс;
-- Команда катера – 40/41 или 44 человека.

Источники информации:
http://www.arms-expo.ru/049056050057124054057052055.html
http://www.militaryparitet.com/nomen/russia/navy/bokat/data/ic_nomenrussianavybokat/8/
http://bastion-karpenko.narod.ru/VVT/12411.html
http://forums.airbase.ru/2007/01/p2118204.html

Ракетный катер проекта 12418 «Молния» / Фото: bastion-karpenko.ru

Минобороны России и Рыбинский судостроительный завод (РCЗ) заключили контракт на достройку двух ракетных катеров проекта 12418 «Молния». Об этом сообщает сайт PortNews . Катера, построенные на базе ранее предназначавшихся для поставки на экспорт корпусов, должны быть переданы заказчику в 2018-19 годах. В ходе достройки боевые единицы будут модернизированы.

«В настоящее время в составе ВМФ России находится около 30 боевых единиц этого проекта в различных вариантах, кроме того, подобные катера используют ВМС Болгарии, Вьетнама, Египта и Туркмении»

Тактические номера и наименования новых боевых единиц пока неизвестны. Первый катер, под строительным номером 01301 будет передан заказчику до 25 ноября 2018 года. Он будет нести службу на Черноморском флоте. Катер с заводским номером 01302 будет передан флоту в ноябре 2019 года и отправится на Каспийскую флотилию.

По мнению специалистов, катера получат вооружение, идентичное экспортным корпусам проекта 12418, состоящее из 16 противокорабельных ракет «Уран» в четырех счетверенных пусковых установках, 76-миллиметровой универсальной артустановки и средств ПВО для самообороны.

Катера проекта 12418 являются последней на сегодняшний день серийной модификацией проекта 1241 (корветы класса «Тарантул» по классификации НАТО) . В настоящее время в составе ВМФ России находится около 30 боевых единиц этого проекта в различных вариантах, кроме того, подобные катера используют ВМС Болгарии, Вьетнама, Египта и Туркмении, пишет издание Lenta.ru .

Тезническая справка

Ракетный катер «Молния», проекты 12421, 12418

Ракетный катер «Молния» предназначен для поражения боевых надводных кораблей, транспортных и десантных судов противника в прибрежной зоне и открытом море.




Фото: www.vympel-rybinsk.ru




Характеристики

Водоизмещение полное, т

550

Длина габаритная, м

56,9

Ширина габаритная, м

13,0

Высота борта на миделе, м

5,31

Осадка при полном водоизмещении, м

3,62

Скорость наибольшая, узлов

38

Скорость экономическая, узлов

12

Дальность плавания при экономической скорости, миль

2400

Автономность, суток

10

Экипаж, чел.

44

Главные двигатели

Два газотурбинных агрегата М15Э ОМ5 суммарной мощностью 17420 кВт (23700 л.с.) при t=34oС, либо 2 дизельных двигателя 20V1163NB93 фирмы MTU суммарной мощностью 14800 кВт (19850 л.с.).


Макет ракетного катера проекта 12415 "Молния" (видны все системы вооружения) / Фото: http://bastion-karpenko.narod.ru


Вооружение

Система вооружения «Молнии» состоит из комплексов ударного ракетного, зенитного ракетного и артиллерийского вооружения.

В зависимости от модификации корабля по желанию заказчика на нем может быть установлено различное вооружение данных типов.

Ударное ракетное вооружение (проект 12421)

Ракетный комплекс «Москит», используемый для поражения надводных целей.


Ракетный комплукс "Москит" / Фото: www.vympel-rybinsk.ru


В состав комплекса входит корабельная система управления стрельбой и две спаренные по высоте установки для запуска 4 низколетящих сверхзвуковых крылатых ракет «Москит» (3М-80Е) с активной системой наведения.

  • Дальность полета ракет - 120 км.
  • Высота полета - менее 20 м.
  • Скорость - 2-2,4 М.

Ударное ракетное вооружение (проект 12418)

Ракетный комплекс “Уран-Э” используемый для поражения надводных целей.



Ракетный комплекс "Уран-Э"


В состав комплекса входят 4 пусковых установки для запуска 16 крылатых ракет «Уран» (3М-24Э).

  • Дальность полета ракет — 130 км.
  • Скорость полета — 0,9 М.

Зенитное ракетное вооружение

12 комплектов ПЗРК «Игла».

  • Дальность полета ракет до 5200 м
  • Высота поражаемых целей 10 — 3500 м

Артиллерийское вооружение

Одна 76,2-мм автоматическая установка АК-176М, предназначенная для поражения воздушных, морских и береговых целей.



  • Скорострельность — до 130 выстрелов/мин.
  • Максимальная дальность стрельбы — до 15,7 км.

Две 30-мм автоматические артиллерийские установки АК-630М, используемые для поражения воздушных и малоразмерных морских целей.


Установка АК-176М / Фото: www.vympel-rybinsk.ru

  • Скорострельность — до 5000 выстрелов/мин.
  • Максимальная дальность стрельбы — до 8 км.

Корабли проекта 1258 предназначены для поиска и уничтожения мин в базовой и рейдовой зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах, борьбы с диверсантами. Выпускались в нескольких сериях, которые немного различались по ТТХ. Этот проект являлся основным типом противоминного корабля рейдовой зоны ВМФ СССР.
В составе флота с 1985 г.


Корабли проекта 1259.2 предназначены для поиска и уничтожения мин в рейдовой зоне, на мелководье, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах, борьбы с диверсантами.
В составе флота с 1990 г.

Корабли проекта 1253 предназначены для поиска и уничтожения мин в рейдовой зоне, на мелководье, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах, борьбы с диверсантами.
В составе флота с 1980 г.

Ракетный катер «Р-60» проекта 1241.7 является дальнейшим развитием проекта 1241. Получил новый перспективный комплекс ПВО и радиоэлектронное оборудование. Катер предназначен для уничтожения кораблей и соединений флота противника в ближней морской зоне, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, обеспечения ПВО соединений флота, патрулирования в заданных районах.
В составе флота с 1987 г.
NB: В 2005 -2006 годах модернизирован в Севастополе. Были демонтированы обе АК-630 и установлен ЗАК «Палаш».


Ракетный катер «Р-71» проекта 12417 является дальнейшим развитием проекта 1241. Получил новый комплекс ПВО и радиоэлектронное оборудование Катер предназначен для уничтожения кораблей и соединений флота противника в ближней морской зоне, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, обеспечения ПВО соединений флота, патрулирования в заданных районах.
В составе Черноморского флота с 1985 г.
NB: В 2005 году ЗРАК «Кортик» был демонтирован. Планируется установить АК-630.

Ракетные катера проекта 1241.1 предназначены для уничтожения кораблей и соединений флота противника в ближней морской зоне, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. Выпускались в нескольких сериях, которые немного различались по ТТХ. Являлись основным типом ракетного катера ВМФ СССР.
В составе Черноморского флота:
«Р-109» (1990 г., бортовой номер 952),
«Р-239» (1989 г., бортовой номер 953),
«Р-334» «Ивановец» (1989 г., бортовой номер 954).

Десантный катер «ДКА-144» проекта 11770 «Серна» это десантный катер нового поколения на воздушной каверне. Его ТТХ были улучшены по сравнению с ДКА предыдущих поколений. Десантные катера предназначены для высадки войск, техники и вооружения на необорудованное побережье, перевозки войск и грузов на рейдах. Является основным типом ДКА ВМФ РФ.
В составе флота с 2008 г.

Десантные катера проекта 1176 «Акула» предназначены для высадки войск, техники и вооружения на необорудованное побережье, перевозки войск и грузов на рейдах. Выпускались в нескольких сериях, которые немного различались по ТТХ. Являлись основным типом десантного катера ВМФ СССР.
В составе флота с 2009 г.

Противодиверсионные катера проекта 21980