Структурное реформирование железнодорожного транспорта охватывает все аспекты его деятельности. Наиболее важным является обеспечение безопасности функционирования транспорта. В последние годы в этой области проделана значительная работа, что, несомненно, дало определенный результат, это, в первую очередь, снижение количества аварий и крушений, уменьшилось число браков на измеритель работы.

О роли Центра технического аудита в обеспечении качества поставляемой продукции для железнодорожного транспорта пойдет речь в материалах статьи начальника Центра Сергея Никифоровича Гапеева.




Большая роль в этих результатах принадлежит технической составляющей в виде системы технического регулирования функционирования железнодорожного транспорта, которая базируется на целом ряде законодательных, нормативных и технических документов. Главным элементом этой системы является механизм исполнения и методы контроля реализации установленных технических требований.

Как известно, оперативные функции постоянного контроля в линейных подразделениях выполняются, в основном, ревизорским аппаратом, а на промышленных предприятиях – системой инспекторского контроля и плановых технических аудитов. Указанные методы используются в ОАО «РЖД» параллельно происходящим системным изменениям в законодательной сфере.

Инспекторский контроль продукции железнодорожного машиностроения выявляет огромное количество нарушений не только в самой продукции, в процессах проектирования, постановки на производство, обязательных испытаниях, изготовления, но и в подготовке к эксплуатации и при использовании продукции по назначению. Инспекторский контроль на практике доказал свою необходимость в существующих условиях технического развития как самого производства, так и технического уровня используемой на железнодорожном транспорте продукции.

Центр технического аудита ведет активную работу по усовершенствованию системы постоянного контроля качества продукции железнодорожного назначения и процессов ее производства. Так, впервые в истории развития железных дорог России и стран Содружества разработан и введен в действие в августе 2014 года поддерживающий технические регламенты по безопасности железнодорожного транспорта стран таможенного Союза межгосударственный стандарт ГОСТ 32894-2014 «Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Общие положения», который распространяется на продукцию железнодорожного назначения, произведенную вновь или прошедшую капитальный ремонт или модернизацию, которая в силу законодательства, положений технических условий на производство продукции и др. документов подлежит инспекторскому контролю.

Этот документ впервые определил на межгосударственном уровне порядок организации и общие положения проведения инспекторского контроля продукции железнодорожного назначения на предприятиях-изготовителях и осуществляющих ее капитальный ремонт, предназначенной для эксплуатации на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего назначения, и закрепил за владельцем инфраструктуры право утверждения перечня продукции, подлежащей инспекторскому контролю. Также было принято решение изменить понятие «инспекционный и приемочный контроль продукции» на «инспекторский контроль продукции». Это решение отделило инспекционную деятельность государственных органов по надзору от инспекторского контроля продукции и производства со стороны владельца инфраструктуры.

Принятие этого стандарта большинством железнодорожных администраций подтвердило правильность и необходимость осуществления указанных выше процедур по инспекторскому контролю как одной из крайне важных процедур по обеспечению безопасности перевозочного процесса со стороны владельца инфраструктуры.

Кроме этого, в продолжение уже достигнутого, начата работа по написанию межгосударственного стандарта по аккредитации организаций и аттестации персонала, выполняющих работы по инспекторскому контролю продукции и ее производства. Этот стандарт определит порядок и установит требования, которым должны соответствовать структуры и работники, занимающиеся указанной работой.

Далеко не последнюю роль в создаваемой системе контроля качества продукции и процессов ее изготовления играет технический аудит, приобретающий все большее значение в обеспечении безопасности перевозочного процесса, охватывающий все области работы Российских железных дорог.

Центр технического аудита в этом направлении добился весьма серьезных результатов. Разработаны и активно применяются на практике стандарты по качеству ОАО «РЖД»:

– СТК 1.07.001 «Аудит систем менеджмента качества (бизнеса), технический аудит предприятий железнодорожного машиностроения. Общие положения»;

– СТК 1.07.002 «Методика проведения аудита систем менеджмента качества промышленных предприятий – поставщиков ОАО «РЖД»;

– СТК ЦТА 3.10.001 «Корректирующие и предупреждающие действия по результатам аудитов предприятий железнодорожного машиностроения».

Вопросы проведения технического аудита были внесены в специальную программу развития предприятий стран Евразийского экономического союза, поставляющих продукцию для нужд железнодорожного транспорта. Основой для реализации данной задачи послужит разрабатываемый по инициативе Центра технического аудита межгосударственный стандарт ГОСТ «Технический аудит предприятий – производителей железнодорожной техники. Основные положения».

При реализации задач по обеспечению безопасности функционирования транспорта у ОАО «РЖД» как у основного потребителя продукции железнодорожного машиностроения сегодня стоит задача в повышении качества потребляемой продукции и совершенствовании системы обслуживания подвижного состава. Этому способствует внедрение на машиностроительных предприятиях передовых методов и инструментов качества. Одним из них является международный стандарт железнодорожной промышленности IRIS.

В соответствии с основными направлениями политики ОАО «РЖД» в области стратегического управления качеством продукции, крупнейшие системные интеграторы по производству подвижного состава – основные поставщики ОАО «РЖД» уже прошли сертификацию и привели свои системы менеджмента бизнеса в соответствие с требованием международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS. Менее крупные поставщики закончат процесс сертификации к концу 2015 года.

Следующим важным этапом станет сертификация предприятий-поставщиков крупнейших системных интеграторов и так далее, пока не будет охвачена вся производственная цепочка создания железнодорожной техники. ОАО «РЖД» уделяет большое внимание этим вопросам, участвует и следит за результатами аудитов, информирует органы по сертификации и Центр менеджмента IRIS о необходимости приостановки действия сертификата. За прошлый год действия сертификатов приостановлены на трех российских предприятиях.

1 июля 2015 года Центр менеджмента IRIS выпустил дополнение к стандарту IRIS (IRIS ADDENDUM 2015). Это дополнение вводит в стандарт IRIS новую область сертификации «Инфраструктура» и новый вопросник для проведения аудита, официальная версия которого доступна на русском языке. Следует отметить, что именно ОАО «РЖД» настаивало на внесении этого дополнения в стандарт. Теперь и предприятия – поставщики ОАО «РЖД», занимающиеся производством элементов верхнего строения пути, систем безопасности, энергоснабжения, смогут сертифицировать свои системы менеджмента бизнеса в соответствии с международным стандартом железнодорожной промышленности IRIS.

IRIS действительно, как показала практика, способствует улучшению качества продукции. К примеру, в 2010 году процент отклонения от приемочного контроля из-за неудовлетворительного качества локомотива 3ЭС5К на Новочеркасском локомотивостроительном заводе составлял 96%. В 2012 году завод приступил к внедрению требований стандарта – процент составил 91%. После сертификации в 2013 – 85%, а в 2014 – уже 60%.

Также по результатам мониторинга продукции в эксплуатации наблюдается снижение отказов технических средств, например, снижение количества отказов локомотивов производства ООО «Уральские локомотивы» после внедрения стандарта IRIS составило 10,3%, а Новочеркасского электровозостроительного завода – 13,6%.

Логичной инициативой менеджмента ОАО «РЖД» стало распространение лучших международных практик ведения бизнеса в соответствии с требованиями IRIS на предприятия, обслуживающие инновационную технику в процессе эксплуатации. Для успешного функционирования системы управления качеством продукции на протяжении всего жизненного цикла предприятия сервисного обслуживания должны соответствовать тем же обязательным требованиям, что и производители. Для инициализации данного проекта ОАО «РЖД» дан старт двум пилотным проектам по сертификации структурных подразделений компании в области технического обслуживания высокоскоростного мотор-вагонного подвижного состава (Южная дирекция скоростного сообщения на станции Адлер) и ремонта грузовых вагонов (Вагонное ремонтное депо Челябинск ОАО «ВРК-2»).

В рамках реализации этого проекта в дирекции скоростного сообщения утвержден план мероприятий по подготовке депо по обслуживанию электропоездов серии ЭС-1 «Ласточка» на станции Адлер к сертификации на соответствие требованиям стандарта IRIS. В соответствии с планом Южной дирекцией создана рабочая группа по внедрению стандарта, разработана и утверждена дорожная карта работ по внедрению IRIS, назначены ответственные за подготовку и внедрение документации системы менеджмента бизнеса. При координации Центра технического аудита ОАО «РЖД» проведен диагностический аудит производства и разработаны 28 стандартов организации. Проведение сертификационного аудита депо по обслуживанию электропоездов серии ЭС-1 «Ласточка» на станции Адлер запланировано на ноябрь 2015 года.

Внедрение требований международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS в структурных подразделениях, дочерних и зависимых обществах является новым этапом на пути повышения эффективности бизнеса, повышения надежности железнодорожной продукции и улучшения качества оказываемых услуг в холдинге «РЖД».

© Евразия Вести VIII 2015

ОАО "РЖД" является динамично развивающейся общенациональной вертикально-интегрированной транспортной компанией.

ОАО "РЖД" следует лучшей практике и стандартам корпоративного управления и признает его необходимым условием эффективности и успешности своей финансово-хозяйственной деятельности, повышения инвестиционной привлекательности компании и ее дочерних обществ, а также обеспечения надлежащего проведения реформы железнодорожного транспорта. С 2005 года ОАО "РЖД" является членом некоммерческого партнерства "Национальный совет по корпоративному управлению".

В настоящее время в ОАО "РЖД" практически сформированы основные механизмы корпоративного управления, присущие передовым публичным компаниям. Ведущие российские экспертные организации в сфере корпоративного управления подтверждают, что ОАО "РЖД" достигнуты высокие результаты в области корпоративного управления.

Компания продолжает непрерывную работу по совершенствованию системы корпоративного управления, основываясь на российских и международных стандартах и передовой практике корпоративных отношений.

Принципы корпоративного управления в ОАО "РЖД"

1. Обеспечение защиты прав акционера

В компании существует практика проведения тендеров на поставку ОАО "РЖД" товаров или услуг, что повышает защищенность интересов акционера.

Расширенные полномочия совета директоров по утверждению сделок обеспечивают сохранность активов и дают возможность представителям акционера в совете директоров оценить экономическую целесообразность предлагаемой исполнительным органом сделки с крупными активами.

В ОАО "РЖД" принята практика привлечение независимого оценщика при осуществлении сделок с имуществом, при продаже пакетов акций дочерних и зависимых обществ.

В качестве внешнего аудитора ОАО "РЖД" привлекаются авторитетные российские и зарубежные аудиторские компании, что обеспечивает высокий уровень достоверности отчетности. Аудитор выбирается на открытом конкурсе. Принята практика ротации внешних аудиторов не менее одного раза в пять лет.

Регулирование оборота инсайдерской информации закреплено во внутреннем документе компании - Положении об информационной политике, что дает акционеру разумную уверенность в надлежащей защите его прав.

Компания осуществляет регулярные выплаты дивидендов акционеру с момента своего образования.

2. Эффективная деятельность органов управления и контроля

В компании существует практика заключения , регулирующего социально-трудовые отношения и гарантирующего предоставление работникам ОАО "РЖД" и членам их семей социальных благ. Проводится регулярный контроль его реализации.

7. Эффективная система управления дочерними обществами

ОАО "РЖД" управляет посредством корпоративных методов. Корпоративное управление дочерними и зависимыми обществами осуществляется посредством участия представителей ОАО "РЖД" в общих собраниях акционеров, советах директоров и ревизионных комиссиях дочерних и зависимых обществ.

Интересы материнской компании в деятельности дочерних обществ реализуются в разработке и реализации единых стандартов корпоративного управления. Единые стандарты обеспечивают создание единого правового пространства в холдинге, реализацию общих стратегических целей и способствуют удобству работы органов управления всех входящих в холдинг компаний, а также снижению общих издержек управления.

Большое значение ОАО "РЖД" придает диалогу с другими акционерами и участниками своих дочерних обществ, стремясь максимально учитывать их интересы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Технический аудит - это современная эффективная процедура, позволяющая исследовать производственные и инженерные системы с целью оценки текущего состояния, выявления резервов повышения эффективности, оценки будущих затрат на ремонтные циклы, модернизация, энергозатраты и внедрение систем энергосбережения.

Целью внедрения технического аудита является повышение уровня безопасности движения в ОАО «РЖД» на основе систематизированного и последовательного анализа и оценки деятельности структурных подразделений по обеспечению безопасности движения.

1. Определение понятий

Аудит (проверка) - систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания для определения степени соответствия критериям аудита.

Аудитор - лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита.

Безопасность - отсутствие неприемлемого риска потери.

Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц. (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ).

Безопасность движения поезда - свойство движения поезда находиться в неопасном состоянии за расчетное время, когда отсутствует угроза сохранности жизней и здоровья пассажиров, технического персонала, населения, сохранности грузов, объектов хозяйствования, технических средств транспортной системы.

Верификация - подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены.

Внутренние аудиты (проверки) - аудит, проводимый для внутренних целей самой организацией или от ее имени.

Выводы (наблюдения) аудита - результат оценки собранных свидетельств аудита по отношению к критериям аудита.

Группа технического аудита (аудиторская группа) - один или несколько аудиторов, проводящих аудит, при необходимости поддерживаемые техническими экспертами.

Заключение по результатам аудита - выходные данные аудита, представленные аудиторской группой после рассмотрения целей аудита и всех выводов аудита.

Компетентность - проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки.

Критерии аудита - совокупность политики, процедур или требований.

Несоответствие - невыполнение требования.

Область аудита - содержание и границы аудита.

План аудита - описание деятельности и мероприятий по проведению аудита.

Представитель проверяемого подразделения (далее - представитель) - специалист проверяемого подразделения, который назначается руководителем подразделения для сопровождения аудитора и ответов на поставленные им вопросы.

Проверяемое подразделение - подразделение предприятия, в котором проводится аудит (проверка).

Программа аудита - совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный интервал времени и направленных на достижение конкретной цели.

Свидетельства аудита - записи, изложение фактов или другая информация, которые имеют отношение к критериям аудита и могут быть проверены.

Система управления безопасностью движения (система менеджмента безопасности движения) - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов управления применительно к обеспечению безопасности движения, включающая в себя элементы: структура, функции, ресурсы, деятельность по планированию, реализации, мониторингу и улучшению процессов обеспечения безопасности движения.

Технический аудит системы управления безопасностью движения - независимая экспертиза, осуществляемая путем проведения плановых, внеплановых, комплексных и тематических проверок системы управления безопасностью движения, проводимая с целью оценки технического состояния объектов железнодорожного транспорта и направленная на предотвращение негативных явлений и тенденций в производственной области, а также на повышение уровня безопасности движения.

Технический эксперт - лицо, предоставляющее аудиторской группе свои знания или опыт по специальному вопросу.

2. Ответственность и общие положения аудита

Таблица 1

Ответственность за основные виды деятельности по техническому аудиту в системе управления безопасностью движения ОАО «РЖД»

Приоритетными направлениями при проведении технического аудита системы управления безопасностью движения (в дальнейшем - технического аудита) являются:

Предупреждение отказов в системе обеспечения безопасности движения и снижение рисков;

Анализ и оценка системы обеспечения безопасности движения на предприятии, подвергаемом аудиту;

Анализ и оценка эффективности действующей системы управления рисками;

Ранжирование процессов в соответствии с рисками безопасности, выделение процессов и услуг с высокими рисками нарушения безопасности;

Оценка результативности применяемых предупреждающих воздействий по снижению рисков;

Оценка результативности корректирующих воздействий, принимаемых руководителем процесса;

Модель организации и контроля за обеспечением безопасности движения включает в себя: ревизорский аппарат, технический аудит системы управления безопасностью движения, ситуационный центр как на сетевом, так и на региональном уровне (рисунок 1).

Рисунок 1 Модель системы управления безопасностью движения

При проведении технического аудита СУБДП необходимо:

На основе анализа факторов оценить систему обеспечения безопасности движения на аудируемом предприятии;

Оценить эффективность и результативность действующей системы управления рисками;

Оценить эффективность и результативность корректирующих воздействий, предпринятых руководителем процесса.

Технический аудит структурных подразделений различной формы собственности осуществляется следующим образом:

В случае с подрядными организациями - согласование на стадии заключения договора и непосредственно перед производством работ;

С дочерними зависимыми обществами (ДЗО) - технический аудит (по соглашению);

Со структурными подразделениями ОАО «РЖД» - внутренний технический аудит;

Работа с подрядными организациями (на основе договорной работы с подрядчиками) включает в себя 2 этапа.

На первом этапе проводится технический аудит на стадии заключения договора и участия в тендерной комиссии на соответствие (наличие):

Лицензии (сертификата) на проведение работы;

Ресурсов и технологий (чем и как выполнять планируемый объем);

Существовавших ранее претензий к порядной организации (если имелись, то какие были приняты корректирующие меры и взыскан ли нанесенный ущерб).

В зависимости от соответствия (наличия) или несоответствия установленным требованиям дается согласование или отказ в согласовании на участие в тендере.

На втором этапе проводится технический аудит непосредственно перед проведением работ. Проводится проверка наличия всех необходимых документов:

Проекта на производство работ;

Договора на техническую приемку;

Плана работ, согласованного со смежными службами, и готовность смежных служб, телеграмм на предоставление ответственных (знают ли эти ответственные о предстоящей работе, планируют ли они участвовать в этом процессе);

Проверяется обеспеченность ресурсами (готовность техники, людей и т.д.).

При наличии указанных документов и их соответствии установленным требованиям выдается разрешение на производство работ, в противном случае производство работ запрещается.

По методам выявления несоответствий и их анализу технический аудит разделяется на два уровня (рисунок 2).

Рисунок 2 Уровни технического аудита

3. Проведение технического аудита

Руководитель группы технического аудита проводит предварительное совещание с участниками проверяемого подразделения (владельца процесса).

В соответствии с планом технического аудита группа аудиторов проводит исследование проверяемого подразделения (владельца процесса) (опросы, наблюдения, экспертизу и анализ документации и выполнения деятельности на проверяемых объектах, выполнение корректирующих и предупреждающих действий). В ходе аудита аудиторы записывают наблюдения.

Аудиторы документально оформляют результаты аудита в рабочих листах.

На основании изучения полученных в ходе аудита данных проводится предварительный анализ полученных результатов.

По итогам анализа руководитель группы технического аудита принимает решение о включении полученных результатов в отчет.

В соответствии с планом аудита руководитель группы технического аудита проводит итоговое совещание с участниками проверяемого подразделения (владельца процесса). По итогам совещания оформляется протокол установленной формы.

На итоговом совещании руководитель группы технического аудита представляет выявленные несоответствия, возможные риски для СУБДП, предложения аудиторов по корректирующим и предупреждающим действиям.

4. Анализ результатов аудита

технический аудит безопасность движение

Руководитель проверяемого подразделения (владелец процесса) в недельный срок проводит анализ отчета (анализ причин и обсуждение действий по устранению несоответствий).

Руководитель проверяемого подразделения (владелец процесса) определяет корректирующие действия (КД) по устранению выявленных несоответствий.

Руководитель проверяемого подразделения (владелец процесса) согласовывает КД с руководителем группы технического аудита.

В соответствии со сроками, установленными в Карте регистрации несоответствий, руководитель проверяемого подразделения (владелец процесса) проводит корректирующие действия.

В соответствии с установленными сроками руководитель подразделения (предприятия) контролирует выполнение КД и их результативность.

После представления результатов КД информация о выполнении КД вносится в журнал

5. Подведение итогов технического аудита

Итогом технического аудита является заключение аудиторов об уровне обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в проверяемом подразделении, оценка работы руководителя по анализу несоответствий, выявленных при всех видах проверок: технических аудитах 1 и 2 уровней и проверок надзорных органов, а также по выполнению корректирующих действий.

6. Завершение технического аудита

Технический аудит считается завершенным, когда вся деятельность, предусмотренная планом аудита, выполнена, и отчет по аудиту представлен причастным службам.

7. Корректирующие и предупреждающие действия

Технический аудит основывается на предотвращении проблем. При выявлении проблемы особое значение приобретают:

Раннее выявление проблемы;

Ее глубина;

Поиск ее коренной причины;

Предотвращение рецидивов.

При техническом аудите проверяется выполнение корректирующих и предупреждающих действий по несоответствиям, выявленным владельцами процессов (руководителями подразделений), при определении проблем ситуационными центрами, при ревизорских проверках и предыдущих технических аудитах.

Руководитель проверяемого подразделения несет ответственность за обеспечение планирования и выполнения корректирующих действий, а так же определяет необходимость выполнения предупреждающих действий.

Планирование и выполнение корректирующих действий включает в себя:

Анализ причин несоответствия;

Реализацию мер по смягчению оказанных воздействий (коррекция - устранение последствий) выявленного несоответствия;

Оценку необходимости разработки и планирование корректирующих действий, сроков их реализации, необходимых для устранения причин несоответствий и определение ответственных за выполнение корректирующих действий;

Реализацию запланированных корректирующих действий.

Планирование и выполнение предупреждающих действий включает в себя:

Определение области для принятия предупреждающих действий (анализ потенциальных несоответствий);

Реализацию мер, направленных на предупреждение несоответствий.

Руководитель проверяемого объекта технического аудита организует анализ причин выявленных несоответствий, при необходимости создавая рабочую группу с привлечением аудиторов, руководителей и специалистов причастных служб для принятия коллегиального решения.

Результаты анализа причин выявленных несоответствий служат основой для разработки коррекции, корректирующих и предупреждающих действий.

Результаты анализа причин оформляются протоколом.

Для принятия решения о необходимости предупреждающих действий оцениваются риски возникновения проблем в следующей последовательности:

Идентификация рисков;

Построение их в иерархической последовательности;

Оценка значимости риска по определенным критериям;

Постановка цели по снижению значимости риска;

Определение средств уменьшения значимости по отношению к этим целям;

Планирование и внедрение процессов, способствующих реализации поставленных целей.

Меры по устранению последствий выявленного несоответствия должны выполняться в возможно короткие сроки.

Предлагаемое корректирующее (предупреждающее) действие должно отвечать следующим требованиям:

Обоснованности, то есть должно быть хорошо аргументированным, основываться на убедительных доказательствах;

Выполнимости, то есть должно учитывать практические возможности его реализации;

Непротиворечивости, то есть не должно содержать мер, несовместимых или несогласованных с другими мерами в системе менеджмента;

Адресности, то есть предусматривать его конкретных исполнителей в соответствии с их компетентностью и должностными обязанностями;

Определенности во времени, то есть должно содержать конкретные сроки его реализации;

Своевременности, то есть должно приниматься в надлежащее время и не допускать дальнейшего усложнения проблемы;

Результативности, то есть должно предусматривать действенный результат при его исполнении.

В случае реализации коррекции руководитель проверяемого объекта обязан представить руководителю отдела технического аудита информацию о выполнении коррекции (факс, электронная почта и т.д.).

На основании анализа причин возникновения выявленного несоответствия, руководитель проверяемого объекта принимает решение о необходимости применения корректирующих (предупреждающих) действий.

При необходимости создается межфункциональная рабочая группа с привлечением специалистов причастных служб и аудиторов.

По предложениям межфункциональной рабочей группы руководитель проверяемого объекта разрабатывает план корректирующих и предупреждающих действий.

Руководитель проверяемого объекта должен согласовать с руководителем группы технического аудита (по факсу, электронной почте) план мероприятий по корректирующим (предупреждающим) действиям в срок не позднее 10 дней с момента подписания карты регистрации несоответствий.

План корректирующих (предупреждающих) действий должен включать следующие графы:

Корректирующие (предупреждающие) действия;

Срок реализации;

Ответственный за выполнение корректирующих (предупреждающих) действий персонал.

В случае возникновения разногласий между руководителем группы технического аудита и руководителем проверяемого объекта, решение по корректирующим/(предупреждающим) действиям принимает руководитель структурного подразделения, к которому относится проверяемый объект.

Руководитель проверяемого объекта должен обеспечить внедрение запланированных корректирующих (предупреждающих) действий в согласованные с руководителем аудиторской группы сроки. Если руководитель проверяемого объекта не может осуществить выполнение корректирующих (предупреждающих) действий на своем уровне, он обязан в письменном виде поставить об этом в известность вышестоящее руководство.

Руководитель проверяемого объекта обязан представить руководителю группы технического аудита информацию о выполнении корректирующих (предупреждающих) действий в течение 10 дней с момента реализации корректирующего (предупреждающего) действия.

В случае если корректирующие (предупреждающие) действия не выполнены вовремя, руководитель группы технического аудита и руководитель (представитель) проверяемого объекта анализируют причины несвоевременного выполнения мероприятий, согласовывают новые сроки и мероприятия по выполнению корректирующих (предупреждающих) действий.

Литература

1. Осипов С. А. Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения [Электронный ресурс]: автоматизированная обучающая система (для профессий по распоряжению ОАО РЖД от 26.03.2013 №731р приложение 3) / С. А. Осипов, В. К. Сафронов; Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте. Прогр. СПб.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2001 - 2013.

2. ОАО "Российские железные дороги". Об организации и оснащении производств, проведении внутренних технических аудитов, реализации корректирующих и предупреждающих действий в локомотивном, вагонном и инфраструктурном комплексах [Текст]: распоряжение ОАО "РЖД" от 21.11.2012 № 2349р / ОАО "Российские железные дороги". Екатеринбург: УралЮрИздат, 2014. 35 с.

3. Распоряжение от 2 сентября 2013 г. N 1887р Об утверждении методики определения причинно-следственных связей нарушения безопасности движения.

4. Распоряжение от 6 ноября 2013 г. N ЦД-238 р О вводе в действие Положения о порядке организации, проведения внутренних технических аудитов в системе управления безопасностью Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД».

5. Распоряжение от 4 июля 2013 г. N 1498 р Об утверждении Руководства по созданию системы менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД».

6.Министерство транспорта Российской Федерации Приказ от 18 декабря 2014 года N 344 Об утверждении Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

8. ГОСТ Р ИСО 19011-2012 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента.

9. Стандарт ОАО «РЖД» СТО РЖД 05.514.1-2014 Аудиты в системе менеджмента безопасности движения ОАО «РЖД». Основные положения.

10. Стандарт ОАО «РЖД» СТО РЖД 1.02.514.3-2014 Аудиты в системе менеджмента безопасности движения ОАО «РЖД». Требования, предъявляемые к аудиторам.

11. Стандарт ОАО «РЖД» СТО РЖД 1.05.502-2007 Внутренние аудиты процессов корпоративной интегрированной системы менеджмента качества ОАО «РЖД». Требования, предъявляемые к аудиторам.

12. Стандарт ОАО «РЖД» СТО РЖД 1.05.509. 16-2008 Система управления эффективностью поставок. Руководство по проведению проверок системы менеджмента качества поставщиков и производителей.

13.Стандарт ОАО «РЖД» СТО РЖД 1.05.514. 4-2008 Система обеспечения качества локомотивов. Методика проведения аудита изготовителей локомотивов.

14.Стандарт ОАО «РЖД» СТО РЖД 1.05.501-2007 Внутренние системные аудиты корпоративной интегрированной системы менеджмента качества ОАО «РЖД». Основные положения.

15.Стандарт ОАО «РЖД» СТО РЖД 1.15.005-2009 Система внутреннего аудита управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО «РЖД».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности управления безопасностью авиационных полетов. Описание и анализ авиационного события, выявление и оценка основных факторов, приведших к его развитию. Разработка мер по снижению рисков до допустимых уровней. Контроль остаточных рисков.

    контрольная работа , добавлен 06.04.2015

    Концепции "Аудит безопасности" на примере британской и канадской практик. Сравнение принципа аудита безопасности с принципом оценки уровня содержания автомобильных дорог по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, применяемым в России.

    методичка , добавлен 25.06.2009

    Краткая характеристика и экономический эффект управляющей системы автоведения поезда. Анализ и ранжирование событий, связанных с безопасностью движения поездов за последний период, причины, вызвавшие ее нарушение. Разработка корректирующих мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Анализ экономических и климатических факторов в районе проложения автомобильной дороги. Анализ дорожных условий и выделение сложных для организации движения участков дороги. Характеристика транспортного потока, оценка безопасности движения на дороге.

    контрольная работа , добавлен 20.04.2011

    Нормативно-правовое и техническое регулирование в области обеспечения безопасности движения поездов. Осторожность при производстве работ на путях. Анализ состояния безопасности движения на железных дорогах. Расчет допустимых скоростей движения состава.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2014

    Расчет пропускной способности дороги и коэффициента загрузки движения: интенсивность движения, направление движения пешеходов и автомобилей. Анализ дорожных условий, схема перекрёстка, тип пересечения. Ширина пешеходного тротуара и проезжей части дороги.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2009

    Технико-эксплуатационная характеристика участков отделения дороги. Организация местной работы на участках полигона. Составление графика движения поездов. Расчет станционных и межпоездных интервалов. Мероприятия по обеспечению безопасности движения.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2014

    Анализ интенсивности движения и общий порядок проектирования организации движения. Расчет скорости движения одиночных автомобилей. Оценка безопасности движения по дороге на пересечениях. Расчет пропускной способности улицы. Планировка пересечения.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2011

    Основные направления деятельности по обеспечению безопасности и организации дорожного движения. Характеристика улично-дорожной сети на пересечении Серышева-Запарина. Пропускная способность участка дороги. Анализ дорожно-транспортных происшествий.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2015

    Технико-эксплуатационная характеристика участков железной дороги. Определение размеров движения. Основные элементы графика движения. Расчет наличной пропускной способности. Построение графика движения поездов. Увязка электровозов и бригад с поездами.

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О Положении об организации внутреннего аудита в холдинге "РЖД"

1. Принять к руководству Положение об организации внутреннего аудита в холдинге "РЖД", утвержденное решением совета директоров ОАО "РЖД" (протокол от 7 декабря 2015 года N 22), именуемое далее - Положение.

2. Начальникам Департамента управления дочерними и зависимыми обществами Давыдову А.Ю. и Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом Белянкину А.Ю. инициировать проведение дочерними обществами ОАО "РЖД" корпоративных мероприятий по принятию Положения к руководству.

3. Признать утратившим силу Положение об организации внутреннего аудита в холдинге "РЖД", утвержденное ОАО "РЖД" 6 июля 2014 года N 286 .

Президент ОАО "РЖД"
О.В.Белозеров

Положение об организации внутреннего аудита в холдинге "РЖД"

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, статус и порядок организации внутреннего аудита в холдинге "РЖД", а также полномочия и ответственность подразделения внутреннего аудита и других участников внутреннего аудита.

2. Проведение внутреннего аудита в ОАО "РЖД" возлагается на Центр внутреннего аудита "Желдораудит" - структурное подразделение ОАО "РЖД" (далее - Центр "Желдораудит").

Подразделение внутреннего аудита ОАО "РЖД" создается и ликвидируется на основании приказа президента ОАО "РЖД".

3. Действие настоящего Положения распространяется на подразделения аппарата управления ОАО "РЖД", его филиалы, другие структурные подразделения ОАО "РЖД" (далее - подразделения ОАО "РЖД").

В дочерних обществах ОАО "РЖД" настоящее Положение реализуется путем проведения корпоративных процедур в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО "РЖД".

Вопрос об организации внутреннего аудита в дочерних обществах ОАО "РЖД" рассматривается органами управления дочерних обществ в соответствии с учредительными документами и другими документами, определяющими особенности работы конкретного общества.

Проведение внутреннего аудита в дочерних обществах ОАО "РЖД" возлагается на подразделения внутреннего аудита соответствующих дочерних обществ.

4. Изменения в настоящее Положение вносятся при возникновении условий или событий, которые оказывают существенное влияние на деятельность внутреннего аудита, в том числе:

- изменение целей, задач и функций внутреннего аудита;

- изменение полномочий и возникновение существенных ограничений в деятельности внутреннего аудита;

- по результатам оценки качества деятельности внутреннего аудита;

- существенные изменения в деятельности и структуре холдинга "РЖД".

Директор ОАО "РЖД" по внутреннему контролю и аудиту и начальник Центра "Желдораудит" периодически рассматривают вопрос о необходимости внесения изменений в настоящее Положение.

Инициаторами внесения изменений также могут являться президент ОАО "РЖД", совет директоров ОАО "РЖД", Комитет по аудиту и рискам совета директоров ОАО "РЖД", вице-президент ОАО "РЖД", в ведении которого находятся вопросы внутреннего аудита. Организация разработки и подготовки предложений о внесении изменений в настоящее Положение возлагается на начальника Центра "Желдораудит".

Согласование и утверждение изменений производятся в установленном в ОАО "РЖД" порядке.

5. Настоящее Положение разработано с учетом требований федеральных законов и других нормативных правовых документов Российской Федерации, концептуальной базы профессиональной практики Института внутренних аудиторов в части, не противоречащей российскому законодательству, передовой международной и отечественной практики в области внутреннего аудита, методических указаний и рекомендаций в области внутреннего аудита Министерства экономического развития Российской Федерации (Федерального агентства по управлению государственным имуществом) и нормативных документов ОАО "РЖД".

6. В настоящем Положении используются следующие термины и понятия:

- аудиторские доказательства - информация, полученная при проведении проверки, и результат анализа этой информации, на которых основываются выводы по результатам проверки;

- аудиторская процедура - совокупность профессиональных действий по сбору аудиторских доказательств для достижения целей проверки;

- бизнес-процесс - устойчивая целенаправленная совокупность взаимосвязанных действий (последовательность работ), осуществляемых с целью создания определенного продукта или услуги;

- исполнительные органы управления ОАО "РЖД" - президент ОАО "РЖД", правление ОАО "РЖД";

- конфликт интересов - любая ситуация, при которой личная или профессиональная заинтересованность работника подразделения внутреннего аудита может повлечь за собой ненадлежащее исполнение им должностных обязанностей;

- модель аудита - перечень объектов внутреннего аудита (бизнес-процессы, виды деятельности, отдельные проекты или инициативы, подразделения, бизнес-единицы, центры ответственности и иное) в зависимости от выбранного в обществе подхода к их структурированию для целей проведения внутренних аудиторских проверок;

- общество - ОАО "РЖД" и (или) дочернее общество ОАО "РЖД";

- объект внутреннего аудита - подразделения аппарата управления ОАО "РЖД", его филиалы и другие структурные подразделения, дочерние общества ОАО "РЖД" (в установленном порядке), иные центры ответственности, а также виды деятельности, бизнес-процессы, отдельные проекты или инициативы, по которым проводятся внутренние аудиторские проверки;

- подразделение внутреннего аудита - Центр внутреннего аудита "Желдор-аудит" - структурное подразделение ОАО "РЖД" или подразделение внутреннего аудита дочернего общества ОАО "РЖД";

- процедуры внутреннего контроля (контрольные процедуры) - совокупность действий и мероприятий, направленных на предупреждение, ограничение и предотвращение рисков в финансово-хозяйственной деятельности ОАО "РЖД" (дочернего общества ОАО "РЖД");

- система внутреннего контроля - совокупность организационных мер, методик, процедур, норм корпоративной культуры и действий, предпринимаемых обществом (советом директоров, иными органами управления, руководством и другими работниками) для достижения оптимального баланса между ростом стоимости общества, прибыльностью и рисками, для обеспечения финансовой устойчивости, эффективного ведения хозяйственной деятельности, сохранности активов, соблюдения законодательства, устава и нормативных документов общества, своевременной подготовки достоверной отчетности;

- система внутрикорпоративных стандартов аудиторской деятельности - комплект взаимосвязанных нормативных документов, создающих условия для организации и проведения эффективного внутреннего аудита в холдинге "РЖД";

- система управления рисками - комплекс взаимосвязанных процедур, методов и соответствующих инструментов управления рисками ОАО "РЖД" (дочернего общества ОАО "РЖД").

II. Определение, цели и задачи внутреннего аудита

7. Внутренний аудит представляет собой процесс, направленный на содействие совету директоров и исполнительным органам управления в повышении эффективности управления обществом, совершенствовании его финансово-хозяйственной деятельности путем системного и последовательного подхода к анализу и оценке системы управления рисками и внутреннего контроля, а также практики корпоративного управления как инструментов обеспечения разумной уверенности в достижении поставленных перед обществом целей.

8. Целью внутреннего аудита является предоставление независимой и объективной информации совету директоров и исполнительным органам управления о состоянии финансово-хозяйственной деятельности, надежности и эффективности систем управления рисками, внутреннего контроля и практики корпоративного управления в обществе и его дочерних обществах для сохранения финансовой устойчивости, повышения результативности и эффективности бизнес-процессов, совершенствования деятельности и достижения поставленных перед обществом целей.

При этом подразделения ОАО "РЖД" и дочерние общества ОАО "РЖД" несут ответственность за построение систем внутреннего контроля и управления рисками, включая выявление и оценку рисков, разработку и осуществление мероприятий по управлению рисками.

9. Основными задачами внутреннего аудита являются:

- организация и проведение проверок, направленных на повышение эффективности и результативности бизнес-процессов холдинга "РЖД", достоверность отчетности, сохранность активов, соблюдение требований законодательства Российской Федерации и нормативных документов ОАО "РЖД" и его дочерних обществ;

- системная и последовательная оценка надежности и эффективности систем внутреннего контроля и управления рисками, а также оценка практики корпоративного управления;

- своевременное обеспечение руководства ОАО "РЖД" (дочернего общества ОАО "РЖД") достоверной информацией о состоянии финансово-хозяйственной деятельности, эффективности бизнес-процессов, надежности процедур внутреннего контроля и управления рисками, а также корпоративного управления в подразделениях ОАО "РЖД" (дочернего общества ОАО "РЖД");

- разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности, повышению надежности и эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля, практики корпоративного управления объекта аудита и (или) общества в целом.

10. Для оценки эффективности системы внутреннего контроля внутренний аудит проводит проверку, в том числе:

- соответствия целей бизнес-процессов, проектов, подразделений целям общества, обеспечения эффективности, надежности и целостности бизнес-процессов и информационных систем, в том числе надежности процедур противодействия противоправным действиям, злоупотреблениям и коррупции;

- соответствия результатов функционирования бизнес-процессов и деятельности подразделений поставленным целям;

- обеспечения достоверности бухгалтерской (финансовой), статистической, управленческой, производственной и иной отчетности;

- адекватности критериев, установленных для анализа степени исполнения (достижения) поставленных целей;

- по выявлению недостатков системы внутреннего контроля, которые не позволили (не позволяют) бизнес-процессу, подразделению или обществу в целом достичь поставленных целей;

- результатов реализации мероприятий по устранению нарушений, недостатков и совершенствованию систем управления рисками и внутреннего контроля;

- эффективности и целесообразности использования ресурсов;

- обеспечения сохранности активов;

- соблюдения требований законодательства Российской Федерации и нормативных документов ОАО "РЖД" (дочерних обществ ОАО "РЖД").

11. Для оценки эффективности системы управления рисками внутренний аудит проводит проверку, в том числе:

- достаточности и зрелости элементов системы управления рисками для ее эффективного функционирования: цели и задачи, инфраструктура, включая организационную структуру, средства автоматизации и т.п., организация процессов, нормативно-методологическое обеспечение, взаимодействие подразделений в рамках системы управления рисками, отчетность;

- полноты выявления и корректности оценки рисков подразделениями и центрами ответственности;

- эффективности контрольных процедур и иных мероприятий по управлению рисками, включая эффективность использования выделенных на эти цели ресурсов;

- анализирует информацию о реализовавшихся рисках (в том числе выявленных по результатам проверок нарушениях, фактах недостижения поставленных целей, случаях судебных разбирательств и других).

12. Для оценки эффективности практики корпоративного управления внутренний аудит проводит проверку, в том числе:

- соблюдения этических принципов и корпоративных ценностей;

- порядка постановки целей, мониторинга и контроля их достижения;

- уровня нормативного обеспечения и процедур информационного взаимодействия (в том числе по вопросам внутреннего контроля и управления рисками) на всех уровнях управления, включая взаимодействие с заинтересованными сторонами;

- обеспечения прав акционеров, в том числе в дочерних обществах, и эффективности взаимоотношений с заинтересованными сторонами;

- процедур раскрытия информации о деятельности общества, в том числе его дочерних обществ.

III. Подотчетность внутреннего аудита

13. Вице-президент ОАО "РЖД", в ведении которого находятся вопросы внутреннего аудита (далее - курирующий вице-президент ОАО "РЖД"), ведет вопросы и несет ответственность за осуществление внутреннего аудита в ОАО "РЖД" и (в установленном порядке) в его дочерних обществах.

Курирующий вице-президент ОАО "РЖД" координирует работу директора ОАО "РЖД" по внутреннему контролю и аудиту, а также Центра "Желдораудит".

Директор ОАО "РЖД" по внутреннему контролю и аудиту организует работу по проведению внутреннего аудита в ОАО "РЖД" и (в установленном порядке) в его дочерних обществах.

В непосредственном ведении директора ОАО "РЖД" по внутреннему контролю и аудиту находится Центр "Желдораудит", на который возложено проведение внутреннего аудита в ОАО "РЖД".

Центром "Желдораудит" руководит начальник Центра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом ОАО "РЖД" по представлению директора ОАО "РЖД" по внутреннему контролю и аудиту и согласованию с курирующим вице-президентом ОАО "РЖД", а также в установленном порядке с Комитетом по аудиту и рискам совета директоров ОАО "РЖД".

14. Независимость внутреннего аудита в ОАО "РЖД" обеспечивается разграничением административной и функциональной подотчетности Центра "Желдораудит".

15. Административная подотчетность выражается в прямом подчинении Центра "Желдораудит" директору ОАО "РЖД" по внутреннему контролю и аудиту, работу которых координирует курирующий вице-президент ОАО "РЖД".

Административная подотчетность Центра "Желдораудит" курирующему вице-президенту ОАО "РЖД" включает в себя в том числе:

- получение курирующим вице-президентом ОАО "РЖД" отчетов о деятельности Центра "Желдораудит";

- рассмотрение и принятие решений о выделении необходимых средств в рамках утвержденного бюджета на осуществление внутреннего аудита;

- администрирование стратегий, политик и процедур внутреннего аудита;

- оказание поддержки во взаимодействии Центра "Желдораудит" с подразделениями ОАО "РЖД" и (в установленном порядке) с дочерними обществами ОАО "РЖД".

16. Центр "Желдораудит" функционально подотчетен совету директоров ОАО "РЖД" (через Комитет по аудиту и рискам), что означает рассмотрение и принятие решений на заседаниях Комитета по аудиту и рискам по следующим вопросам:

- согласование Положения об организации внутреннего аудита;

- согласование плана деятельности Центра "Желдораудит";

- утверждение годового бюджета Центра "Желдораудит";

- получение информации о ходе выполнения плана деятельности Центра "Желдораудит";

- согласование кандидатуры на должность начальника Центра "Желдораудит";

- определение вознаграждения начальника Центра "Желдораудит";

- рассмотрение существенных ограничений полномочий и иных ограничений, способных негативно повлиять на осуществление внутреннего аудита.

17. Независимость внутреннего аудита в дочерних обществах ОАО "РЖД" должна аналогичным образом обеспечиваться разграничением административной и функциональной подотчетности подразделения внутреннего аудита дочернего общества.

18. В состав подразделений внутреннего аудита ОАО "РЖД" и дочерних обществ ОАО "РЖД" не входят подразделения и работники, деятельность которых не связана с осуществлением внутреннего аудита.

На руководителя подразделения внутреннего аудита не могут быть возложены обязанности, не связанные с осуществлением внутреннего аудита.

IV. Полномочия внутреннего аудита

19. Директор ОАО "РЖД" по внутреннему контролю и аудиту и начальник Центра "Желдораудит" уполномочены:

- участвовать в заседаниях совета директоров ОАО "РЖД", Комитета по аудиту и рискам по вопросам внутреннего аудита, внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления;

- запрашивать и получать любую информацию и материалы о деятельности ОАО "РЖД" и его дочерних обществ, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;

- знакомиться с текущими и перспективными планами деятельности, отчетами о выполнении планов и программ, проектами решений и решениями совета директоров ОАО "РЖД" и исполнительных органов ОАО "РЖД";

- доводить до сведения совета директоров ОАО "РЖД", Комитета по аудиту и рискам и исполнительных органов управления ОАО "РЖД" предложения по улучшению существующих систем, процессов, стандартов, методов ведения деятельности, а также давать комментарии по любым вопросам, входящим в компетенцию внутреннего аудита;

- привлекать в порядке, установленном внутренними нормативными документами ОАО "РЖД", работников ОАО "РЖД" и сторонних экспертов для выполнения проверок и других заданий;

- принимать участие в совещаниях и заседаниях рабочих органов ОАО "РЖД" и (в установленном порядке) дочерних обществ ОАО "РЖД" при условии невовлеченности в операционную деятельность (комитетов, комиссий, рабочих групп и др.).

20. Руководитель и работники подразделений внутреннего аудита в рамках своих полномочий имеют право:

- запрашивать от подразделений любую информацию, необходимую для проведения проверки, получать комментарии (пояснения) к представленной информации в письменной и устной форме. В случае непредставления информации или комментариев (пояснений) составляется соответствующий акт, который в установленном порядке доводится до вышестоящего руководителя;

- делать копии документов, при необходимости применять фото- и видеоаппаратуру и иные технические средства;

- пользоваться информационными ресурсами и базами программного обеспечения, первичными документами и другими необходимыми сведениями, бухгалтерской, налоговой, статистической и иной отчетностью подразделений;

- беспрепятственно осматривать любые помещения, территории объектов подразделений при проведении проверок;

- требовать от подразделений (при необходимости) проведения внеплановой инвентаризации имущества и обязательств;

- в рамках выполнения проверок проводить интервью с работниками подразделений;

- запрашивать и получать необходимую помощь работников подразделений, в которых проводится проверка, а также помощь работников других подразделений по вопросам проверок;

- осуществлять иные действия, необходимые для достижения целей проверки.

21. Руководители и работники объектов внутреннего аудита при проведении внутреннего аудита обязаны:

- создавать условия для полного и эффективного проведения внутреннего аудита, а также обеспечения сохранности рабочих материалов;

- предоставлять по запросам работников подразделений внутреннего аудита необходимую информацию, в том числе первичные и другие документы на бумажном носителе и (или) в электронной форме;

- представлять заключения, отчеты (акты) по результатам проверок, проведенных аудиторскими организациями, налоговыми и другими государственными контролирующими органами;

- обеспечивать доступ работникам подразделений внутреннего аудита ко всем информационным ресурсам, используемым объектом внутреннего аудита;

- представлять письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки;

- обеспечивать доступ работникам подразделений внутреннего аудита на проверяемые объекты и в помещения;

- принимать необходимые меры по устранению выявленных нарушений, недостатков систем внутреннего контроля и управления рисками, их причин и последствий.

V. Ответственность внутреннего аудита

22. Руководитель и работники подразделения внутреннего аудита несут в установленном порядке ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных задач и функций.

Работниками подразделения внутреннего аудита должно быть обеспечено качество, полнота, достоверность и объективность информации, отраженной в отчете о результатах проверки.

23. В целях соблюдения принципа объективности и недопущения возникновения конфликта интересов при выполнении своих функций работники внутреннего аудита не должны:

- заниматься проверкой тех областей деятельности подразделений, за которые они ранее несли ответственность в течение года, предшествующего проверке;

- участвовать в процессах операционной деятельности и принятия управленческих решений;

- осуществлять разработку и внедрение процедур внутреннего контроля и процессов управления рисками;

- принимать участие в проверках и иных заданиях в случае наличия у них конкурирующего профессионального или личного интереса (финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности) в деятельности проверяемых объектов внутреннего аудита;

- участвовать в какой-либо деятельности, которая могла бы нанести ущерб их беспристрастности или восприниматься как наносящая такой ущерб;

- руководить работниками других подразделений, за исключением случаев, когда эти работники назначены участвовать в проведении проверки.

24. Работники подразделений внутреннего аудита не имеют права:

- не раскрывать все известные им существенные факты, которые в случае сокрытия могут исказить данные отчета о результатах проверки;

- принимать в подарок что-либо, что может нанести ущерб профессиональному мнению работника внутреннего аудита или восприниматься как наносящее такой ущерб.

25. При наличии конфликта интересов или ограничении полномочий внутреннего аудита:

- работники подразделения внутреннего аудита информируют руководителя подразделения внутреннего аудита о любых ограничениях их полномочий и возникающих конфликтах интересов;

- руководитель подразделения внутреннего аудита информирует единоличный исполнительный орган общества или другое уполномоченное должностное лицо, которому подразделение административно подотчетно.

26. Не допускается использование работниками подразделений внутреннего аудита конфиденциальной и инсайдерской информации, а также информации, составляющей коммерческую тайну ОАО "РЖД" (дочерних обществ ОАО "РЖД"), полученной в рамках проведения проверок, в личных интересах или любым другим образом, противоречащим требованиям нормативных правовых документов Российской Федерации или нормативных документов ОАО "РЖД" (дочерних обществ ОАО "РЖД").

Работники подразделения внутреннего аудита не имеют права разглашать и передавать указанную информацию.

27. Правила поведения работников подразделений внутреннего аудита и основные принципы, которые должны соблюдаться ими в профессиональной деятельности, устанавливаются в соответствующих кодексах деловой этики работников этих подразделений.

28. Работники подразделений внутреннего аудита должны проявлять профессионализм и ответственное отношение к работе, обладать знаниями, навыками и компетенциями, необходимыми для выполнения своих должностных обязанностей, и постоянно их совершенствовать.

29. Подразделения внутреннего аудита разрабатывают и реализуют программы повышения профессионального уровня своих работников.

VI. Взаимодействие внутреннего аудита с заинтересованными сторонами

30. Центр "Желдораудит" в рамках своих полномочий осуществляет взаимодействие по вопросам, относящимся к внутреннему аудиту:

- с Комитетом по аудиту и рискам совета директоров ОАО "РЖД", подразделениями ОАО "РЖД", ревизионной комиссией ОАО "РЖД", внешним аудитором ОАО "РЖД", другими субъектами внутреннего контроля и управления рисками, иными заинтересованными сторонами, контрольными и другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными надзорными органами;

- в установленном порядке - с комитетами по аудиту советов директоров, ревизионными комиссиями и внешними аудиторами дочерних обществ ОАО "РЖД".

31. Центр "Желдораудит" осуществляет общую координацию работы в холдинге "РЖД" по вопросам разработки и совершенствования методологии, новых форм и методов проведения внутреннего аудита и участвует в:

- создании подразделений внутреннего аудита в дочерних обществах ОАО "РЖД" и организации их работы;

- согласовании кандидатур руководителей подразделений внутреннего аудита дочерних обществ ОАО "РЖД";

- рассмотрении и согласовании планов работы подразделений внутреннего аудита дочерних обществ ОАО "РЖД";

- рассмотрении отчетов о результатах внутреннего аудита, проведенного подразделениями внутреннего аудита дочерних обществ ОАО "РЖД";

- работе комитетов по аудиту дочерних обществ ОАО "РЖД" (в качестве приглашенных экспертов);

- работе ревизионных комиссий дочерних обществ ОАО "РЖД".

32. Подразделения внутреннего аудита дочерних обществ ОАО "РЖД" в установленном порядке представляют отчеты о результатах внутренних и внешних оценок качества деятельности подразделений внутреннего аудита в Центр "Желдораудит".

VII. Контроль качества и оценка деятельности подразделения внутреннего аудита

33. Руководители подразделений внутреннего аудита отвечают за качество работы этих подразделений.

Процедуры контроля качества деятельности подразделения внутреннего аудита должны реализовываться на всех этапах проведения внутреннего аудита. Работники подразделений внутреннего аудита должны непрерывно повышать эффективность и качество своей работы.

34. В целях осуществления надлежащего контроля качества и оценки деятельности подразделение внутреннего аудита разрабатывает, утверждает у должностного лица, в непосредственном административном подчинении которого находится, и реализует программу гарантий и повышения качества (программу оценки и повышения качества аудита/программу контроля качества работы подразделения внутреннего аудита), включающую в том числе:

- непрерывный мониторинг качества деятельности подразделения внутреннего аудита;

- периодические внутренние оценки качества работы подразделения внутреннего аудита (самооценка), осуществляемые один раз в год (как правило, по итогам выполнения годового Плана проведения внутреннего аудита);

- внешние оценки качества деятельности подразделения внутреннего аудита, проводимые независимым внешним экспертом, осуществляемые не реже одного раза в 5 лет, с целью получения независимого мнения о качестве функции внутреннего аудита.

35. На регулярной основе директор ОАО "РЖД" по внутреннему контролю и аудиту информирует курирующего вице-президента ОАО "РЖД" и Комитет по аудиту и рискам совета директоров ОАО "РЖД" о деятельности в рамках программы гарантий и повышения качества, в том числе о результатах внутренних и внешних оценок качества деятельности подразделения внутреннего аудита.

VIII. Нормативное обеспечение внутреннего аудита

36. Внутренний аудит проводится с учетом передовой международной и отечественной практики и регламентируется нормативными документами системы внутрикорпоративных стандартов аудиторской деятельности холдинга "РЖД".

Разработка необходимого методологического и методического обеспечения внутреннего аудита и поддержание его в актуальном состоянии осуществляются системно, на постоянной основе.

37. Система внутрикорпоративных стандартов аудиторской деятельности холдинга "РЖД" включает в себя организационно-распорядительные документы, стандарты и практические руководства по внутреннему аудиту, создающие условия для эффективного проведения внутреннего аудита.

Организационно-распорядительные документы определяют порядок работы (организации, деятельности) и полномочия подразделений внутреннего аудита, устанавливают единые, обязательные для применения и исполнения требования к поведению его работников, а также порядок взаимодействия с подразделениями ОАО "РЖД" и (в установленном порядке) с дочерними обществами ОАО "РЖД", прочими заинтересованными сторонами. К ним относятся:

- положение об организации внутреннего аудита;

- положение о подразделении внутреннего аудита;

- кодекс деловой этики работников подразделения внутреннего аудита;

- положения об отделах подразделения внутреннего аудита;

- должностные инструкции работников подразделения внутреннего аудита и другие документы.

38. Стандарты внутреннего аудита устанавливают порядок осуществления основных и дополнительных подпроцессов, в том числе (но не ограничиваясь) планирования деятельности и управления ресурсами, подготовки к проведению проверки, проведения проверки, оформления результатов проверки, проведения мониторинга выполнения плана мероприятий, разработанного объектом внутреннего аудита по результатам проверки.

Практические руководства по внутреннему аудиту (методические рекомендации, типовые программы проверок и др.) представляют собой методические основы организации и проведения внутреннего аудита по отдельным направлениям.

IX. Порядок организации и проведения внутреннего аудита

39. Подразделение внутреннего аудита составляет на основе модели аудита риск-ориентированный план проведения внутреннего аудита наиболее значимых областей деятельности общества, его бизнес-процессов и других объектов внутреннего аудита с высоким уровнем риска.

План проведения внутреннего аудита в ОАО "РЖД" формируется Центром "Желдораудит" с учетом поручений президента ОАО "РЖД", Комитета по аудиту и рискам совета директоров ОАО "РЖД", курирующего вице-президента ОАО "РЖД" и директора ОАО "РЖД" по внутреннему контролю и аудиту и утверждается курирующим вице-президентом ОАО "РЖД". Кроме плановых проверок по поручениям президента ОАО "РЖД", Комитета по аудиту и рискам совета директоров ОАО "РЖД", курирующего вице-президента ОАО "РЖД" могут проводиться внеплановые проверки.

Руководитель подразделения внутреннего аудита обязан обеспечить эффективное использование ресурсов для выполнения утвержденного плана.

При необходимости руководитель подразделения внутреннего аудита имеет право привлекать (в установленном порядке) к участию в проведении проверок работников других подразделений, а также внешних независимых экспертов.

40. Подготовка к проведению проверки включает в себя сбор информации об объекте внутреннего аудита, анализ риск-факторов и использование информации о значимых рисках, присущих объекту внутреннего аудита и их оценке, а также разработку аудиторских процедур и другие мероприятия, необходимые для проведения и достижения цели проверки.

41. Проведение проверки подразумевает выполнение аудиторских процедур, сбор аудиторских доказательств и формулирование выводов по результатам проверки, в том числе описание нарушений, рисков, недостатков систем внутреннего контроля, управления рисками и практики корпоративного управления, выявленных на объекте внутреннего аудита, и другие мероприятия.

Работники подразделения внутреннего аудита должны:

- собрать, проанализировать, оценить и оформить документально необходимую и достоверную информацию в объеме, достаточном для достижения целей проверки;

- сформулировать выводы и рекомендации, представить результаты проверки на основе соответствующего анализа и оценки информации;

- документировать соответствующую информацию с целью обоснования выводов и результатов проверки.

При проведении проверок на должном уровне внутренний аудит не гарантирует, тем не менее, выявления всех нарушений, рисков и недостатков системы внутреннего контроля, управления рисками и практики корпоративного управления.

Руководитель подразделения внутреннего аудита организует должный контроль за проведением проверки для достижения поставленных целей, обеспечения качества работы.

42. Результаты проверки оформляются в форме отчета, который должен быть достоверным, объективным, полным и лаконичным. Не допускается включение в отчет выводов, не подтвержденных аудиторскими доказательствами.

Формат и содержание отчета о результатах проверки могут различаться в зависимости от вида и целей проверки.

Отчет о результатах проверки составляется, как правило, в 2 экземплярах и подписывается руководителем проверки и руководителем объекта внутреннего аудита.

Срок рассмотрения и подписания отчета руководителем объекта внутреннего аудита не должен превышать 5 дней.

В случае отказа руководителя объекта внутреннего аудита от подписания отчета или несоблюдения срока его подписания, информация об этом доводится в установленном порядке до вышестоящего руководителя.

Возражения со стороны руководства объекта внутреннего аудита оформляются в письменной форме. При необходимости факты, изложенные в возражениях, могут быть проверены дополнительно.

Не подлежат рассмотрению возражения:

- представленные после подписания отчета о результатах проверки;

- не имеющие документального подтверждения заверенными копиями первичных документов;

- представленные лицом, не имеющим полномочий выступать от имени объекта внутреннего аудита.

43. Доведение результатов проверки до сведения должностных лиц, которые могут обеспечить их должное рассмотрение и разработать меры по устранению нарушений и недостатков в системах внутреннего контроля, управления рисками и практике корпоративного управления или обеспечить реализацию таких мер, осуществляется в установленном порядке и в соответствии с правилами обращения с информацией, содержащей коммерческую тайну.

44. После подписания отчета о результатах проверки руководитель объекта внутреннего аудита в установленный в отчете срок обязан обеспечить:

- рассмотрение результатов проверки с участием причастных руководителей и работников объекта внутреннего аудита;

- разработку плана мероприятий по результатам проверки (далее - план мероприятий). В плане мероприятий указываются сроки реализации мероприятий по устранению нарушений и недостатков и совершенствованию систем внутреннего контроля, управления рисками и практики корпоративного управления, а также работники объекта внутреннего аудита, ответственные за их выполнение. Мероприятия должны быть направлены на устранение причин и последствий выявленных нарушений и недостатков, совершенствование систем учета и контроля финансовых потоков и материальных ресурсов, предупреждение финансовых рисков и потерь доходов, мобилизацию хозяйственных резервов;

- направление (в установленном порядке) плана мероприятий, утвержденного руководителем объекта внутреннего аудита, в подразделение внутреннего аудита;

- своевременное представление (в установленном порядке) в подразделение внутреннего аудита информации о выполнении мероприятий и документов, подтверждающих их исполнение.

Подразделением внутреннего аудита организуется регулярный мониторинг и систематический контроль выполнения объектами внутреннего аудита мероприятий по устранению выявленных в ходе проверок нарушений, недостатков, совершенствованию систем внутреннего контроля и управления рисками с целью оценки их эффективной реализации или подтверждения принятия высшим исполнительным руководством риска в случае отказа от реализации мероприятий.

Регистрация разработанных объектами внутреннего аудита мероприятий осуществляется подразделением внутреннего аудита по мере поступления такой информации и контролируется по установленным срокам. Актуализация статусов выполнения мероприятий производится, как правило, ежеквартально. Систематический контроль выполнения мероприятий подразумевает проверку фактического их исполнения и достижения заявленного эффекта от реализации.

Результаты выполнения мероприятий при необходимости могут быть дополнительно проверены в рамках отдельных проверок подразделением внутреннего аудита.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Экономика железных дорог,
N 4, 2016 год

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

Об утверждении стандарта ОАО "РЖД" "Порядок проведения аудита в подразделениях стандартизации

В целях установления общих требований к порядку проведения аудита в подразделениях по стандартизации ОАО "РЖД" и обеспечения высокого качества деятельности в области стандартизации в ОАО "РЖД":

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2009 г. СТО РЖД 1.01.006-2008 "Порядок проведения аудита в подразделениях стандартизации".

2. Начальнику Департамента технической политики ОАО "РЖД" Назарову А.С. организовать работу по проведению аудита подразделений стандартизации ОАО "РЖД" в соответствии с требованиями стандарта, утвержденного настоящим распоряжением.

3. Руководителям департаментов и управлений, железных дорог и других филиалов, иных структурных подразделений ОАО "РЖД" обеспечить соблюдение требований стандарта, утвержденного настоящим распоряжением.

Старший вице-президент ОАО "РЖД"В.А. Гапанович

Стандарт ОАО "РЖД" "СТО РЖД 1.01.006-2008"
"Порядок проведения аудита в подразделениях стандартизации"

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила проведения проверки организации работы и выполнения функций подразделениями открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), осуществляющими работы по стандартизации в соответствии с возложенными на них обязанностями (далее - аудита).

Стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления, филиалами и иными структурными подразделениями ОАО "РЖД".

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

- ГОСТ 1.1-2002 "Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения";

- ГОСТ Р 1.12-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения".

3. Термины и определения

В настоящем стандарте использованы термины, установленные Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ГОСТ 1.1, ГОСТ Р 1.12 и ГОСТ Р ИСО 9000 , а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. Подразделение стандартизации - подразделение ОАО "РЖД" или структурная единица подразделения ОАО "РЖД" (в т.ч. функционального филиала), или назначенные установленным порядком работники ОАО "РЖД", ответственные за работу по стандартизации.

3.2. Аудит - систематический, объективный и документировано оформленный процесс проверки подразделений ОАО "РЖД", ответственных за работу по стандартизации, с целью определения степени соблюдения установленных для них правил и выполнения возложенных на них функций.

3.3. Программа аудита - описание мероприятий и мер по проведению конкретного аудита.

3.4. Техническая документация - конструкторская и технологическая документация.

4. Общие положения

4.1. Основанием для проведения аудитов подразделений стандартизации является Положение о службе стандартизации ОАО "РЖД" . Аудит подразделений стандартизации осуществляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

4.2. Целью аудита подразделений стандартизации являются обеспечение выполнения предъявляемых к ним требований, совершенствование содержания и механизмов их деятельности в области стандартизации.

Задачей аудита подразделений стандартизации является проверка успешности выполнения ими обязанностей в работах по стандартизации.

4.3. Аудиту могут быть подвергнуты подразделения стандартизации проектно-конструкторских и проектно-технологических филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", подразделения стандартизации на железных дорогах - филиалах ОАО "РЖД", подразделения стандартизации в других функциональных филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД".

4.4. Заказчиком и организатором проведения аудита подразделений стандартизации является Департамент технической политики ОАО "РЖД".

4.5. Аудит подразделений стандартизации осуществляют в соответствии с ежегодным планом, утверждаемым распоряжением ОАО "РЖД". Проект плана проведения аудитов разрабатывает заказчик.

Утвержденный план проведения аудитов размещается на информационном портале, организуемом Департаментом технической политики ОАО "РЖД".

4.6. Аудит подразделений стандартизации, как правило, проводят в качестве отдельного мероприятия.

Допускается проведение аудита подразделений стандартизации в рамках внутреннего аудита системы менеджмента качества, либо в рамках проведения школ передового опыта, либо в рамках проверок деятельности метрологической службы.

4.7. Организацию проведения аудита заказчик в установленном порядке может возложить на научно-методический центр по стандартизации, определяемый из числа научных организаций и учреждений, имеющих значительный опыт работ в области стандартизации.

5. Порядок проведения аудита

5.1. В соответствии с ежегодным планом проведения аудитов заказчик для проведения каждого аудита назначает руководителя конкретной аудиторской группы.

5.2. Руководитель аудиторской группы формирует ее из числа специалистов в области стандартизации и представляет на согласование заказчику аудита.

5.3. После согласования заказчиком состава аудиторской группы руководитель распределяет конкретную работу между ее членами.

5.4. Руководитель аудиторской группы с привлечением членов группы разрабатывает программу аудита.

5.5. Программа аудита в общем случае должна содержать:

Цель аудита;

Сведения о заказчике аудита и проверяемом подразделении;

Место проведения аудита;

Сроки проведения аудита;

Критерии аудита;

Заключение по вопросам устранения замечаний по предыдущим аудитам (при их проведении).

5.6. Программу аудита руководитель аудиторской группы утверждает у заказчика и направляет проверяемому подразделению стандартизации не позднее чем за месяц до начала проведения аудита.

5.7. Руководитель аудиторской группы устанавливает рабочий контакт с руководителем проверяемого подразделения.

В процессе взаимодействия руководители аудиторской группы и проверяемого подразделения обмениваются информацией по аспектам программы проведения аудита и составу аудиторской группы.

Обсуждению могут подлежать порядок предоставления доступа в административные и производственные помещения в процессе проведения аудита, уточнение объема проверяемой документации, необходимость и порядок взаимодействия с сопровождающими лицами () и другие организационно-технические вопросы.

5.8. Руководитель проверяемого подразделения стандартизации для объективности и беспристрастности заключения по результатам аудита вправе требовать замены членов аудиторской группы по объективным причинам (например, в случае прежней работы в проверяемой организации или в случае документально оформленных сведений о неэтичном поведении члена аудиторской группы в период проведения предыдущих проверок).

Замену членов аудиторской группы согласовывают с заказчиком аудита.

5.9. Руководитель аудиторской группы сообщает руководителю проверяемого подразделения стандартизации о конкретной дате начала проведения аудита не позднее чем за 15 календарных дней до начала проведения аудита.

5.10. По согласованию с руководителем аудиторской группы руководитель подразделения стандартизации или главный инженер структурного подразделения ОАО "РЖД", в котором проводят аудит, назначает специалистов, сопровождающих аудиторскую группу. Указанные специалисты должны быть освобождены от основных обязанностей на время проведения аудита.

5.11. В обязанности специалистов, сопровождающих аудиторскую группу, входит:

Обеспечение контактов членов аудиторской группы с представителями проверяемого подразделения;

Выполнение роли свидетеля аудита от имени проверяемого подразделения;

Обеспечение правильности собираемой информации в ходе проверок;

Оказание необходимой организационной помощи членам аудиторской группы при проведении аудита.

5.12. Перед проведением аудита аудиторская группа должна ознакомиться и проанализировать отчеты по предыдущим аудитам (при наличии).

Допускается проведение указанного анализа на месте проведения аудита, что должно быть предусмотрено в программе аудита.

5.13. Во время проведения аудита на основе анализа документов, опроса и наблюдений собирают и проверяют информацию, относящуюся к целям проведения аудита.

Анализу подлежат, прежде всего, положение о подразделении стандартизации или должностные инструкции работников, ответственных за работу по стандартизации, их задачи, функции, обязанности. При этом учитываются особенности структуры и условий деятельности данного подразделения ОАО "РЖД", характер и объем производственно-хозяйственной деятельности.

Аудиту подлежат деятельность по внедрению стандартов, установленный в подразделении порядок проведения экспертизы проектов разрабатываемой нормативной и технической документации, выполнение правил содержания, обновления и актуализации применяемого фонда нормативных документов, организация повышения квалификации кадров в области стандартизации и другие вопросы.

5.14. В ходе аудита члены аудиторской группы имеют право:

Задавать вопросы, касающиеся целей аудита;

Производить наблюдения за деятельностью проверяемого подразделения, производственной средой;

Пользоваться документацией, относящейся к объекту аудита; запрашивать дополнительную информацию для целей аудита.

6. Требования к аудиторской группе

6.1. Руководитель и члены аудиторской группы должны иметь опыт работы в области стандартизации: в деятельности по разработке стандартов, их внедрению в производственно-хозяйственные процессы, экспертизе проектов стандартов и т.д.

6.2. Руководитель и члены аудиторской группы должны иметь высшее образование, общий стаж работы не менее пяти лет и опыт работы в области стандартизации не менее трех лет.

6.3. Члены аудиторской группы должны обладать знаниями федерального законодательства в сфере технического регулирования, а также знать нормативные правовые акты, действующие в области стандартизации, основополагающие стандарты и другие документы по методологии межгосударственной, национальной, международной и корпоративной стандартизации, владеть терминологией в области стандартизации.

6.4. Члены аудиторской группы перед проведением аудита должны изучить структуру, функции и общие бизнес-процессы подразделения ОАО "РЖД", в котором проводится аудит подразделения стандартизации, а также внутренние производственно-хозяйственные взаимосвязи.

6.5. Каждый член аудиторской группы должен обладать эрудицией и наблюдательностью, обеспечивающими его способность самостоятельно осуществить полный цикл работ по проведению проверки порученного ему вопроса.

6.6. Руководитель аудиторской группы должен иметь опыт участия не менее чем в двух аудитах подразделений стандартизации и обязан:

Спланировать аудит;

Организовать работу членов аудиторской группы;

Предупреждать и разрешать конфликты;

Качественно и в срок подготовить отчет.

6.7. Член аудиторской группы должен уметь осуществлять:

Планирование и организацию работ по конкретным проверкам;

Проведение аудита в установленные сроки;

Сбор данных посредством опроса, наблюдений и анализа документов;

Оценку достаточности и приемлемости полученных в ходе аудита данных для выработки конкретных выводов;

Подготовку отчетов по аудиту.

6.8. Члены аудиторской группы должны постоянно поддерживать свою компетентность посредством дополнительного обучения по вопросам развития стандартизации с периодичностью не реже одного раза в пять лет, участвовать в профильных семинарах и конференциях.

6.9. Руководитель и члены аудиторской группы должны сохранять конфиденциальность сведений, получаемых в процессе аудита.

7. Результаты аудита

7.1. Сведения, полученные в результате аудита, подлежат анализу на соответствие предъявляемым требованиям.

7.2. Каждый член аудиторской группы по порученным ему вопросам готовит первоначальный анализ и соответствующие выводы. Руководитель аудиторской группы проводит совещание группы, на котором обсуждает результаты работы каждого члена аудиторской группы. При этом представители проверяемого подразделения стандартизации могут принимать в нем участие.

7.3. По результатам проверки аудиторская группа готовит заключение, которое в общем случае должно содержать:

Вывод о степени соответствия требованиям, предъявляемым к подразделению стандартизации;

Заключение по результатам аудита подписывает руководитель аудиторской группы.

7.4. Заключение по результатам аудита доводят до сведения руководителя структурного подразделения ОАО "РЖД", которому подчинено проверяемое подразделение стандартизации.

В случае согласия с выводами аудиторской группы заключение подписывает руководитель проверяемого подразделения. В случае несогласия с выводами заключения по результатам аудита, их рекомендуется обсудить совместно с руководителем структурного подразделения ОАО "РЖД" с целью снятия разногласий.

Если договоренность не достигнута, то разногласия отражают в протоколе совместного совещания.

7.5. По итогам аудита аудиторская группа составляет отчет, в котором отражает:

Цель аудита;

Сведения о заказчике аудита;

Информацию о руководителе и членах аудиторской группы;

Данные о сроках и месте проведения аудита;

Перечень проведенных проверок;

Список сопровождающих лиц от проверяемого подразделения;

Информацию о встретившихся во время проведения аудита препятствиях по его выполнению;

Характеристику неразрешенных противоречий (с приложением соответствующего протокола с разногласиями, оформленного с участием проверяемого структурного подразделения ОАО "РЖД");

Выводы по итогам проведения аудита;

7.6. Отчет подписывают члены аудиторской группы и представляют заказчику аудита для утверждения.

7.7. На основании утвержденного отчета заказчик аудита подготавливает поручение главного инженера ОАО "РЖД" руководителю (главному инженеру) подразделения ОАО "РЖД", где проводился аудит подразделения стандартизации, о разработке комплекса мер по устранению выявленных в ходе аудита недостатков.

7.8. Разработанный план устранения недостатков руководитель (главный инженер) подразделения ОАО "РЖД", где проводился аудит, согласовывает с заказчиком аудита и утверждает у главного инженера ОАО "РЖД".

7.9. В установленный поручением срок руководитель (главный инженер) подразделения ОАО "РЖД", в подразделении стандартизации которого отмечены недостатки, докладывает в письменной форме заказчику аудита об их устранении.

7.10. Материалы о проведенном аудите (программа, заключение, протоколы, доклад об устранении замечаний) должны храниться в подразделении стандартизации структурного подразделения ОАО "РЖД" и у заказчика аудита не менее пяти лет, отчет по итогам аудита подлежит хранению у заказчика аудита в течение пяти лет.

_____________________________