Открытие собственного бизнеса по продаже автомобилей (автосалона) может принести хорошую прибыль при грамотном управлении. Этому соответствует ряд факторов. Во-первых, несмотря, на снижающийся экономический рост и падение платежеспособности населения, люди всегда приобретают новые автомобили. Во-вторых, в настоящее время большинство автосалонов закрывается после прошедшего кризиса в 2014-2016. Это открывает большую долю рынка, которую могут занять новые игроки и дилеры. Данные факторы отражаются в сроке окупаемости проекта который составляет 19 месяцев, точка безубыточности приходится на 2 месяц работы автосалона.

Для реализации данного проекта первоначально потребуется приобрести собственный земельный участок и построить здание. Искать земельный участок необходимо вдоль крупных городских дорожных магистралей и на улицах с высокой автомобильной пропускной способностью. Таким образом, площадь земельного участка, учитывая склад для автомобилей, составляет 100 соток, площадь автомобильного салона - 700 м2. Помимо строительства здания необходимо нанять в штат 24 специалиста.

Автосалон будет продавать автомобили «эконом» класса. Также автосалон будет предоставлять услуги по сервисному обслуживанию, автомагазин запчастей и шиномонтажное отделение.

Сумма первоначальных инвестиций - 17 932 000 рублей

Ежемесячная прибыль - 920 000 рублей

Срок окупаемости - 19 месяцев

Точка безубыточности - 2 месяца

Рентабельность продаж - 9%

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

После прошедшего кризиса в 2014-2016 спрос на автомобили постепенно увеличивается. Это связано с растущим спросом на автомобили, а также с доступностью автокредитования. Данные факторы открывают большие перспективы для открытия собственного автомобильного салона.

Основным видом деятельности автосалона будет продажа легковых автомобилей. Начать бизнес можно с недорогих машин «эконом» сегмента и уже по мере развития бизнеса или сети автосалонов перейти на «премиум» марки.

Первоначально можно стать дилером одного производителя, но для повышения прибыльности предприятия можно выбрать несколько и продавать автомобили нескольких марок. Для подачи и рассмотрения заявки дилерам подготовьте бизнес-план и финансовую модель вашего автосалона. Также в начале деятельности лучше сотрудничать с российскими импортерами или производителями, так как автомобили находятся на территории РФ и официально растаможены. Далее можно самим искать производителей за рубежом и завозить автомобили самостоятельно.

Помимо этого, автосалон может продавать не только новые, но и б/у автомобили.

После того как дилеры и поставщики автомобилей и запасных частей будут найдены потребуется приобрести земельный участок 100 соток и построить сам автосалон, площадью 700 м2. Помимо строительства также потребуется сделать капитальный ремонт. Для строительства земельный участок необходимо выбирать исходя из автомобильного потока. Искать участок необходимо вдоль оживленных магистралей или вдоль городских колец. Также здание потребуется разделить на следующие зоны:

  • экспозиционно-выставочный зал (200 м2)
  • офисный центр (100 м2)
  • сервисно-консультационный центр (250 м2)
  • складское помещение для запчастей (100 м2)
  • техническое помещение (50 м2)

В среднем для размещения одной машины в шоу-руме потребуется 20 м2 −25 м2. Следовательно в автосалоне будет находиться от 6 до 7 презентационных автомобилей. Это необходимо для удобного осмотра машин. Также в офисном центре можно разместить представителей банков и страховых компаний. Это также поможет увеличить продажи и прибыльность бизнеса.

Помимо продажи автомобилей автосалон будет оказывать следующие услуги:

  • сервисно-ремотные услуги
  • продажа запчастей и аксессуаров для автомобилей
  • шиномонтаж

Данные услуги помогут не только увеличить прибыльность, но и повысить лояльность со стороны клиентов, так как большинство услуг для автовладельцев будут оказываться в одном месте.

Для организации автосалона потребуется следующее оборудование:

  • светомузыкальная техника
  • презентационные моноблоки
  • мебель для посетителей
  • стойку ресепшен
  • тележки платформенные
  • шкафы и стеллажи для хранения шин и инструментов
  • кассы
  • компьютеры
  • офисная техника
  • сигнализацию
  • подъемники для автомобиля
  • сервисное оборудование
  • систему кондиционирования

Данное оборудование может оказывать клиентам комплексные услуги.

Помимо организационных моментов, владельцу бизнеса потребуется получить разрешение на ввод в эксплуатацию здания от пожарной инспекции. Также для повышения уровня обслуживания клиентов в автосалоне можно внедрить международные стандарты ISO.

3. Описание рынка сбыта

Основными факторами успеха автосалона является широкий ассортимент продаваемой продукции, а также виды и качество дополнительных услуг. Для того, чтобы правильно выявить потребности клиента надо определить целевую аудиторию.

Основными клиентами автосалона могут быть как физические, так и юридические лица. Одни будут покупать автомобили для личного пользования, другие для корпоративного парка.

В результате для двух сегментов необходимо подготовить собственные уникальные предложения. Например, выгодные условия покупки или условия сервисного обслуживания, возможность приобрести автомобиль в лизинг или в кредит. Подобные предложения и управление коммерческой политикой для клиентов могут вам успешно увеличивать продажи на протяжении всего года.

4. Продажи и маркетинг

5. План производства

Для открытия собственного автосалона потребуется сделать следующее:

  • зарегистрировать юридическое лицо - ИП
  • выбрать производителей автомобилей и импортеров
  • согласовать условия поставки автомобилей
  • приобрести земельный участок
  • построить здание (период строительства 1 год)
  • закупить оборудование
  • подобрать персонал
  • начать работу

Этап/продолжительность, нед.

Регистрация ИП

Подбор производителя автомобилей

Покупка земельного участка

Строительство здания

Закупить оборудование

Подобрать персонал

Начало работы

Первоначально для открытия автосалона потребуется зарегистрировать юридическое лицо - ИП (ОКВЭД - 50.10 «Торговля автомобильными средства»). По результатам регистрации юридического лица в налоговую необходимо подать заявление на переход на упрощенную систему налогообложения. Далее потребуется открыть счет в банке и зарегистрировать кассы для передачи данных в налоговую.

Наступающий кризис и снижение уровня жизни рядовых россиян сильно ударили по автомобильному рынку. Если еще два года назад большинство покупателей выбирали новые автомобили, то сегодня из-за резкого повышения курса доллара такая возможность есть не у многих. В России расцвел вторичный рынок, на котором вполне приличный автомобиль можно приобрести по вменяемым деньгам. Это открывает новые перспективы для бизнеса — сейчас самое время открывать автосалон по продаже автомобилей с нуля.

Почему салон выгоден?

В последние годы все больше владельцев и покупателей автомобилей предпочитают работать через посредника, чем приобретать автомобиль напрямую из рук в руки. Это связано с тремя факторами:

  1. Рост числа случаев мошенничества во время сделки.
  2. Отсутствие времени у продавца на постоянные демонстрации автомобиля.
  3. Неумение продавца представить товар лицом.

Для открытия автосалона вам понадобится стоянка на 30-50 автомобилей минимум

Автосалон выступает определенным гарантом при сделке, а также берет на себя большую часть работ по продаже. Поэтому вам необходимо хорошо разбираться в автомобильной теме и понимать, как происходит переоформление машин. Также вам нужно будет подготовить автомобили к продаже: загнать их на мойку кузова, салона и двигателя, проверить ходовую, провести полировку и коррекцию вмятин. Машина должна выглядеть хорошо, иначе ее просто не купят, а вы зря потратите время и деньги.

Принцип работы

Не знаете, как открыть автосалон с нуля? Давайте сначала разберемся с принципом работы. Вы даете объявления в интернете и СМИ или ищете людей, которые хотят продать свой автомобиль, и предлагаете им сотрудничество. Затем клиент пригоняет автомобиль в салон, а ваш эксперт определяет его состояние. Здесь главное точно выяснить всю реальную историю автомобиля: был ли он в аварии, красился ли он, в каком состоянии двигатель и ходовая часть. Вам нужно будет приобрести хорошее оборудование для диагностики ЛКП, двигателя, ходовой, электросистемы и найти грамотного диагноста. После определения проблем автомобиля можно будет назвать его реальную рыночную стоимость, а также предложить хозяину исправить недочеты, чтобы повысить привлекательность транспортного средства.

После согласования всех вопросов клиент подписывает с вами договор, в котором четко указывается цена автомобиля и все спорные вопросы. Типовый договор можно найти в интернете, а затем подкорректировать его под ваши требования . После подписания документа клиент передает вам автомобиль с документами, а вы выставляете его на витрину, предварительно подготовив к продаже. После этого вы активно ищете покупателей, публикуете объявления о продаже в соцсетях, на форумах и тематических ресурсах. Найдя покупателя, вы демонстрируете ему товар и продаете, переоформляя право собственности на автомобиль.

Обязательно подписывайте договор с владельцем автомобиля

Как заработать в этой схеме? Есть несколько путей:

  1. Взять комиссионные с владельца автомобиля (обычно в размере 10% от цены машины).
  2. Поднять цену для клиентов (те же 10%). Такая схема работает только тогда, когда машина выставляется по цене ниже рыночной.
  3. Брать с владельца машины определенную плату за день простоя. Обычно подобные салоны берут по 50-70 рублей за сутки стоянки автомобиля и его рекламы.
  4. Автовыкуп. Клиент сразу получает на руки 70-90% от реальной цены, и машина становится вашей.

Как начать?

Первым делом вам понадобится вместительная стоянка, на которой можно будет поставить хотя бы 30 машин. В среднем на 1 автомобиль необходимо 10 квадратных метров, поэтому площадь стоянки должна быть не менее 300 м2.

Данная автостоянка не должна находиться в центре города, поскольку вы просто разоритесь на аренде. Лучше выбрать какой-то спальный район, пустырь или даже место на въезде в город.

Обратите внимание: кроме стоянки вам понадобятся и подсобные помещения, поэтому реальная площадь участка должна быть минимум на 30% больше.

Автосалон прекрасно сочетается с автомойкой и ремонтной мастерской

Возле стоянки должно располагаться “административное здание”, где работают менеджеры, боксы для ремонта и диагностики, автомойка, магазин запчастей и помещения для отдыха персонала. Можно, конечно, заниматься диагностикой и ремонтом у сторонних организаций, но вы будете постоянно терять на этом деньги.

В среднем, на оборудование качественной площадки на 30-50 автомобилей необходимо порядка 2 миллионов рублей. Аренда участка обойдется вам в 20-30 тысяч, плюс аренда зданий — еще 50 тысяч за месяц. Также вам понадобятся свободные деньги для оплаты коммунальных платежей и выплаты заработной платы сотрудникам. Повысить рентабельность автосалона можно занявшись ремонтом автомобилей в свободное от основной работы время. Главное — правильно начать и быстро набить клиентскую базу. У хорошего салона среднее время продажи автомобиля редко превышает 3 недели. Но для этого нужно иметь много положительных отзывов, постоянных клиентов, научиться выбирать действительно качественные автомобили и правильно рекламировать их.

В стартовый капитал можно также добавить порядка миллиона-двух рублей на срочный автовыкуп. Некоторые клиенты не захотят ждать, пока их автомобиль будет продаваться, и отдадут вам машину за 70-90% от ее реальной рыночной стоимости. Это значительно повысит прибыль салона.

Подбор персонала

Теперь давайте рассмотрим кого нужно брать в команду. Вам нужно будет сформировать дружный и профессиональный коллектив, который сможет работать грамотно и на результат. Главный упор необходимо делать на две специальности:

  1. Мастер по диагностике.
  2. Менеджер по продажам.

Найти хорошего диагностика непросто, но без него ваш бизнес может просто развалиться. Обычно диагностикой занимаются опытные автомастера, которые ремонтируют машины десятки лет. Они могут буквально с одного взгляда определить был ли автомобиль в аварии, что именно нужно в нем отремонтировать и сколько реально он стоит. Именно на основе данных, полученных в процессе диагностики, будет назначаться цена на автомобиль. Торг с клиентом тоже можно вести только основываясь на реальных фактах биографии автомобиля и на недостатках его состояния.

Всего в автосалоне работает около 10 человек

Менеджер по продажам — человек, который приносит вам реальные деньги. Он должен уметь убеждать покупателей, что перед ними именно то, о чем они мечтают. Менеджер по продажам должен представить товар лицом и попытаться получить за него максимальную цену.

Кроме двух этих специалистов вам понадобятся:

  1. Мастера по предпродажной подготовке. Те, которые отмоют автомобиль, отремонтируют ходовку, электрооборудование и двигатель при необходимости.
  2. Бухгалтер. На начальном этапе бухгалтер может быть приходящим, но затем обязательно нужно будет ввести его в штат.
  3. Менеджер. Он будет искать вам автомобили и выставлять объявления о продаже имеющихся.
  4. Руководитель. Если вам некогда заниматься салоном, то понадобится хороший управляющий, который будет следить за всеми делами.

В среднем, в хорошем автосалоне работает примерно 10 человек, поэтому на заработную плату вам нужно будет выделить не менее 300 тысяч рублей в месяц.

Как регистрироваться

Проще и правильнее всего зарегистрировать салон как ООО. Это даст вам полноценный статус юрлица, а также расширит возможности при работе с клиентами. Обычный ИП имеет ряд ограничений, к тому же многие клиенты не решаются сотрудничать с частными предпринимателями, опасаясь мошенничества. ООО в этом плане надежнее и предоставляет определенные гарантии в случае наступления форс-мажоров. В налоговой вам нужно будет выбрать упрощенную систему налогообложения и зарегистрироваться по кодам ОКВЭД 50.10, 50.20, 50.3. и 65.23.2.

Автобизнес очень рентабелен во времена кризиса

Рентабельность проекта

Давайте рассчитаем примерный бизнес план автосалона автомобилей с пробегом на основе уже имеющихся данных. В расходную часть вносим:

  1. Закупка оборудования: 2 миллиона.
  2. Аренда земли и помещений: 960 тысяч в год.
  3. Заработная плата: 3,6 миллиона в год.
  4. Налоги, прочие расходы: 500 тысяч в год.

То есть для начала бизнеса необходимо иметь порядка 3 миллионов сразу, а в год вы потратите почти 7 миллионов.

Рынок иномарок в нашей стране по-прежнему растет за счет «пересаживания» автомобилистов с отечественных автомобилей или иностранного second-hand на новые машины. Пока эта тенденция сохраняется, в бизнесе будет выигрывать тот, кто сможет составить грамотный бизнес-план, организовать бесперебойные поставки, обеспечит нужный ассортимент в модельном ряду и избежит затоваривания складов неходовыми комплектациями.

Приблизительные сроки окупаемости солидного официального автоцентра для Москвы - около 3,5-4 лет со дня начала деятельности — стартовые инвестиции от 5 миллионов долларов.

Особенно сильно конкуренция ощущается на рубеже смены модельного года, когда каждый поставщик стремится сделать свое предложение максимально привлекательным для покупателя за счет скидок, подарков и т.д. Именно тогда дистрибьютору требуется значительный запас прочности.

Рынок иномарок постепенно приобретает все черты европейских аналогов. Но и сегодня инвестор, решивший войти в этот бизнес, может рассчитывать на зримый прирост своего капитала. Это подтверждается и пристальным вниманием к отечественному рынку практически всех мировых производителей, и постоянно растущим спросом на иномарки со стороны потребителей.

В настоящее время многие автомобильные компании считают российский рынок приоритетным. Выбирая стратегию его завоевания, одни строят в России сборочные заводы, другие ограничиваются только налаживанием сбытовой и сервисной сети. Но в любом случае для доведения продукции до потребителей им нужны официальные дилеры. Их требуется с каждым днем все больше и больше. Как выбрать марку для дилерства?

В принципе, инвестор может выбрать любую марку. Главное при этом - получить согласие самого производителя. Начинающему дилеру стоит учесть несколько нюансов.

  • Можно попробовать войти в бизнес с более дешевого сегмента автомобилей, а затем, набрав определенный опыт, перейти к дилерству машин класса «премиум». Дилерство российских марок вряд ли принесет инвестору значительный доход. Их стоимость невысока, а значит, и маржа от их продажи будет небольшой. Да и рыночных возможностей для новых дилеров намного меньше.
  • Наличие в России официального импортера значительно облегчит процесс закупки, доставки машин в салон, а также обеспечит дилеру более гибкие финансовые условия работы.
  • Чем разнообразнее модельный ряд, шире гамма дополнительного оборудования, отделки салона и пр. предлагает производитель, тем сложнее начинающему дилеру рассчитать потребность в автомобилях заранее, а значит, могут возникнуть проблемы с реализацией.
  • Успех дилера зависит от степени квалификации и уровня подготовки автомехаников. Исходя из этого, для начинающих инвесторов более привлекательны производители, которые организуют тренинги и курсы повышения квалификации для сотрудников своей сети.
  • Теоретически начинающий предприниматель может начать бизнес по франчайзинговой схеме, т.е. используя брэнд уже известного рынку дилера, открыть свой автоцентр. В этом случае он столкнется с двойным контролем над своей деятельностью, как со стороны франчайзера, так и со стороны автопроизводителя.
  • Достаточно перспективна продажа иностранных грузовых автомобилей. Пока еще этот сегмент автобизнеса не заполнен. Сейчас на отечественный рынок активно продвигается Renault, Man, Volvo, хотя потребители все еще предпочитают приобретать подержанные иностранные грузовики.
По автомобилям класса «премиум» рынок постепенно заполняется, а значит, в этом сегменте дилерских центров открывается все меньше и меньше. Ведь покупатели таких автомобилей составляют всего около 2% населения. А по более дешевым иномаркам возможностей для открытия автосалонов пока что хватает.

О перспективах рынка подержанных автомобилей

Сегмент рынка подержанных автомобилей неуклонно развивается, и уже многие автодилеры одновременно торгуют и подержанными машинами. Практикуется и trade-in, когда автомобиль с пробегом сдается в счет оплаты нового, или простой выкуп машины с последующей ее продажей. Однако реальные объемы таких продаж пока очень малы: примерно десять к одному. В западных странах все совершенно иначе: на каждую проданную дилером новую машину приходится одна подержанная.

Да и повторное взимание НДС при реализации подержанных автомобилей тоже не способствует развитию рынка подержанных автомобилей. Но даже если налог начнут удерживать с разницы между ценой покупки и продажи, останутся другие нерешенные проблемы. И прежде всего необходима прозрачность рынка, характерная для Запада.

Например в Америке, решив продать машину, человек обращается к соответствующим информационным ресурсам в Интернете. Задает все необходимые параметры вплоть до цвета, особенностей комплектации — и получает в ответ точную информацию о ценовых характеристиках сделок, совершаемых с аналогичными автомобилями за последний месяц, в том числе и в своем штате.

Западные производители также поддерживают рынок подержанных автомобилей. При продаже подержанной машины дилер должен выполнить некоторые условия, что позволяет сохранить определенный объем гарантийных обязательств. Сведения о «истории» каждого автомобиля накапливаются в единой базе данных. В итоге обслуживать и ремонтировать его можно у любого официального дилера. Все эти стимулы приводят к том что потенциальные покупатели автомобилей с пробегом обращаются именно в дилерские салоны, не пытаясь как в России, самостоятельно искать покупателя или продавца и заключать рискованные сделки.

Если подобная логика будет реализована в России, на рынке подержанных машин действительно произойдет революция. А отношения между частными лицами уступят место сделкам между частными лицами и официальными автосалонами.

Порог вхождения в автобизнес

Порог вхождения в автобизнес зависит от выбранной инвестором марки и местоположения, где планируется продавать автомобили. Понятно, что в регионах объем стартовых инвестиций будет меньше, для открытия же московского дилерского центра нужны солидные вливания.

После определения марки и местоположения инвестор должен согласовать с представительством профиль своей будущей деятельности. Многие производители нацелены прежде всего на открытие комплексных дилерских автоцентров, которые оказывают полный набор услуг по автомобилям данной марки (продажа, гарантийное обслуживание, ремонт и продажа запчастей). И одним автосалоном предпринимателю не обойтись. Но в некоторых случаях бизнесмен может начать с авторизованного салона без сервиса. При этом он обязан в дальнейшем открыть полноценный автоцентр.

Варианты размещения автоцентра

  1. размещение в зданиях бывших автопарков. Стоимость аренды подобных помещений в Москве составляет от 200-500 долл./кв. м. Минимальная площадь - 450 кв. м.
  2. реконструкция подходящих объектов. Требуется площадь не менее 1500 кв. м (аренда - от 150 долл./кв. м). Стоимость подготовки здания - около 700 тыс. долл., сервисное оборудование - 300 тыс. долл., оформление - 50 тыс. долл., приобретение запчастей - 80 тыс. долл., приобретение автомобилей - от 350 тыс. долл. Следует учесть, что подобная переделка в соответствии с европейскими стандартами очень сложна и затратна
  3. строительство одиночных автоцентров среднего класса (около 2,4 млн. долл.). Приобретение земли - около 0,2 га (300 тыс. долл.), строительство салона (около 1700 кв. м, от 815 тыс. долл.), сервисное оборудование - 300 тыс. долл., оформление - 50 тыс. долл., приобретение запчастей - 80 тыс. долл., покупка автомобилей - от 350 тыс. долл.
  4. строительство автоцентра, отвечающего мировым стандартам (от 3 млн. долл. и выше). На окончательную стоимость будут влиять месторасположение центра, способ оформления прав на землю (собственность или аренда), размеры здания, стоимость оборудования и т.п.

Для официального дилера известной мировой марки автомобилей последний вариант наиболее предпочтителен.

Популярна сегодня следующая схема: строится крупный головной автоцентр, который занимается продажей и техобслуживанием машин, а в разных районах города открываются офисы по продаже автомобилей, сервисные услуги по которым клиент может получить в головном салоне.

Несмотря на значительное «побеление» российского автодилерства, некоторое количество «серых» дилеров (т.е. не имеющих контракта с производителем) на рынке все еще сохраняется. Инвестировать средства в «серый» автоцентр инвестору, стремящемуся к респектабельности, не имеет смысла. Многие российские представительства зарубежных автопроизводителей добились специальных цен для своих официальных партнеров, что сразу же сказалось на уровне рентабельности «серых» дилеров. И таможня с подачи тех же представительств также не всегда лояльно относится к «неофициалам».

Постоянный отток клиентов от «серых» дилеров к официальным гарантирован, поскольку последние обеспечивают европейский уровень услуг по продаже и ремонту автомобилей. Как организовать дилерский центр?

Если предприниматель хочет инвестировать средства в автосалон, отдав их в управление команде профессионалов, а затем получить определенную прибыль на свои вложения, то ему достаточно просто стать акционером создаваемой компании. Если же он решил собственноручно возглавить дело, то ему необходимо начать со следующих основополагающих шагов:

  • собрать команду профессионалов, как минимум, топ-менеджеров. В самом крайнем случае это должен быть опытный руководитель-коуч, давно занимающийся автобизнесом, который представляет себе, как формируется стратегия развития дилерского центра и как она потом реализуется на практике;
  • приобрести (купить/взять в аренду) земельный участок под застройку желательно на первой линии крупнейших транспортных артерий города, пересечении МКАД и федеральных дорог. К участку должен быть удобный подъезд. Сейчас самый лакомый кусок - Третье транспортное кольцо;
  • разработать подробный детальный бизнес-план реализации проекта. Для старта нужен просчет объема и структуры планируемых инвестиций, точки безубыточности и момента выхода на желаемую норму рентабельности.

Инвестор должен четко представлять, что хорошая прибыль на автобизнесе появится только после серьезных стартовых вложений. Причем речь идет не только о строительстве, закупке оборудования, товара, аксессуаров, но и о найме квалифицированного персонала, создании корпоративной культуры, внедрении современных баз данных и многом другом.

Мнение Если говорить о московском дилерском центре (автосалон, станция техобслуживания, склад запчастей) солидной европейской марки, то минимальные инвестиции - от 5 млн. долл. Конкретная величина зависит от выбранной инвестором марки.

Все начинается с запроса в официальное российское представительство автопроизводителя. Необходимую информацию можно посмотреть на www.auto-dealer.ru/dealers.asp . На сайте любого представительства есть адрес для потенциальных деловых партнеров, по которому инвестор направляет письмо о намерении стать автодилером данной марки и получает в ответ формализованные анкеты.

У всех автопроизводителей свое содержание анкет. Если у инвестора уже есть свой автобизнес, то в анкете он предоставляет сведения о своей компании, ее текущей деятельности, активах, предлагаемом для организации сервисного и торгового центра помещении, рынке данного региона, планах развития компании, фотографии и план расположения на местности.

Если же у инвестора есть только выделенный земельный участок, то основной акцент нужно сделать на бизнес-плане, где должны быть оговорены основные параметры работы (количество продаж авто, объемы оказываемых услуг и пр.). Инвестор предоставляет также финансовые гарантии обслуживающих банков.

В большинстве представительств есть менеджер по развитию дилерской сети. Сначала общаться придется именно с ним. Он запросит более детальные сведения по некоторым вопросам и затем, если предложение потенциального партнера заинтересует, посетит будущего дилера.

Если представительство все устраивает, речь пойдет о начале сотрудничества. Решение об открытии дилерского центра принимает представительство или наделенная полномочиями компания-импортер. На этом этапе стороны могут подписать протокол о намерениях, в котором зафиксируют порядок строительства, открытия, закупки оборудования и т.п., приобретение партии автомобилей, план продаж на год, рекламную компанию и т.д. Невыполнение потенциальным дилером обязательств и сроков, указанных в данном протоколе, является достаточным основанием для отказа от сотрудничества со стороны производителя.

Такой протокол может и не подписываться. В любом случае юридическая основа сотрудничества производителя и дилера - дилерский договор. Момент его заключения у разных производителей индивидуален. Зачастую он приурочен к окончанию строительства автоцентра перед его открытием.

Типичный автоцентр включает в себя выставочный зал (так называемый show-room), зону отдыха для посетителей, офисы персонала, склад для автомобилей и запчастей, сервис. Возведение и оборудование здания автоцентра занимает в среднем около 1,5 лет. В зависимости от марки машин и масштабов центра, стоимость строительства колеблется от 1,5 до 19 млн. долл.

Автопроизводитель чаще всего предъявляет набор требований и пожеланий, касающихся архитектурного плана, корпоративного дизайна и подбора цветовой гаммы, оборудования и инструментов, мебели. Дилеру может быть предложено на выбор несколько сертифицированных производителем поставщиков оснащения. Стоимость оборудования зависит от размеров техцентра; скажем, средняя техстанция Ауди на 25 рабочих мест обойдется инвестору в 450-500 тыс. долл.

В рамках требований производителя дилер может предпринять шаги по оптимизации сметы на строительство. Допустим, в автосервисе вместо дорогих плунжерных подъемников (около 6 тыс. долл. каждый) можно поставить стоечные немецкие (4 тыс. долл.) или итальянские (3 тыс. долл.). В принципе можно укомплектовать сервис и российскими подъемниками за 1-1,5 тыс. долл., если, конечно, автопроизводитель не будет против. Ведь практически каждый шаг при строительстве и оборудовании автоцентра солидной мировой автомарки согласуется. Поэтому риск сделать в итоге «что-то не так» для инвестора невелик.

При возведении многопрофильного автоцентра предприниматель должен учесть определенные строительные нормы, например кузовной ремонт относится к вредному производству, поэтому существуют требования по удаленности от жилых строений.

Для осуществления автодилерской деятельности необходимо, чтобы компания-дилер была занесена в торговый реестр (это требуется как для продажи автомобилей, так и для реализации запчастей и пр.). Свидетельство о внесении в торговый реестр г. Москвы выдает Управление потребительского рынка администрации района г. Москвы. Что касается автосервиса, то там нужно иметь сертификаты Ростеста (www.rostest.ru) на определенные виды работ (предпродажная подготовка, работы по электрике, ходовой части и пр.).

Специфика бизнес-процесса

На каждую партию автомобилей дилер заключает контракт, в котором подробно оговорены условия поставки и цена. Бизнес-процесс может быть организован следующим образом.

  1. покупка машин в стране-изготовителе. Дилер приобретает автомобили напрямую на заводе производителя. Он сам страхует машины, доставляет к себе в салон и растамаживает (как правило, для официальных дилеров эта процедура упрощена и проводится приблизительно за 1-2 дня). В салоне автомобили проходят предпродажную подготовку. Таким образом, на плечи дилера ложится полный комплекс проблем, связанных с доставкой авто от ворот завода до дверей своего салона. Средний таможенный платеж за машину класса «премиум» составляет приблизительно 56% и рассчитывается от стоимости приобретения на заводе плюс затраты на транспортировку до границы и страховку (примерный расчет можно сделать на сайте www.tks.ru/auto/calc.shtml). Если доставка машин из-за рубежа (по Европе) организуется собственными силами, то необходимо либо создание своей службы доставки или полноценной транспортной компании, либо аренда автовоза у других автодилеров или транспортных компаний (приблизительная стоимость аренды - 1800 евро за рейс). У перевозчика должны быть в наличии лицензия на перевозку грузов в международном автомобильном сообщении, лицензия общероссийского таможенного перевозчика, сертификат соответствия международным нормам Евро-2 и Евро-3. Перевозка на «чужом» автовозе меньшего количества машин, чем его полная емкость (7-9 шт.), обойдется дороже, поскольку владельцы автовоза будут вынуждены доукомплектовать его автомобилями других дилеров.
  2. приобретение машин у российского официального импортера. В последнее время наблюдается тенденция централизованных поставок машин в Россию по отдельным маркам. На такую схему перешли в частности BMW, Ford и General Motors. В начале сентября ожидается открытие импортера Volkswagen. В этом случае все вопросы с транспортировкой автомобилей в Россию и их таможенным оформлением решает импортер. «По деньгам» для дилера оба варианта в итоге приблизительно одинаковы. Но для новичка более привлекателен второй вариант. Чаще всего производители работают с российскими дилерами на условиях 100%-ной оплаты отгруженных автомобилей (Audi, Volkswagen, Toyota, Honda). Если у производителя на российском рынке есть официальный импортер с общим для всех дилеров складом, то последние могут взять машины на условиях товарного кредита (например, BMW, Volvo, Opel и др.). Дилер берет с общего склада партию автомобилей и в течение календарного месяца распродает ее. Если по истечении срока остались нереализованные машины, то на их стоимость импортер ежедневно начисляет пени. По прошествии, скажем, трех месяцев дилер обязан выкупить непроданный товар. Поэтому тщательный помесячный расчет плана продаж в этом случае особенно важен.
Практика показывает, что средний годовой объем продаж, с которого начинает автодилер солидной автомобильной марки класса «премиум», - 250-450 машин в год. Меньший объем сбыта невыгоден. Рассчитывая реализацию более дешевых марок автомобилей, инвестор может взять за ориентир около 1000 машин в год.

Сколько автомобилей следует держать на складе?

В первую очередь это зависит от выбранной марки производителя. Если он предлагает широкую линейку моделей, то дилеру, соответственно, приходится держать на складе много машин, и наоборот. Практика показывает, что на складе дилера в любой момент времени должно находиться автомобилей в 2 раза больше, чем планируется продать за месяц. То есть, если план на данный месяц - 20 машин, то на складе должно быть 40 машин.

Каждый производитель устанавливает дилерам цены. При этом учитывается маржа, которую должен получить последний для своего развития. У каждого производителя, разумеется, свой размер маржи. Однако сейчас в России она составляет в среднем 8-15% от стоимости автомобиля. Для привлечения клиентов дилер может предпринимать рекламные акции по снижению цен, но, разумеется, за счет уменьшения своей маржи.

При четком выполнении дилерского плана производитель, как правило, предоставляет бонусы (разумеется, если это оговорено в дилерском договоре). Причем производителю важно выполнение именно помодельного плана.

Что касается сервисного обслуживания в автоцентре, то производитель регламентирует технологию ремонта и нормативы времени на выполнение той или иной работы, перечень гарантийных работ, минимальный набор хранимых на складе запчастей и т.п. А их стоимость устанавливает дилер, ориентируясь на рынок. Что касается гарантийных работ, то большинство поставляемых в Россию через официальных дилеров автомобилей иностранного производства имеют заводскую гарантию сроком на 1 год. Дилерская гарантия более продолжительная и устанавливается им самим. В этом случае с клиентом заключается договор, в котором подробно прописывается перечень ремонтных работ (в гарантию, как правило, не включают работы по «жестянке», ремонтные работы, произведенные на неавторизованных сервисах).

Окупаемость вложений в автобизнес

Соотношение доходов от сбыта машин и от оказания сервисных услуг зависит от рентабельности и объемов продаж выбранной марки автомобилей. Сейчас рентабельность сервисных работ для большинства иномарок выше, чем их продажа. Кроме того, многое определяется политикой инвестора: в раскрутку какого из этих двух направлений он вкладывает больше средств.

При расчете окупаемости вложений в автоцентры на Западе бизнесмены ориентируются на прибыль 2-3% с оборота и рентабельность на инвестированный капитал порядка 12-20%. Российские предприниматели вправе рассчитывать на большие величины, даже несмотря на снижение доходности отечественного автобизнеса по сравнению с началом 90-х годов.

Приблизительные сроки окупаемости солидного официального автоцентра для Москвы - около 3,5-4 лет со дня начала деятельности.

Если говорить о доходности дилерства иномарок, то многое зависит от характеристик производственных мощностей (марка автомобиля, объем продаж, количество подъемников, перечень услуг сервиса, и т.д.). Повышение доходности возможно за счет:

  • увеличения коэффициента загрузки сервисного центра. В компаниях, успешно работающих на рынке, он равен примерно 0,7-0,8. На этапе запуска он редко составляет более 0,2-0,3;
  • продажи и установки сопутствующих товаров и аксессуаров для автомобиля: аудио и видео, сигнализация, антикор, охранные системы, парковочные радары, холодильники и пр.;
  • предоставления клиентам услуг по тюнингу: тонировка, аэродинамические пакеты, тюнинг двигателя;
  • подвески и т.д.;
  • развития продаж автомобилей в кредит;
  • развития системы Trade-in и реализации подержанных машин;
  • страхования автомобиля и других страховых услуг.
Однако определяющий фактор - все же персонал автоцентра. Без привлечения сильных специалистов шансов «раскрутить» дилерство у инвестора практически нет.


Сразу отметим, что финансовые вложения в данный бизнес значительные и зависят от множества факторов, в том числе и от конкретно взятой автомобильной марки. При должной экономии первоначальные расходы могут составить порядка пятнадцати – двадцати миллионов рублей.

Для начала нужно принять взвешенное решение о том, дилером какой торговой марки вы будете. Для этого необходимо изучить автомобильный рынок своего города, чтобы понять, какие автосалоны уже открыты и успешно функционируют. При этом нужно учесть, что вне зависимости от выбранной марки можно столкнуться с необходимостью продаж менее востребованных моделей. Естественно, это может сказаться на прибыли и далеко не в положительную сторону.

Как показывает практика, обычно концентрация дилеров составляет примерно один салон на один миллион населения. При таких условиях выполнить план продаж можно выполнить довольно легко и быстро (как правило, за год один представитель должен продавать по сто автомобилей определенной марки). В результате можно будет успешно завоевать рынок и получать клиентов по рекомендации. Естественно, такой подход позволит со временем заметно увеличить оборот.

Если же продажи меньше шестидесяти машин в год (примерно), то это считается плохим результатом. Хорошо, если это автомобили самой высокой ценовой категории, но при сотрудничестве в сфере бюджетных машин это просто невыгодно. Выводы об этом может сделать не только владелец салона, но и основная компания и, возможно, прекращение сотрудничества будет достаточно болезненным в финансовом плане. Так что следует очень взвешенно подумать обо всех нюансах, с которыми может столкнуться владелец автосалона в дальнейшем.

Анализ рынка

Если есть желание открыть автосалон, торгующий автомобилями, которые в вашем городе уже предлагает другая компания, нужно внимательно изучить, насколько хорошо она справляется с покупательским спросом. Если конкурент полностью удовлетворяет спрос, то идея будет изначально провальной. Правда, иногда возможны исключения и, быть может, еще один салон придется весьма кстати. Все-таки многие автомобильные марки пользуются очень большой популярностью, поэтому в некоторых случаях одного автосалона конкретной компании будет недостаточно.

В любом случае, нужно тщательно проанализировать свой город, понять покупательную способность населения и уже в зависимости от этого предлагать городу марку автомобиля. К примеру, если у большинства местного населения доход ниже среднего, то вряд ли новые автомобили будут пользоваться большим спросом. Как правило, такие компании открываются исключительно в мегаполисах и это вполне закономерно. В крупном городе обычно наблюдается стабильный прирост населения, да и в целом доходы тут не могут быть низкими у большинства местных жителей. Еще правильнее учитывать и финансовую статистику по региону в целом, так как не стоит забывать и о том, что салон может оказаться, как единственным, так и одним из нескольких в своем регионе – это, опять же, тоже может весьма существенно повлиять на объемы продаж.

Организационно-правовая форма

Большое значению следует уделять и организационно-правовой форме, на основе которой, собственно, и будет вестись соответствующая деятельность. Регистрировать подобное предприятие лучше в форме ООО – это позволит работать на наиболее приемлемых условиях. Не забываем и про регистрацию кассового аппарата. Далее, согласно ОКВЭД, лучше выбрать следующие коды:

  • 50.10. (здесь подразумевается «Торговля транспортными средствами»);
  • 65.23. (этот код означает «Дилерскую деятельность»).

Открывая автосалон, сообщаем о своем бизнесе также и в следующие организации:

  • пенсионный фонда и непосредственно фонд социального страхования;
  • контролирующий орган, занимающийся защитой прав потребителей;
  • орган пожарной охраны;
  • управление потребительского рынка.

Естественно, в обязательном порядке открывается расчетный счет компании. Опять же, все эти моменты лучше доверить профессиональным юристам и бухгалтерам, которых, к слову, потом можно будет нанять на постоянной основе. В результате после оформления всех необходимых документов можно будет говорить о полностью законной деятельности. Надо заметить, что обычно требования со стороны законодательства к салонам автомобилей минимальные, поэтому особых проблем тут при дальнейшей работе обычно не возникает.

Доставка и оплата

Еще одним важным моментом является процесс доставки автомашин. Ранее многие дилеры завозили автомобили в Россию самостоятельно, забирая при этом их прямо со склада на заводе-изготовителе. Сегодня же большинство представительств автопроизводителей сами занимаются дистрибьюцией или же работают только с одним поставщиком, который и берет на себя все вопросы, связанные с прохождением таможни и доставкой.

Оплата может осуществляться по разным съемам. Как правило, за популярные машины оплата берется во время их отгрузки с центрального склада – это объясняется тем, что у дилеров подобные автомобили не задерживаются и довольно часто за ними выстраиваются очереди на долгое время вперед. Что касается более дорогих марок, то дилер может перечислять оплату за них только после продажи. Некоторые компании выставляют оплату после того, как автомобили доставлены. В том случае, если вы продаете машины, изготавливаемые в России, то возможен и товарный займ. В ряде случаев условия могут меняться, поэтому все здесь строго индивидуально.

Общий принцип сотрудничества предполагает, что продавец может взять у производителя столько автомобилей, сколько он способен продать. На продажу выделяется конкретный срок, который следует соблюсти. Если не удается уложиться в указанное время, то партнеру могут начислить штрафы. Еще одним из условий может такой вариант, что по истечении определенного времени и в случае, если автомашина так и не продана дилером, то она должна быть выкуплена. В результате этого импортер оберегает себя от убытков.

Когда говорится о наиболее дешевой марке, то требуется продажа не менее тысячи автомобилей в год и, надо заметить, это требование может быть даже более выполнимым, нежели продажа машин, которые стоят десятки миллионов рублей. Так что нужно смотреть не только на условия, но и на ценовой сегмент.

Предполагаемый доход

Рассмотрим теперь примерные заработки, которые обычно бывают в большинстве подобных компаний. Как правило, с каждой продажи владелец автосалона получает от семи до двадцати процентов. Также дилером может назначаться дополнительная прибыль в случае выполнения плана продаж – это своеобразное поощрение, которое также может выражаться и в предоставлении скидок, рассрочек. Кроме того, для продажи могут предлагаться модели, не пользующиеся спросом. Заработок возможен и на продаже различных аксессуаров, например, автомобильных ковриков, дисков и покрышек.

Предположим, что средняя стоимость одного автомобиля в салоне составляет полутора миллиона рублей. Если партнеру достается семь процентов от продажи, то в таком случае он получает по сто тысяч рублей с одного автомобиля. При этом всего за год в салоне удается продать сто машин. Выходит, что предполагаемая прибыль салона может составлять около десяти миллионов рублей за год или одного миллиона рублей в месяц общего дохода. Если вычесть из этих денег расходы на аренду, рекламу и зарплату продавцам, то минимум владелец салона может получать порядка пятисот тысяч рублей в месяц – для такого бизнеса, хоть и не самый высокий, но все же вполне достойный показатель.

Приведенные данные лишь условны, поэтому говорить о какой-то конкретной цифре тут практически невозможны. Тем более автосалон – это бизнес весьма масштабный, в связи с чем и разброс доходов тут может быть очень широким. В одном салоне прибыль может быть в разы меньше, чем в другом и многое тут зависит от внешних факторов. Так что при расчете заработка нужно учитывать буквально стоимость каждого автомобиля и вероятный спрос на ту или иную модель. Тут нужно проводить очень тонкий и подробный анализ, который позволит просчитать потенциальный заработок. Важно учитывать спрос на автомобиль в других регионах и по России в целом – это позволит сформировать уже точные статистические данные в целом. Естественно, со временем запросы клиентов могут изменяться, отсюда и закономерное падение прибыль на ту или иную модель.

Заключение договора

Выбрав место, заручившись данными исследования и подготовив бизнес-план, партнер уже обычно переходит к заключению договора. Очевидно, что представители компании очень детально изучают возможности партнера и предполагаемое сотрудничество в их глазах должно быть целесообразным. В идеале, если потенциальный владелец бизнеса будет располагать солидным капиталом для успешного продолжения деятельности – это позволит головной компании не бояться того, что бизнес прекратить через короткий промежуток времени. Все-таки не стоит забывать, что подобное сотрудничество планируется не на один год, поэтому бизнесмен должен быть и к дополнительным инвестициям. Также вероятны и пожелания компании по поводу совместной работы. Возможно, предпринимателю предложат открыть салон в другом районе, а то и в другом городе – эта идея тоже может быть правильной во многих случаях. После того, как договоренность достигнута, можно будет говорить о начале полноценной работы над проектом.

Строительство салона

Мы не зря говорим о строительстве, так как арендовать оптимальное помещение тут практически невозможно – все должно соответствовать фирменному стилю и другим стандартам, связанным с традиционной продажей современных автомашин. Таким образом, сегодня практически у всех крупных производителей автомобилей есть свои требования к строительству салонов. Это обязательное условие, ведь им важно, чтобы их бренд был представлен красиво и ярко. Это может повлиять на продажи не только в конкретном городе, но и по всей стране в целом. Вероятно, что при строительстве салона за партнером будут закреплены несколько сотрудников, которые будут курировать весь рабочий процесс. Тем более у основной компании уже наверняка есть готовые проекты строений.

Естественно, нужно рассматривать и несколько мест, подходящих под ведение данного бизнеса. Как показывает практика других фирм, территориально салон по продаже авто лучше открывать рядом с оживленной трассой и с выходом витрин на проезжую часть – это позволит лучше продвигать бизнес. Если подобрать такое здание не удастся, то лучше построить его самостоятельно, тем более что за городом найти подобный участок не составит проблемы. Только стоит учесть, что много времени уйдет и на сам процесс реализации проекта. То есть, даже при наличии финансирования в достаточном объеме, возведение здания может занять от полугода до двух лет. Когда здание будет готово, предстоит обучить персонал, завезти автомобили и решить последние организационные моменты.

Как было замечено в самом начале этого пункта, очень большое внимание уделяется соблюдению фирменного стиля и другим составляющим имиджа конкретной марки. Здесь возможны довольно строгие требования к стройматериалам и непосредственно к декору. Так что партнер должен обращать внимание на этот фактор, учитывая свои личные предпочтения и планы по дальнейшему сотрудничеству.

Персонал

Конечно, этот вопрос прорабатывается уже на стадии открытия, но и тут нужно подходить особенно внимательно. Солидное время придется уделить всему нанимаемому персоналу. Например, менеджеры салона будут для клиента лицом компании и, конечно же, они будут обеспечивать и повышать доход предпринимателя при последующей работе. Не секрет, что здесь должна использоваться хорошая мотивационная программа, чтобы результаты работы сотрудников были на должном уровне и помогали всячески повышать продажи. Естественно, все сотрудники магазина должны быть предельно вежливы, коммуникабельны, уважительны, стрессоустойчивы и обладать грамотной речью. Как правило, и в этих вопросах представители головного офиса оказывают хорошую поддержку и здесь особых поводов для беспокойства нет. Впрочем, лучше всего будет, если вы подберете опытного управляющего, который сможет хорошо контролировать и мотивировать персонал к качественной работе. Естественно, трудоустройство сотрудников должно быть официальным и желательно долгосрочным – это, вероятно, также позволит удержать продажи на стабильном уровне в течение большого количества времени. К слову, персонал может быть и временным, либо работающим на аутсорсинге. Возможно, правильнее всего заключить договоры с несколькими компаниями, например, в сфере юриспруденции, бухгалтерского учета и клининга – это позволит сэкономить на тратах своей фирмы. Также, вероятнее всего, потребуются услуги надежного рекламного агентства, которое поможет в разработке стратегии привлечения клиентов и/или сделает все необходимые рекламные материалы. Благодаря такому подходу будет намного удобнее прогнозировать прибыль, которая за счет экономии может и вовсе увеличиться в дальнейшем.

Реклама

Закономерно, что партнеру будет предоставлена вся необходимая рекламная продукция и маркетинговые материалы. Естественно, при желании он сам может прорабатывать рекламные каналы для привлечения новых клиентов. Рекламная политика тут оплачивается дилером самостоятельно, поэтому стоит использовать все возможности. В предыдущем пункте мы уже сказали о выборе услуг профессионалов в области рекламы, поэтому тут можно довериться и таким специалистам. Важно лишь учитывать их опыт и обращать внимание на портфолио. Это позволит уже просчитать точный бюджет и получить максимальную отдачу от вложенных в рекламу денег.

Конечно же, многое зависит и от того, с какой конкретно маркой планируется работа. Выбирая заранее раскрученный и известный бренд, можно будет практически не беспокоиться о привлечении клиентов – многие люди наверняка сами будут искать нужную марку в своем или ближайших регионах. Исходя из этого, нужно очень хорошо поработать над рекламной кампанией в интернете, тем более сегодня доступ к этому средству связи есть уже абсолютно у всех.

Не стоит забывать и об обратной связи с клиентами. То есть, необходимо организовать почтовую рассылку – причем, она должна осуществляться, как через обычную, так и через электронную почту. В результате можно будет лишний раз напомнить о себе потенциальным покупателям и, быть может, привлечь в салон их знакомых.

Опять же, пиару должно уделяться достаточное внимание. Возможно, придется поработать и с мнениями клиентов, либо в завуалированной форме рассказать о своем автосалоне. Негатив здесь бывает крайне редко, однако его вероятность тоже не стоит полностью исключать. Грамотная пиар-стратегия – это гарантия того, что о новом салоне узнает максимальное количество потенциальных клиентов.

Наличие в России большого количества автолюбителей еще раз доказывает огромный потенциал рынка новых и подержанных автомобилей. Стабильно высокий спрос на авто рождает в голове некоторых бизнесменов мысль об открытии собственного автосалона.

В большинстве случаев идея так и зависает в воздухе из-за нехватки средств, настойчивости и необходимых знаний. Только единицы проходят тернистый путь и создают бизнес, приносящий стабильную прибыль.

Чтобы бизнес был успешным

  • начинайте работу с торговли автомобилями известных брендов. Вы сможете сэкономить на рекламе. Тойота – она и в Африке Тойота;
  • первые авто выбирайте из бюджетного сегмента. Так проще найти клиентов и нарастить оборотный капитал. Когда вы твердо встанете на ноги, можно перейти на автомобили средней ценовой категории или авто «премиум»-класса;
  • обеспечьте широкий модельный ряд, чтобы покупатель имел возможность выбора;
  • важно предоставить клиенту как можно больше дополнительных услуг в одном месте, чтобы он снова и снова обращался в ваш салон. Многие успешные автодилеры утверждают, что прибыль от послепродажного обслуживания часто превышает выручку от продажи авто. Ремонтные мастерские, станция техобслуживания, опытный специалист по тюнингу автомобилей, магазин по продаже автозапчастей, услуги банковских работников по кредитованию покупок авто, наличие агента солидной страховой компании в одном месте существенно расширят возможности получения прибыли. Положительная репутация вашему автосалону будет обеспечена;
  • усвойте простое правило, которое часто нарушают недальновидные бизнесмены – не экономьте на персонале. Заинтересованность наемного работника в повышении своей квалификации и зависящая от личного вклада достойная оплата труда позволят сформировать крепкий коллектив грамотных специалистов, на которых вы сможете положиться. Продажа автомобилей – достаточно сложный проект. И дилетантство здесь не пройдет;
  • в вашем автосервисе должны работать только лучшие специалисты. К грамотному автоэлектрику Васе, которого знает весь город, выстроится очередь желающих получить консультацию именно у него. Придется попотеть, разыскивая таких спецов. Предложите достойную оплату труда и не нарушайте своих финансовых обязательств, чем часто грешат бизнесмены. Тогда профи будет работать у вас, и постоянный поток клиентов будет обеспечен.

Первые шаги по открытию автосалона

Запаситесь терпением, ибо путь от строительства до стабильной работы предприятия будет достаточно долгим.

Шаг №1. Определитесь, какие авто будут продаваться у вас в салоне.Направлений несколько:

  • покупка франшизы и дальнейшее обустройство помещения согласно требованиям, которые оговариваются при покупке. Отличный вариант, если вы владеете готовым помещением или земельным участком, подходящим для размещения автоцентра. Важно, чтобы автомобильный бренд был «раскрученным»;
  • при наличии у вас подготовленного помещения можно сразу заниматься продажей как новых, так и подержанных автомобилей;
  • можно построить и открыть автосалон с нуля. Вначале вам придется купить земельный участок или готовое помещение.

Шаг №2. Просчитайте рентабельность вашего бизнеса. Вам понадобится грамотный бизнес-план.

Серьезный бизнес – серьезные затраты. Чтобы создать и «раскрутить» автосалон площадью около 500 кв.м, вам потребуется не менее 15 млн.руб. Специалист высокого класса не только разработает бизнес план автосалона с учетом конкретного города, района, уровня покупательской способности населения, но и просчитает, насколько быстро окупится ваш проект.

Важно понимать, что при достаточном уровне продаж и уровне рентабельности для дилерских представительств на уровне 2–3 %, ваши вложения вернутся не ранее, чем 5 лет. Если вы рассчитываете получить прибыль раньше, вкладывайте средства в другие направления деятельности. Специалисты считают, что быстрее всего затраты окупятся при торговле подержанными иномарками, доступными широким слоям населения.

Шаг №3. Проанализируйте уровень продаж различных марок авто в выбранном регионе. Статистика покажет, выгодно ли открывать еще один центр по продаже машин выбранного вами бренда, или рынок уже насыщен подобными предложениями.

Шаг №4. Изучите все тонкости ведения данного бизнеса, посетите тренинги и бизнес-семинары, пройдите обучение на специальных курсах. Если вы не готовы обучаться – займитесь чем-нибудь попроще.

Где разместить автосалон

Важно правильно выбрать местоположение автосалона. В крупных городах располагать объект лучше в центре, где собирается обеспеченный контингент покупателей, находятся офисы и различные учреждения. В провинции автосалон может быть расположении на окраине. Главное – удобные подъездные пути к нему и наличие квалифицированного персонала, в частности, мастеров станции ТО.

Автосалон можно разместить в:

  • бывшем автопарке. Приготовьтесь отдавать за аренду каждый месяц от $200 до 500 за кв.м;
  • подходящем по площади строении, которое можно реконструировать. Затраты на перестройку составят около 1 млн. долларов;
  • возможен вариант постройки центра по продаже авто с нуля, вашего собственного. Затраты для создания комплекса, отвечающего мировым стандартам, составят не менее 3 млн. долларов.

Если вы планируете стать дилером известных автомобильных марок, отдайте предпочтение последнему варианту.

Площадь автосалона

Для создания полноценного комплекса, в который будет входить кроме выставочного зала (300 кв. м), сервисный центр (200 кв. м), магазин автозапчастей (100 кв. м) и офисные помещения(100 кв. м) вам потребуется помещение площадью не менее 700 кв. м.

Что нужно для открытия центра по продаже авто

Зарегистрируйте свое предприятие. ООО () – приемлемый вариант при открытии автосалона.

Следующий шаг – постановка на учет в налоговой инспекции. К вашему предприятию будет применена для торговых предприятий.

В налоговой укажите следующие :

  • торговля автотранспортными средствами;
  • техобслуживание и ремонт автотранспортных средств;
  • торговля автодеталями, узлами и принадлежностями;
  • деятельность дилеров.

Проведите регистрацию во всех обязательных фондах:

  • пенсионном фонде;
  • Роспотребнадзоре;
  • государственном пожарном надзоре.

Дальнейшие шаги

  1. Откройте счет в надежном банке.
  2. Купите контрольно-кассовый аппарат и зарегистрируйте его в налоговой.
  3. Для получения свидетельства обратитесь в Управление потребительского рынка. Вашу дилерскую компанию внесут в специальный реестр.
  4. Если вы планируете открыть автосервис в комплексе с салоном по продаже автомобилей, следует обратиться в Ростест и получить сертификаты на дополнительные виды работ. Некоторые из них (кузовной ремонт, например) могут потребовать определенного расстояния до жилых объектов.

Поставщики автомобилей

Выбирайте надежных поставщиков и известные марки авто. Проанализируйте, какие бренды отсутствуют у вас в регионе, а какими он пресыщен.

Перед открытием автосалона выясните платежеспособность населения. Если в регионе мало состоятельных клиентов, работайте с автомобилями, стоимость которых не превышает 20–25 тыс. долларов. Возможно, стоит открыть салон продажи подержанных автомобилей.

Обязательно приобретение нескольких машин для прохождения тест-драйва у вас в автосалоне.

Выясните условия доставки автомобилей. Можно покупать машины в стране-производителе. В этом случае все проблемы, связанные с доставкой от заводских ворот до дверей автосалона ложатся на плечи дилера.

Второй вариант – покупка машин у российских официальных импортеров. Многие иностранные компании, выпускающие качественную продукцию, отдают приоритет именно централизованным поставкам. Таможенное оформление и транспортировка авто в Россию – это головная боль импортера.

Затраты в обоих случаях практически одинаковы, но для новичков более приемлем второй вариант.

Как стать автодилером

Ваши шаги:

  • с маркой авто вы уже определились. Отправьте запрос официальному представителю этой компании в Российской Федерации. Сайты представительств можно найти в Интернете;
  • подготовьте бизнес-план по открытию автосалона;
  • заполните присланные представителем анкеты, ознакомьте поставщика с вашим бизнес-планом;
  • следующий шаг – разговор с менеджером. Ваша задача – убедить его, что именно вы сможете обеспечить высокий уровень продаж автомобилей и взаимовыгодное сотрудничество;
  • если личная встреча пройдет удачно, вам предложат сотрудничество;
  • далее следует подписание договора о намерениях. В нем будут прописаны все нюансы: сроки строительства, порядок и сроки закупки оборудования и автомобилей, планы продаж, виды рекламных акций.
  • После согласований заключается дилерский контракт, являющийся основой для сотрудничества компаний.
Важно: по первому требованию покупателя вы обязаны предъявить сертификаты на авто и данный контракт.

Раскрутка бизнеса

Важная деталь – название автокомплекса. Оно должно быть броским, запоминающимся, обязательно содержать название бренда (если это не мультибрендовый автосалон).

Порог выживаемости автосалонов

Чтобы автосалон нормально функционировал и постепенно становился прибыльным, объемы продаж автомобилей средней ценовой категории должны составлять не менее 60–70 штук в год. Достаточный уровень продаж авто премиум-класса немного ниже.

Сколько автомобилей нужно держать на складе?

Первостепенную роль играет выбранный бренд. Если модельный ряд достаточно широк, то придется держать на складе больше машин. Владельцы автосалонов считают, что в любой момент на складе должен быть объем машин, в 2 раза превышающий плановую реализацию.

Если вы продали одну машину из линейки, у вас должна быть возможность сразу заменить ее другой, чтобы данная модель не отсутствовала в торгово-выставочном зале.

Цены на авто и маржа

Каждый из производителей устанавливает своим автодилерам цены, которых они обязаны придерживаться. В России размер маржи, способствующей развитию предприятия, колеблется от 8 до 15 %.

Дилер вправе устанавливать скидки, проводить акции по снижению цен, чтобы привлечь новых клиентов. Естественно, в пределах своей маржи.

Окупаемость капиталовложений

В западных странах прибыль от 2 до 3 % с оборота считается хорошей. Рентабельность на инвестиции составляет от 12 до 20 %. В России можно рассчитывать на больший процент прибыли. Важно выбрать верную стратегию и создать все условия для эффективных продаж. Грамотный менеджмент, дополнительные услуги в вашем автосалоне и наличие специалистов «от бога» у вас в автосервисе позволят увеличить объем прибыли.

Помните, что недостаточно знать, как открыть автосалон. Важно пройти все этапы, не растеряв энтузиазма и постоянно повышать уровень знаний по вопросам организации автобизнеса в салоне. Руководителю важно разбираться во всех тонкостях продажи авто. Только тогда его предприятие будет успешно работать и со временем обязательно станет прибыльным.