Раньше о специальности «государственное управление» мало кто знал. Сейчас же во многих учебных заведениях есть такая категория специальности. Специалисты в этой области после получения образования могут работать в государственных структурах, в финансовых фондах, а если повезет, то могут стать и чиновниками или политиками. Выбирая профессию «государственное управлению», человек должен понимать и принимать всю ответственность и серьезность данной специальности.

История профессии государственное управление

На самом деле профессия «государственное управление» существует со времен основания Российского государства. Первыми в этой профессии себя попробовали Ярослав Мудрый, Владимир Мономах , а затем и Иван Грозный. Но также государственными служащими были и известные реформаторы вроде Столыпина . Эти выдающиеся люди внесли большой вклад в развитие государства, изменили историю, внесли поправки и нововведения в жизнь страны.

С помощью реформ удалось отойти от крепостного права и создать все условия для превращения нашего государства в развитую страну. То есть можно сказать, что это очень древняя профессия. Государственные служащие всегда были лицом нашей державы. Поэтому сейчас во многих ВУЗах идет подготовка кадров для такой важной профессии. Есть даже специальные учреждения, которые готовят студентов только лишь по этой специальности, например РАНХиГС .

Профессия государственное управление

Профессию «государственное управление» представляют государственные и муниципальные служащие, которые имеют непосредственное отношение к социальной и политической жизни страны. Такие люди занимаются организационными и общественными вопросами политики и жизни людей. В той или иной мере государственные служащие создают историю нашей страны и формируют ее будущее.

Профессия «государственное управление» подразумевает и политические, и юридические, и экономические, и психологические знания и аспекты. Это публичная профессия, которая связана с государственной гражданской службой. Ведь президенты стран, мэры городов и министры – это как раз специалисты государственного управления. Конечно, их путь к таким должностям был нелегким, а начинался он со скромных должностей.

Специалисты данного направления могут работать не только в государственных аппаратах, но и в крупных организациях и агентствах в качестве руководителей, заместителей и главных менеджеров, также специалисты этой области могут вести свой бизнес. На самом деле, это очень престижная профессия, которая под силу не каждому. Работа связана с поддержанием имиджа и с большим объемом постоянно обновляющихся знаний и информации.

Востребованность профессии государственное управление

О востребованности профессии «государственное управление» можно судить по растущему государственному аппарату и многочисленным политическим партиям. Конечно, это профессия достаточно востребована. Ведь эта профессия востребована не только в области политики и государственного аппарата, но и во многих других. Но не все так просто.

Недостаточно одного лишь образования, чтобы работать в этой области и добиться больших успехов, человек должен обладать определенным складом ума, быть лидером по характеру, у него всегда должны быть идеи, он должен быть грамотным, юридически подкованным.

Специалисты государственного управления всегда в курсе новостей в области политики, они следят за изменениями в области законодательства и жизни страны. Государственный служащий, который обладает всеми необходимыми личностными качествами и знаниями, будет очень востребован и его ждет прекрасное будущее и высокая заработная плата.

Профессия государственное управление - зарплата

Зарплата государственных служащих колеблется очень сильно, тут все зависит от опыта работы и должности. Но никто сразу же не получал баснословных денег и плотных белых конвертов. Также как и другие специалисты, они начинают с небольших заработных плат. К примеру, специалисты 1 и 2 категории получают от 20 до 30 тысяч рублей.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - профильный предмет, по выбору вуза
  • История - по выбору вуза
  • Обществознание - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза
Большинство вузов при поступлении требует итоговых результатов по математике, который является профильным экзаменом. Еще одним обязательным экзаменом выступает русский язык.

На выбор вуза также необходимо сдать один из следующих экзаменов: история, обществознание, информатика и ИКТ.

На усмотрение учебного заведения может быть предложен экзамен по английскому языку, либо любому другому иностранному в зависимости от конкретного направления в обучении.

Специальность «Государственное и муниципальное управление» - это отличная возможность выбора престижной работы в крупных организациях. Выпускники вузов пользуются непрерывным спросом у работодателей, перед ними открываются прекрасные перспективы для последующего профессионального роста и продвижения в карьере.

Краткое описание специальности

Специальность позволяет студентам во время обучения получить расширенные знания в сфере экономики, включая такие экономические направления, как теория управления и другие. Они осваивают необходимые профессиональные умения и навыки администрирования, позволяющие исполнять планирование и координацию работы организации, осуществлять руководство коллективом.

Выпускники, которые завершили обучение по данной специальности, владеют навыками, позволяющими максимально успешно осуществлять управление организацией, принимать участие в организации рабочего процесса системы управления, развивать и совершенствовать функционирование управления согласно главным критериям развития социально-экономической сферы.

Крупные вузы

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
  • Государственный университет управления
  • Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
  • Российский университет дружбы народов
  • Пермский государственный национальный исследовательский университет

Сроки и формы обучения

По данной специальности предусмотрена как очная, так и заочная или очно-заочная формы обучения. При очном обучении длительность освоения специальностью составляет 4 года, в остальных вариантах — от 4,5 лет и более.

Предметы, изучаемые студентами

Специальность носит универсальный характер, поэтому к содержанию учебной программы предъявляются особые требования. Особое внимание уделяется таким учебным дисциплинам, как:

  • экономическая теория
  • менеджмент
  • психология
  • история мировых цивилизаций
  • основы права и другие.

Среди обязательных предметов, необходимых для освоения специальности, можно выделить следующие:

  • статистика
  • гражданское право
  • теория управления
  • информационные технологии в управлении
  • административное право и другие.

Некоторые высшие учебные заведения вводят в учебную программу курс профессионального иностранного языка и риторику. Обучение предусматривает прохождение практики в государственных органах, которые отвечают потребностям профиля обучения.

Получаемые знания и навыки

Бакалавр-менеджер, освоивший программу по данной специальности, может выполнять такие разновидности профессиональной деятельности:

  • планировать разные виды деятельности;
  • организовывать работу согласно поставленным целям, имеющимся ресурсам и результатам;
  • тщательно следить за деятельностью сотрудников и всей организации;
  • руководить коллективом и координировать работу во внешней среде;
  • осуществлять мотивацию сотрудников;
  • представлять учреждение (компанию) и его интересы;
  • исследовать и оценивать проблемы и ситуации;
  • предлагать прогнозы и планировать цели;
  • работать с сотрудниками в области предоставления консультаций, методических рекомендаций, образовательных моментов;
  • осуществлять инновационную работа в сфере управления.

Будущая профессия: кем работать ?

Выпускники могут рассчитывать на хорошие должности в престижных организациях, а также перед ними открыты прекрасные возможности отличного карьерного роста на государственной и муниципальной службе.

Специалист бакалавр-менеджер выступает в качестве посредника между людьми и государством. Он выполняет работу в разных ведомствах и службах, включая специализированные, участвует в разработке законопроектов. Также специалист-менеджер ведет прием граждан, помогая им решать широкий спектр вопросов, занимается руководством в вопросах здравоохранительной, социальной, жилищной, образовательной, культурной и другой жизнедеятельности, следит за базами данных, выдает справки и информацию по запросам, занимается вопросами делопроизводства. Специалист может найти работу в:

  • органах государственной и муниципальной власти;
  • органах местного самоуправления;
  • международных организациях и органах управления;
  • организациях общественного сектора;
  • организациях некоммерческого вида;
  • институтах гражданского общества;
  • учреждениях образовательного и научно-исследовательского направления;

Занимая должность специалиста второй категории непосредственно после окончания вуза, можно рассчитывать на заработную плату от 20 000 рублей. Доход ведущего специалиста может составлять около 30 000, главного - около 35 000, а начальник отдела будет получать от 40 000 рублей. Высокие профессиональные качества специалистов позволяют им быстро двигаться по карьерной лестнице, но постепенно ступень за ступенью.

Продолжение обучения по специальности

Продолжить обучение по указанной специальности при желании можно в магистратуре и аспирантуре.

Органы государственного и муниципальное управления – это государственные организации, которые решают административные вопросы и работают над повышением качества жизни населения. Они решают задачи безопасности жителей, соблюдения гражданских прав и свобод, благоустройства городов и областей, улучшения образования и здравоохранения.
Государственный аппарат имеют сложную иерархию, к нему относятся:

Правительство страны
Министерства
Городские администрации
Префектуры
Федеральные службы
И другие государственные организации федерального и регионального уровня

Специалист в области государственного и муниципального управления (чиновник) – сотрудник органов управления, который
✔ решает теоретические и практические вопросы работы организации
✔ разрабатывает методы повышения эффективности в административной работе
✔ налаживает связи с коммерческими организациями для социальных проектов
✔ распределяет выделенные бюджетные средства на социальные нужды
✔ занимается научно-исследовательской деятельностью в области кадровой политики, социологии, политологии

Особенности госслужбы
Если вы хотите работать в государственном и муниципальном управлении, то следует понимать, что это государственная служба, то есть, служение гражданам своей страны. Идти в госуправленцы стоит только с твердыми моральными принципами и желанием изменить социально-экономическую жизнь в стране к лучшему.
В отличие от коммерческих компаний, где основная цель – это прибыль компании, а эффективность работы измеряется финансовыми показателями, в государственном и муниципальном управлении результат работы труднее оценить . Во-первых , он редко выражается материально. Во-вторых , не всегда виден сразу: государственные программы могут длиться несколько десятков лет, например, реформа , программы реновации жилья или выплаты материнского капитала. В-третьих , управленческие решения, законопроекты и госпрограммы могут оцениваться неоднозначно разными группами населения, быть непопулярными среди граждан, но при этом необходимыми.

Должностные обязанности специалиста в области госуправления
✎ Написание нормативных актов, приказов и проектов
✎ Общение и помощь гражданам
✎ Работа со СМИ
✎ Деловые переговоры
✎ Аналитическая деятельность, подсчет статистики, прогнозирование
✎ Написание документов, отчетов, докладных
✎ Выступление на собраниях

Если государственная структура имеет много подразделений, то эти функции распределены между разными сотрудниками: есть , исследователи, и т.д.

Какие универсальные компетенции нужны специалисту в области госуправления
✔ Инициативность
✔ Ответственность
✔ Коммуникабельность
✔ Грамотная устная и письменная речь

✔ Умение работать в команде
✔ Лидерские качества
✔ Уверенность в себе и умение владеть собой
✔ Дружелюбие

✔ Организованность

✔ Умение принимать решения и стратегически планировать
✔ Критическое мышление
✔ Аналитический склад ума

Средняя заработная плата
Привлекательная сторона госслужбы – это стабильный доход, который состоит из собственно зарплаты, надбавок, ежеквартальных и ежегодных премий. Разброс зарплат очень велик и зависит от занимаемой должности и места работы:
25 000 – 300 000 в месяц


Где учиться
Для работы в сфере госуправления требуются знания разных научных дисциплин - социологии, экономики, юриспруденции и других. Подготовку кадров ведут на соответствующих гуманитарных факультетах или факультетах государственного и муниципального управления:

    ✔ Факультет государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова
    ✔ Факультет управления Института экономики, управления и права РГГУ
    ✔ Факультет гуманитарных и социальных наук РУДН
    ✔ Институт государственного управления и права ГУУ
    ✔ Факультет государственного управления и финансового контроля Финансового университета при Правительстве РФ
    ✔ Институт государственной службы и управления РАНХиГС
    ✔ Международный институт управления МГИМО МИД РФ
    ✔ Кафедра государственного и муниципального управления РЭУ им. Г. В. Плеханова
    ✔ Факультет социальных наук НИУ ВШЭ
    ✔ "Управление социально-культурным развитием мегаполиса" МГУУ Правительства Москвы
    ✔ Факультет государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного университета
    ✔ Факультет государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики
    ✔ Факультет государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" в Санкт-Петербурге
    ✔ Факультет государственного и муниципального управления Балтийского государственного технического университета "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова
    ✔ Факультет государственного и муниципального управления Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова
Где работать
Правительство Москвы
Администрация президента
Федеральная налоговая служба
Префектуры городских округов
Росреестр
Министерство образования
И во многих других государственных организациях и госкорпорациях.

Востребованность
Специальность "Государственное и муниципальное управление" нельзя отнести к перспективным. В будущем государственный управленческий аппарат, скорее всего, сократится. Благодаря информационным технологиям рутинной работы по приему и оформлению документов, которой занимается часть госслужащих, можно будет избежать. Общественные приемные будут полностью перенесены в интернет. Некоторые футурологи предсказывают, что формы управления государствами кардинально изменятся или госуправление может исчезнуть вообще: сегодня некоторые крупные компании успешно экспериментируют с работой без начальников, что вполне может найти применение и на государственном уровне.

Если вы хотите получать свежие статьи по вопросам карьеры, информацию о бесплатных событиях и акциях Центра, подпишитесь на нашу рассылку .

Выбор профессии

Программа обучения

Почему Ваш выбор правильный?

Во-первых, это престижная работа.

Во-вторых, повышение собственного имиджа в глазах окружающих.

В-третьих, это стабильность дохода.

И, в-четвертых, необходимо понимать, что «Государственное и муниципальное управление» — это профиль обучения, т.е. специализация, а основное направление обучения (специальность) - «Менеджмент». Поэтому Вы получаете сразу как бы две специальности: и общепрофессиональный менеджмент, и мененеджмент в государственном и муниципальном управлении.

Выбор профиля (специальности) обучения

При выборе профиля обучения (специальности) необходимо четко представлять себе, в чем будет состоять Ваша работа и почему Ваш выбор при поступлении для обучения на профиль (специальность) «Государственное и муниципальное управление» не является ошибкой .

Итак. Любой чиновник государственной или муниципальной службы — это «лицо» государства. Этот факт нельзя забывать, становясь на путь госслужащего. Эффективная деятельность государственных или муниципальных органов управления невозможна без квалифицированных служащих (чиновников).

Теперь давайте подумаем, для чего работает чиновник. Ответ, который мы хотим Вам предложить, может показаться довольно парадоксальным, однако если вы немного призадумаетесь, то наверняка согласитесь с нами.

Чиновник работает вовсе не для того, чтобы дать то, что вам нужно (поставить подпись, выдать справку). Чиновник работает не для того, чтобы дать что-то своей организации (учет, порядок, статистическую информацию). Чиновник работает не для того, чтобы выполнять тот или иной закон, как бы странно это не звучало. На самом деле он, как и все прочие наемные работники, работает ради зарплаты и выполняет то, что является его должностными обязанностями, руководствуясь законом. А вот что входит в его должностные обязанности — это предмет отдельного разговора, и мы его поведем на страницах наших курсов.

Почему же столь интересен профиль обучения «Государственное и муниципальное управление»? Есть несколько ответов на этот вопрос.

Во — первых, государственная или муниципальная служба — это престиж. Любое государство отбирает себе на службу лучших специалистов, поэтому, если Вас приняли на эту работу, значит Вы один из лучших специалистов. И это не голословные заявления. В 2008 году Президент РФ подписал приказ о внедрении федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)». Одной из целей этой программы является формирование высококвалифицированного кадрового состава, обеспечивающего эффективность государственного управления. Продолжением этого процесса явилась еще одна целевая программа «Кадры России». Достаточно посмотреть, как «омолаживается» государственная и муниципальная служба в соответствии с решением Президента РФ, чтобы подтвердить ее престижность.

Во — вторых, государственная и муниципальная служба - это очень ответственное занятие. Это не просто работа, это служение Человеку, что само по себе очень важно, ведь любой чиновник является промежуточным звеном между Государством и Человеком. И насколько чиновник будет ответственнее выполнять свои служебные обязанности, настолько социальная атмосфера в государстве будет благоприятнее.

В — третьих, конечно же, государство заботится о своих служащих, предоставляет им определенные льготы — это касается и социального обеспечения, и заботы о здоровье служащих (например, предоставление санаторно—курортного лечения), и обеспечения жильем, и расчета пенсионных выплат и прочего. Поэтому работа государственного или муниципального служащего не просто почетна и ответственна, но еще и, в материальном смысле, обеспеченная.

И в — четвертых. На профиле (специальности) «Государственное и муниципальное управление» Вам будет учиться легче, чем на других профилях . Однако стоит иметь в виду, что в данном случае легче — не означает хуже. Просто внедрение на предлагаемом вам профиле принципа сберегающего обучения, который проповедует наш институт, позволяет сделать обучение легким.

В итоге, вот, что мы хотим вам сказать. От эффективного государственного управления зависит будущее современного российского общества. Поэтому Вам решать: кто он, служащий государственной или муниципальной службы?! Бюрократ и чинуша или добропорядочный высококвалифицированный чиновник, выполняющий свои функции.

Выбор профессии

Для многих людей главная сложность выбора профессии состоит в том, что его приходится делать «вслепую», не зная по собственному опыту, что собой представляет та или иная профессия. По сути дела, это покупка «кота в мешке». А происходит это вот почему.

Сначала делается выбор, на кого учиться, тратится на обучение от четырех до шести лет своей жизни и десятки тысяч рублей. Затем человек пробует себя в конкретной работе и только после этого приходит понимание, насколько она нравится (это в лучшем случае) и как хорошо получается с ней справляться.

Что же делать? Ответ достаточно прост — для воплощения своей мечты нужно не просто мечтать, нужно действовать . И эти действия следующие.

Действие первое

Необходимо собрать как можно больше информации о профессиях и их разнообразии. Мы не просто так говорим об этом. Если попросить, не то что выпускника школы, а любого взрослого, казалось бы, умудренного житейским опытом человека перечислить все известные ему профессии — ответ будет короток, в пределах десяти—двадцати профессий. А на самом деле? Сотни! Так как же выбирать, если не знать, из чего?

  • 1 место — юрист (20%)
  • 2 место — врач и экономист (по 14%)
  • 3 место — государственный служащий (11%)
  • 4 место — программист (6%),
  • 5 место — рабочие специальности (5%)
  • 6 место — учитель, художник дизайнер, артист (4%)

Ниже в рейтинге расположились профессии бухгалтера, военнослужащего, инженера, менеджера, строителя, нефтяника (по 3%). Наименее престижно, по данным этого рейтинга, быть научным работником, работником сферы сельского хозяйства, спортсменом, переводчиком, психологом (по 1%).

Действие второе

Нужно ориентироваться не столько на имидж профессии (хотя это тоже очень важно), сколько на содержание конкретной работы, т.е. чем предстоит заниматься в рабочее время. Профессия может или понравиться, или нет только тогда, когда будет четкое представление типичного рабочего дня ее представителя. Важно не то, как называется профессия, а то, чем конкретно предстоит заниматься.

Государственные и муниципальные служащие трудятся в федеральных и региональных органах власти. Чем же занимаются люди этой профессии? Попробуем вкратце описать их типичный рабочий день:

  • ознакомление с поступившей информацией: письмами, инструкциями, новостями, текущим состоянием дел, проектами решений, изменениями в законодательстве;
  • рассмотрение различных предложений и проектов в той области, за которую отвечает тот или иной служащий;
  • координация и контроль хода реализации принятых решений и проектов;
  • прием посетителей, рассмотрение их вопросов, просьб, претензий, жалоб;
  • участие в различных мероприятиях: заседаниях, совещаниях и т. п.

Государственные и муниципальные служащие не придумывают новые законы, а лишь выполняют принятые, обеспечивают оптимальное управление различными сферами жизни в рамках этих законов. Именно поэтому нелепо выглядят адресованные им претензии по поводу несовершенства тех или иных законов, правил, инструкций. Если, например, чиновник службы пенсионного обеспечения отказывает обратившейся к нему старушке в прибавке к пенсии, то он это делает не потому, что «бюрократ и хапуга», а потому, что нет законных оснований назначить прибавку именно этой пенсионерке.

Действие третье

Необходимо определиться со своими способностями. Да, у всех людей разные способности, этого не нужно стесняться, это нужно понимать и принимать. Об этом нужно прямо и открыто говорить. Не нужно льстить себе! Жалкое зрелище представляет переоценивший себя «профессионал». Однако нельзя забывать, что способности можно развивать, но это может сделать только сам человек, и никто другой за него это не сделает.

Мы попробуем определить способности, важные для чиновника. Но поставим вопрос несколько конкретнее: какими компетенциями должен обладать государственный или муниципальный служащий? Можно выделить несколько больших компетентностных групп.

Социальная компетентность — способность брать на себя ответственность в принятии профессиональных решений вне зависимости от социального статуса человека, его религиозной или расовой принадлежности.

Коммуникативная компетентность — система навыков, которая позволяет строить эффективное общение в рамках своей профессии. Рассмотрим эту компетенцию несколько подробнее, потому что коммуникации для служащих играют очень важную роль. Как показывает практика, до 80 % их времени тратится на общение. Коммуникативная компетенция для государственных и муниципальных служащих — это:

  • владение технологиями общения (в том числе и компьютерного);
  • соблюдение правил профессионального поведения;
  • умение использовать в работе методы эффективного воздействия на разных людей;
  • умение адекватно реагировать на нестандартные психо—эмоциональные ситуации;
  • умение находить оптимальные формы общения с разными группами людей;
  • умение правильно ориентироваться в различных ситуациях;
  • умение адекватно определять личностные особенности собеседника.

Специальная компетентность — уровень владения профессией. Специалисты этой профессии должны иметь основательную юридическую подготовку и прекрасно знать действующее законодательство, ориентироваться в экономике, социологии и политологии, конфликтологии. Специальная компетентность — это:

  • умение быстро вникнуть в суть вопроса;
  • умение всесторонне проанализировать ситуацию;
  • умение выделить ключевую проблему;
  • умение найти конструктивное решение проблемы, руководствуясь действующим законодательством.

Личностная компетентность — система личностных качеств, которыми должен обладать представитель профессии государственного и муниципального служащего:

  • внешняя привлекательность;
  • уверенность в себе и принимаемых решениях;
  • целеустремленность;
  • терпеливость;
  • тактичность;
  • гибкость;
  • наличие развитой интуиции;
  • способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Действие четвертое

Необходимо учесть факт возможного заработка. Даст ли будущая профессия возможность достойно зарабатывать? Кто и сколько будет за нее платить, от чего это зависит — от самой профессии, места работы, должности, уровня профессионализма, отношений с начальством или от каких—либо других причин?

Профессия чиновника относится к числу средне распространенных, соответствующие вакансии на рынке труда имеются, однако главный механизм поиска претендентов — по рекомендации коллег. Оклад большинства служащих не превышает примерно полутора уровней от средних доходов работников, занятых в промышленности. Кроме того, государственные служащие зачастую пользуются рядом предусмотренных законом социальных льгот: медицинским обслуживанием, оплачиваемым по льготной цене отдыхом, служебным транспортом, а также имеют повышенную пенсию. Текучесть кадров невысокая, и чаще всего те, кто однажды попал в эту сферу, так и остаются в ней вплоть до достижения пенсионного возраста.

Самое главное

Нельзя сделать все вышеперечисленное «завтра», потому что это все нужно было сделать «вчера»! Планы нужно реализовывать!

Перечень формируемых компетенций

Общекультурные компетенции:
  • знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии;
  • знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;
  • способность занимать активную гражданскую позицию;
  • умение анализировать и оценивать исторические события и процессы;
  • владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
  • умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
  • способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность;
  • умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
  • стремление к личностному и профессиональному саморазвитию;
  • умение критически оценивать личные достоинства и недостатки;
  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
  • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;
  • владение одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность;
  • владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
  • понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний;
  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;
  • способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации;
  • способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности;
  • владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
  • способность придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни.
Профессиональные компетенции:
  • знание основных этапов эволюции управленческой мысли;
  • способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования;
  • готовность к разработке процедур и методов контроля;
  • способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;
  • способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;
  • владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций;
  • способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций;
  • способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;
  • способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;
  • способность участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;
  • способность использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала;
  • способность оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании;
  • способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;
  • владение современными технологиями управления персоналом;
  • готовность участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента;
  • способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации;
  • готовность участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям;
  • владение методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций;
  • способность планировать операционную (производственную) деятельность организаций;
  • владение методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения;
  • готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций;
  • знание современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению;
  • знание современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности;
  • способность решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации;
  • знакомство с основами межкультурных отношений в менеджменте, способность эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде;
  • способность к экономическому образу мышления;
  • способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления;
  • понимание основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования;
  • способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса;
  • знание экономических основ поведения организаций, различных структур рынков и способность проводить анализ конкурентной среды отрасли;
  • умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели;
  • способность выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления;
  • владение средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления;
  • владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы;
  • умение моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов;
  • умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте;
  • умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры;
  • способность применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации;
  • владение навыками составления финансовой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации;
  • способность анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения;
  • способность оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета;
  • способность проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений;
  • способность проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования;
  • способность обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования;
  • владение техниками финансового планирования и прогнозирования;
  • понимание роли финансовых рынков и институтов, способностью к анализу различных финансовых инструментов;
  • способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений;
  • умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею;
  • способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов);
  • способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности.

Программа обучения

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учебный план должен обновляться не реже одного раза в год. В нем может быть заменена любая дисциплина, кроме четырех обязательных: «История», «Философия», «Иностранный язык» и «Безопасность жизнедеятельности».

При составлении учебного плана РФЭИ отдает предпочтение новым учебным дисциплинам, которые известны на Западе и мало известны в Роcсии. Это способствует прохождению вузом европейской аккредитации и облегчает трудоустройство выпускников в успешные компании.

  • Общая компетенция
  • Бизнес-обучение
0 этап
  • Стартовый этап: с чего начать бизнес*
  • Основы предпринимательства (Путь к богатству. С чего начать)*
  • Начала бухгалтерского учета*
  • Информатика
  • Организация и технологии бизнес-обучения*
  • Управление кадровой деятельностью
1 этап
  • Правоведение
  • Иностранный язык
  • Философия
  • Культурология
  • Концепции современного естествознания
  • Психология и педагогика*
  • Великие страны и цивилизации
  • Логика
  • Деловое общение
  • Математика
2 этап
  • Риторика
  • Статистика
  • История
  • Хозяйственное право
  • Маркетинг
  • Социология
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Экономическая теория
  • Управление документами
  • Менеджмент
3 этап
  • Информационные технологии управления
  • Государственное и муниципальное управление
  • Паблик рилейшнз
  • Инновационный менеджмент
  • Архивное хранение документов
  • Брендинг*
  • Организационное поведение
  • Управленческие решения
  • Сервисная политика
  • Коммуникационный менеджмент
4 этап
  • Теория конкуренции*
  • Психология успеха*
  • Корпоративная культура*
  • Управление персоналом*
  • Управленческий учет
  • Теория лидерства*
  • Практический менеджмент*
  • Теория сервиса*
  • Теория систем управления*
  • Управление проектами*

* курс модульной дисциплины

Модульные дисциплины представляют собой один или несколько учебных курсов, формирующих дополнительные профессиональные компетенции.

Получив образование по специальности государственное и муниципальное управление - кем потом работать, понимают лишь единицы. У многих сложилось ошибочное мнение, что с этой специализацией можно рассчитывать на должность бухгалтера или экономиста. Случаи такого трудоустройства можно встретить, но очень редко. Помогают знакомства или острая нехватка кадров. Если вы хотите стать менеджером, экономистом или бухгалтером - лучше выбрать другую специальность.

Основные направления будущей работы.

После получения диплома, у всех вчерашних студентов есть три альтернативных пути:

  1. Служба в государственной структуре.
  2. Работа в частной компании.
  3. Должность в независимой исследовательской организации или институте.

Выбор придётся делать в зависимости от ваших амбиций и финансовых потребностей. После пяти лет обучения основам анализа и прогнозирования, будет не так уж сложно разобраться с возможными перспективами любой должности. Но чаще всего вы будете получать предложения, связанные с делопроизводством. Выпускники, как правило, отказываются от такой работы. Ссылаясь на малую зарплату, большую ответственность и низкий интерес к профессии.

Но на самом деле, это может быть хорошим толчком, первым шагом по карьерной лестнице. Главное не застрять на одном месте на долгий срок.

На службе у государства

Выбрав службу в государственной организации, вы должны отдавать себе отчёт по возложенной на вас ответственности. Фактически вы являетесь посредником, между народом и институтами власти. Имея на руках лишь диплом, можно рассчитывать на должность специалиста второй категории. К сожалению, коррупция ещё не искоренена в нашей стране. Так что в некоторых ситуациях придётся бороться с теми, кого пытаются «протащить по блату». Ещё несколько лет назад оклад служащего этого ранга составлял всего 10-12 тысяч рублей. Сегодня сумма увеличилась до двадцати и продолжает расти с каждым годом. Государство поддерживает своих работников, в некоторых регионах доход бюджетников превышает среднюю заработную плату. Но в частных компаниях молодой специалист может рассчитывать на более высокий оклад. Так что определитесь, что вам важно - сиюминутная прибыль или реализация амбиций. На государственной должности, со вторым будет гораздо легче. Конечно же, есть карьерный потолок, но достигнув его, вы сможете переучиться.

Работа в частной корпорации

Немного странным может показаться второй пункт, предполагающий работу в частных компаниях. Ведь вы учились на специальности по муниципальному и государственному управлению, какое отношение к этому имеют корпорации? Но у каждой крупной фирмы существует отдел, деятельность которого направлена на сотрудничество с государственными структурами. Вам необходимо будет:

  1. Анализировать действия власти - принимаемые ею законы и проводимую политику.
  2. Искать пути взаимодействия с ней.
  3. Запускать и поддерживать программы, направленные на совместные действия, с органами самоуправления.
  4. Определять основные потребности фирмы, в области государственной власти.

Как вы уже могли понять, далеко не каждая контора может похвастаться взаимодействием такого уровня. В основном, речь идёт о монополистах и огромных корпорациях. В некоторых из них учредителем и держателем части акций является государство. Непростой задачей будет трудоустройство в организацию такого масштаба. Существенную помощь может оказать сам институт с его обширными связями и наработками. Воспользуйтесь и временем производственной практики, если вас направят не в государственное учреждение.

В случае выбора этой специальности, пределом мечтаний станет должность главы отдела. Но заработная плата на первых порах привлекает кадры именно в такие фирмы.

Аналитические центры и консалтинговые конторы.

Третий вариант не даст вам огромной зарплаты или возможности распределять административный ресурс. Но если вам интересен именно анализ, прогнозирование и всё в том же духе - консалтинговое агентство или исследовательский институт будут оптимальным для вас вариантом. При точных и далеко идущих прогнозах, уже за несколько лет можно заработать себе имя и вес в определённой среде. К вашему мнению будут прислушиваться, вас будут регулярно приглашать на различные аналитические передачи. Но всего этого добьются лишь единицы, большая часть сотрудников занята более прозаичными обязанностями. Возможность попасть в международную консалтинговую компанию открывает перед выпускниками невообразимые возможности в плане реализации собственного потенциала.

Основные требования от работодателя к выпускнику.

Пока что так и не были названы основные навыки, которым обучают студентов, в течение пяти лет:

  1. Анализ - развития финансовых рынков, изменения налоговой политики, прослеживания политических тенденций, возможных рисков управленческой деятельности.
  2. Организация - работы в государственных органах, труда других служащих.
  3. Разработка - новых законопроектов, программ развития целого региона.
  4. Планирование и контроль расхода бюджета, деятельности других работников.

Кроме всего перечисленного, вы уже должны уметь организовывать связь с общественностью, общаться на нескольких языках и предлагать консультации частным предприятиям. Такого идеального работника отхватят с руками и ногами в любом месте, но мы лишь стремимся к идеалу.

Отучившись по специальности государственное и муниципальное управление - кем потом работать вы решаете сами. Только не забывайте применять полученные во время учёбы знания на практике. К примеру, во время того же поиска работы. Не бросайтесь на любую должность, а выберите то, что будет лучше для вас.