СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Понятие логистических систем. Виды логистических систем…………… ……………….5
2.Понятие базового модуля. Роль базового модуля в логистике. Взаимосвязь размеров базового модуля и транспортной логистики……………………………………..13
Заключение
3.Практическая часть.
Список используемой литературы.

Введение

В настоящее время в связи с заметным ростом производства и увеличением номенклатуры производимых товаров, расширением сети оптовой и розничной торговли, ее совершенствованием, созданием складов (что в целом способствует росту оборота) в значительной мере выросла роль логистики, которую мы определяем как управление товарными потоками.
Грамотная организация логистической операции от закупки сырья, материалов, комплектующих и до поставки покупателю готовой продукции позволяет получать весьма заметную экономию оборотных средств и в этом смысле представляется важным инструментом в управлении производственно-коммерческой деятельностью предприятия.
Продвижение материальных потоков осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные устройства и т. д. В логистический процесс вовлечены различные здания и сооружения, ход процесса существенно зависит от степени подготовленности к нему, самих движущихся и периодически накапливаемых в запасах грузов. Совокупность производительных сил, обеспечивающих прохождение грузов, лучше или хуже, но всегда как-то организована. По существу, если имеют место материальные потоки, то всегда имеет место какая-то материалопроводящая система. Традиционно эти системы специально не проектируются, а возникают как результат деятельности отдельных элементов.
Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками.
В работах зарубежных и российских специалистов, ученых и практиков зачастую содержатся разные, порой противоречивые, подходы к определению места логистики в производственном цикле, менеджменте и маркетинге.
Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические системы с целью их анализа и совершенствования.
Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы.
Система (от греч. - целое, составленное из частей; соединение) - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.
Отличительной характеристикой логистической системы является наличие потокового процесса.
Актуальность исследования заключается в том, что логистическая система представляет собой очень сложный и четко работающий организм, собранный из отдельных органов (элементов). Бесперебойная работа такой системы в значительной степени определяется выверенной работой каждого ее элемента, залогом которой, в свою очередь, является совершенство применяемых технологий и техники.
Главной целью исследования является изучение логистических систем, их практическое использование, эффективность, перспективы развития и их значение на предприятии.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

    Рассмотреть теоретические аспекты развития логистических систем;
    Проанализировать использование логистических систем на практике;
    Изучить значение логистических систем на предприятии;
    Рассмотреть транспортно-логистическую систему, как одну из разновидностей логистических систем.
Объектом исследования являются логистические системы.
Предметом исследования служит рассмотрение теоретических аспектов развития логистических систем, значения логистических систем на предприятии, а также их практического использования.
Данная научная работа выполнена на базе информации, полученной из учебной и научной литературы отечественных и зарубежных авторов, а также из других источников: сети Internet, периодических изданий, средств массовой информации.


1. Понятие логистических систем.
Понятие «логистика» пришло из Древней Греции, где оно означало «мышление, расчет, целесообразность». От греков этот термин перешел к римлянам, которые понимали его как «распределение продуктов питания». В Византии логистику считали способом организации снабжения армии и управления ею.
Французский ученый А. Жомини в начале XIX века, а за ним Военный энциклопедический лексикон (СПб, 1850) трактовали логистику как науку об управлении перевозок, планировании и снабжении войск. В начале XX века логистика была признана как военная наука.
В 60-х гг. XX века из концепции маркетинга выделился круг проблем, связанных с обеспечением процесса производства материальными ресурсами. Причина обособления этих проблем объясняется значительным ростом в фирмах затрат на содержание запасов и транспортирование продукции. Поэтому фирмы начинают проводить исследования в областях продвижения материалопотока в каналах распределения, сокращения затрат на содержание запасов и транспортирование продукции. На основании полученных результатов по решению этих проблем сформировалась новая наука в экономике - логистика.
Логистика в настоящее время широко используется во всем мире, и, как считают многие экономисты, без решения логистических задач трудно победить в конкурентной борьбе.
Логистика - это отчасти мастерство, отчасти теоретические знания и практические навыки, а также интуитивный подход к решению стратегических задач и проблем в области продвижения продукции от поставщика к потребителю. Проще говоря, логистика - это искусство управления материалопотоком. Управлять материалопотоком - это значит выполнять основные функции менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля за его продвижением. Процесс продвижения продукции вызывает различные виды деятельности учреждений, фирм и предприятий. Поэтому трактовок понятия логистики множество. Например, в США принято определение логистики, данное в 1991 г. «Советом по менеджменту Логистики» которое звучит так: «Логистика - это процесс планирования, организации и контроля за движением материальных потоков, их складированием и хранением; предоставление соответствующей информации о всех этапах их продвижения от места отправления и до места назначения с целью обеспечения качественного удовлетворения запросов клиентуры» .
Профессор Пьер Казабан из Университета Бордо (Франция) дает следующее определение логистики: «Логистика - совокупность способов и методов эффективного управления товарными потоками с обеспечением наименьших издержек и высокого уровня организации и осуществления процессов снабжения, управления товарным рынком, производства и сбыта, включая и послепродажное обслуживание» .
Существует несколько десятков определений логистики. Это оправдано, так как на любой стадии продвижения материалопотока мы имеем дело с логистикой различного типа. Например, если мы имели дело с материальным обеспечением фирмы, то это будет снабженческая логистика, с распределением (сбытом) - распределительная логистика и т.д.
Охарактеризуем свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе и рассмотренных в предыдущем разделе.
Первое свойство (целостность и членимость) - система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт.
На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем:
Закупка - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.
Планирование и управление производством - эта подсистема принимают материальный поток от подсистемы закупок, и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда.
Сбыт - подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.
Элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем.
Второе свойство (связи): между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.
Третье свойство (организация): связи между элементами логистический системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система, имеет организацию.
Четвертое свойство (интегративные качества): логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.).
Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.
Логистическую систему, способную ответить на возникающий спрос быстрой поставкой нужного товара, можно сравнить с живым организмом. Мускулы этого организма - подъемно-транспортная техника, центральная нервная система - сеть компьютеров на рабочих местах участников логистического процесса, организованная в единую информационную систему. По размерам этот организм может занимать территорию завода или оптовой базы, а может охватывать регион или выходить за пределы государства. Он способен адаптироваться, приспосабливаться к возмущениям внешней среды, реагировать на нее в том же темпе, в котором происходят события.
Общепринятое определение логистической системы гласит: логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально- производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. Цель логистической системы - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.
Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.
Один из вариантов микрологистического уровня, разработанный американскими учеными, показывающий концепцию (принципы) логистической системы, приведен на рис. 1.4.
Концепция (принцип) логистической системы связана с управлением материалами и управлением распределения. Американские ученые считают логистику структурой планирования, а не функцией предпринимательства. Другими словами, задача управления в области логистики имеет дело не столько с управлением материальным потоком, сколько с обеспечением механизма разработки задач и стратегий, в рамках которых может осуществляться повседневная деятельность по управлению распределением.
Одна из особенностей принципа логистики состоит в том, что она уделяет внимание не только интеграции видов деятельности, которые традиционно относятся к различным функциям предпринимательства, но при принятии решения объединяет их. Например, во многих компаниях, где отсутствует логистическая система, ответственность за запасы может быть функцией производства, а транспортирование - функцией распределения, и при решении вопросов, связанных с запасами, могут не приниматься во внимание проблемы транспорта. В логистической системе все виды деятельности взаимосвязаны, и при принятии решения должны быть учтены отрицательные и положительные стороны различных функциональных областей.
Схема напоминает кругооборот капитала: Д-Т,..., П,...,Т-Д" ,
где Д-Т - процесс снабжения (управление материальными ресурсами); П - производство, где возникает внутренний материалопоток (внутрипроизводственные перевозки); Т-Д" - процесс сбыта (распределение продукции).
Логистическая система (см. рис. 1.1) может работать как внутри производства, осуществляя внутрипроизводственные перевозки, так и в сфере обращения, связывая экономические районы, поставщиков и потребителей.
Логистика рассматривается в двух аспектах: управленческом и технологическом. При организации управления снабжением продвижение материального потока и обеспечение сбыта являются предметом организационного управления. При совершенствовании технологий транспортных перевозок, складского хозяйства, информационного обеспечения, планирования и контроля оптимизируются затраты на эффективное функционирование каждой из этих служб, оптимизация затрагивается предметом технологического процесса.

Рис 1.1. Принцип логистической системы:

Логистика - международный термин, многие ученые считают логистику процессом управления материалопотоком. Однако некоторые экономисты понятие логистики определяют и другими терминами: распределение, физическое обеспечение, физическое распределение и др.

Графически этот процесс показан на рис. 1.2.

Рис 1.2. Логистическая система в сфере производства и обращения

Распределение - вид деятельности и структурные формирования, которые занимаются рекламой, реализацией, транспортированием продукции и оказанием услуг покупателям. Физическое распределение охватывает ту часть системы логистики, которая связана с доставкой продукции от продавца к потребителю, а физическое обеспечение - часть логистической системы, которая осуществляет движение сырья и материалов от поставщика или источника сырья.
Логистика - область деятельности, к которой государственный и частный секторы проявляют растущий интерес. Она приобретает все большее практическое значение (рис. 1.4).
В логистических решениях взаимодействуют следующие действующие лица:

    продуценты (создающие, производящие продукты), поставщики;
    транспортные агентства;
    правительство;
    потребители.
В частном секторе потребитель формирует спрос на продукцию изготовителя. Изготовитель выступает в качестве поставщика, он договаривается с транспортными агентствами о перемещении сырьевых материалов на предприятия, а готовой продукции - с предприятий на рынки. Таким образом, спрос на транспортные перевозки - это производный спрос. Правительство обеспечивает значительную долю транспортной инфраструктуры, управляет и руководит услугами.
Итак, мы выяснили, как возникает потребность в логистике, и выяснили, что логистика - это наука и искусство управления материалопотоком, т.е. управления продвижением продукции от источника к потребителю. Функции логистики включают управление всем материалопотоком, начиная от поставки сырья и заканчивая поставкой готовой продукции конечному потребителю, а также управление информационным потоком, ассистирующим движение материалов.
Какую бы мы логистическую систему ни рассматривали (производственную или работающую в сфере обращения), ее структура образована следующими функциональными областями.
    Транспорт. При логистическом подходе транспорт включает перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад, доставку со склада потребителю. Основными характеристиками транспорта являются стоимость и надежность.
    Складское хозяйство. Включает в себя размещение в складских помещениях для хранения материалов, управление складской переработкой, упаковку и др.
3. Запасы. Выполняют буферную роль между транспортом, производством и реализацией. Запасы позволяют экономично и эффективно функционировать всей системе. Продукция может быть сосредоточена в запасах непосредственно у производителя, или же ее хранение может быть приближено к потребителю. Величина производственных запасов должна быть оптимальна для всей системы. Запасы продукции позволяют системе быстро реагировать на изменение спроса и обеспечивают равномерность работы транспорта.
    Информация. Любая логистическая система управляется при помощи информационной и контролирующей подсистем. С их помощью передают заказы, требования об отгрузке и транспортировании продукции, поддерживают уровень запасов.
    Другие функциональные области. К ним относятся производственное планирование и контроль над материалопотоком в процессе производства.
    Кадры. Важный составной элемент системы логистики. Их подбору и подготовке придается большое значение.
    Обслуживающее производство. Подразделения логистики, которые обслуживают процесс производства, должны не только определять его потребности, но и быть способными сглаживать колебания спроса и предложения. Некоторые экономисты не рассматривают производственную единицу как функциональную область в системе логистики. Однако отмечают, что производственные мощности и экономическая приспосабливавмость предприятия имеют важное значение для функционирования логистической системы. Основными проблемами для нее являются определение размера и размещение предприятия.
Составляя логистическую систему, как правило, используют функциональные области логистики. Поэтому основные издержки логистики складываются из расходов на транспортировку продукции, складирование ее, поддержание товарно- материальных запасов, получение, отгрузку и упаковку товаров, расходов по обработке заказов, административных расходов и др.
Логистическая система - это не только источник издержек, но и потенциальное орудие создания спроса на продукцию. За счет совершенствования логистической системы можно предложить лучшее обслуживание или понижение цены, привлекая тем самым дополнительных клиентов. Фирма теряет клиентов, когда не обеспечивает поставку товара в срок. Например, клиенты фирмы «Вулворт» (система розничных супермаркетов США) утверждают, что возможность организации быстрого снабжения ценится ими больше, чем известность товарного знака компании- поставщика.
Логистическая система взаимодействует с управленческими функциями - планированием, организацией и контролем.
Логистическая система, используемая фирмой для выработки стратегии в таких видах деятельности, как планирование и производство, взаимодействует с функциональными областями: производство и технология, маркетинг, а также финансирование и администрирование.
В планировании логистика оказывает влияние на производство и технологию за счет выбора места размещения фирмы, планирования складской сети, складской обработки грузов, выбора оборудования, транспортной модели; в области маркетинга логистика определяет каналы распределения, цели обслуживания потребителей; финансирование и администрирование связаны с разработкой информационной системы, контроля над запасами и бюджетом.
Производственная деятельность логистики связана с составлением производственного календарного планирования, прогнозом продаж, обработкой заказа, диспетчеризацией, контролем за деятельностью, управлением запасами готовой продукции, внешними и внутренним транспортом и другими функциями.

Виды логистических систем

Существуют различные классификации логистических систем.
1. Существуют и различные варианты логистических систем. Классификация их представлена на рис. 1.3.

Рис 1.3. Классификация логистических систем

Из рис. 1.3 видно, что логистические системы делятся на две группы: макрологические и микрологические системы. Макрологические системы изучает наука макроэкономика, а микрологические системы - микроэкономика. Приставка макро-, обозначающая «большой», показывает, что эта ветвь экономической теории изучает крупномасштабные экономические явления, а микро-, означающая «малый», отражает тот факт, что этот раздел экономики изучает экономические явления, совершаемые малыми экономическими явлениями. Поэтому первые рассматриваются по признаку глобализации, административно- территориального деления, объективно-функциональному признаку, а вторые - на уровне предприятия.
2. Логистические системы можно классифицировать:

    по глубине и границам логистизация:
    микрологистические системы;
    металогистические системы;
    макрологистические системы;
    по характеру организации управления потоковыми процессами:
    толкающие логистические системы;
    тянущие логистические системы;
    по уровню их экономической и правовой компетенции:
    логистические системы в отдельных хозяйственных и других структурах (предприятиях, организациях, фирмах);
    логистические системы корпоративных и ассоциативных объединений (синдикатах, холдингах, трестах, инфрасистемах и инфраотраслях);
    региональные логистические системы;
    государственные логистические системы;
    международные, трансконтинентальные.

Примерная классификация логистических систем представлена на рис. 1.4.

Рис 1.4. Классификация логистических систем

Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.
При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.
Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.
Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально- производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.
В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарно-денежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.
Металогические системы выходят за пределы внутрифирменной деятельности и в одностороннем порядке осуществляют рациональное (оптимальное) взаимодействие с внешней средой (поставщиками, потребителями, посредниками, с таможенными, налоговыми и другими государственными организациями и т.д.) путем высокой степени адаптации к поведению субъектов своих хозяйственных связей и отношений.
Системы MRP II - это интегрированные металогистические системы, в которых объединены финансовое планирование и логистические операции; рассматриваются как эффективный инструмент планирования для реализации стратегических целей фирмы в логистике, маркетинге, производстве и финансах. MRP II эффективный инструмент всего внутрифирменного управления, позволяющий претворять на практике логистическую концепцию интеграции функциональных сфер бизнеса при управлении материальными потоками.
и т.д.................

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тихоокеанский государственный университет

Кафедра "Экономическая кибернетика"

Контрольная работа

по дисциплине "Логистика"

Выполнил: студент

Гунькова О.А.

группа: ПИЭ(зу)-91

г. Хабаровск - 2012 г.

1. Теоретическая часть

1 Взаимосвязь логистики с маркетингом, планированием производства

2 Понятие базового модуля в логистике

Практическая часть

Список использованных источников

1. Теоретическая часть

1.1 Взаимосвязь логистики с маркетингом, планированием производства

Логистика - часть экономической науки, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами.

Логистика - наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации управления материальными потоками характеризует концепцию логистики.

Осуществление логистической деятельности тесно переплетается с другими видами деятельности на предприятии. Нередко логистические функции выполняются различными службами. Например, одно подразделение предприятия занимается закупками материалов, другое - содержанием запасов, третье - сбытом готовой продукции. При этом цели отдельного подразделения, как правило, не совпадают с целями рациональной организации совокупного материального потока.

Логистика и маркетинг. Наиболее существенна взаимосвязь логистики с маркетингом. Задачей службы логистики является обеспечение производства сырьем, управление запасами в разрезе тех видов продукции, выпуск которых обоснован маркетологами.

Задачи, решаемые на производственном предприятии службой маркетинга:

анализ окружающей среды и рыночные исследования;

анализ потребителей;

планирование товара, определение ассортиментной специализации производства;

планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по наиболее выгодным условиям сбыта услуг.

Если первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия службы логистики, то третья и четвертая задачи должны решаться совместно.

Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость выпуска нового вида продукции. Тогда задачей службы логистики будет обеспечение производства сырьем, управление запасами, транспортировка, причем все в разрезе нового вида продукции.

Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Соответственно, служба логистики предприятия должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей.

С другой стороны, логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции.

Существенной функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение изготовленной продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство. Определение оптимального уровня качества, а также контроль за его соблюдением - также совместная задача службы логистики предприятия и службы планирования производства.

1.2 Понятие базового модуля в логистике

Одним из ключевых понятий логистики является понятие грузовой единицы. Грузовая единица - некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.

Грузовая единица - это тот элемент логистики, который своими параметрами связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое, формироваться грузовая единица может как на производственных участках, так и на складах.

Существенными характеристиками грузовой единицы являются следующие:

размеры грузовой единицы;

Способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций,

Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.

В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.

В логистике применяется разнообразная материально-техническая база. Для того чтобы она была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базовый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т. п.

Использование единого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размеры материально технической базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя.

На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары.

Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование - это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.

Пакетирование обеспечивает:

сохранность продукта на пути движения к потребителю;

возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;

максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта;

возможность перегрузки без переформирования;

безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.

2. Практическая часть

Постановка задачи. Вы решили открыть магазин по торговле фруктами или овощами. Под поручительство вы получили товарный кредит на льготных условиях из расчета 1% в сутки. Вы решили закупить по 10 т всех имеющихся в продаже фруктов или овощей и обратились в логистический центр с просьбой прогнозировать ожидаемую прибыль после продажи всей партии. Заключение логистического центра: вас ожидает убыток. Вы решили повторить сами расчет, выполненный в логистическом центре. Вам необходимо понять причину прогнозируемого убытка и принять меры, обеспечивающие получение максимально возможной прибыли. Деньги на покрытие всех остальных расходов дают взаймы родственники, но сумма этого беспроцентного кредита должна быть минимальной.

Допущения. Для упрощения расчетов принимается, что кредит возвращается только полностью после полной продажи всех видов фруктов. Неполные сутки учитываются как полные. Плата за хранение взимается в отдельности по каждому виду фруктов, рассчитывается по первоначальному объему закупок и не зависит от его уменьшения в результате продаж. Плата за хранение прекращается на следующие сутки после полного завершения продажи данного вида фруктов. Процент отходов условно принимается постоянным на весь срок фактического хранения. Дальность перевозки - 10 км. В учебных целях условные обозначения сделаны излишне подробными, чтобы в них было легче ориентироваться начинающему специалисту.

Таблица 1. Расчеты ожидаемой прибыли после продажи всей партии товара

Параметры

Ячневая крупа

Манная крупа

Овсяная крупа

Перловая крупа



Цена оптовая, руб. за 1 кг




Цена розничная, руб. за 1 кг









Среднесуточные отходы, %















Затраты на закупки 1 т, руб.



Затраты на закупки всего объема, тыс. руб.

Затраты на кредит, тыс. руб.

Затраты на кредит, тыс. руб.

Затраты на перевозку, тыс. руб.

Затраты на хранение, тыс. руб.

Затраты суммарные, тыс. руб.













Диаграмма 1. Распределении затрат.

По диаграмме видно, что больше всего средств израсходовано на закупки всего объема товара.

Задача 2

Таблица 2. Расчет прибыли по каждому товару

Параметры

Ячневая крупа

Манная крупа

Овсяная крупа

Перловая крупа

Цена оптовая, руб. за 1 кг

Цена розничная, руб. за 1 кг

Среднесуточный объем продаж, т

Стоимость хранения, руб. за 1 т в сутки

Среднесуточные отходы, %

Стоимость заказа автомашины с бригадой грузчиков, руб.

Стоимость перевозки, руб. за 1 т∙км

Объем закупок первоначальный, т

Время продажи данного вида фруктов, сутки

Время продаж округленное, сутки

Затраты на закупки 1 т, руб.

Затраты на закупки всего объема, тыс. руб.

Затраты на кредит, тыс. руб.

Затраты на перевозку, тыс. руб.

Затраты на хранение, тыс. руб.

Затраты суммарные, тыс. руб.

Объем отходов за все время хранения, т

Объем фактически проданных фруктов, т

Доход, полученный от продажи фруктов, тыс. руб.

Прибыль, полученная от продажи, тыс. руб.

Прибыль, полученная от продажи, %


Ячневая крупа

Манная крупа

Овсяная крупа

Перловая крупа


Диаграмма 2. Прибыль, полученная от продаж каждого товара в %

Из диаграммы видно, что несколько видов круп пользуются большим спросом, такие как гречка, рис и овсяная крупа, а пшено, ячневая, манная и перловая крупы приносят убыток. Следовательно, чтобы увеличить прибыль, необходимо увеличить объем закупок гречки, риса и овсяной крупы, а объемы по остальным товарам уменьшить.

Таблица 3. Расчет максимальной прибыли

Параметры

Ячневая крупа

Манная крупа

Овсяная крупа

Перловая крупа

Цена оптовая, руб. за 1 кг

Цена розничная, руб. за 1 кг

Среднесуточный объем продаж, т

Стоимость хранения, руб. за 1 т в сутки

Среднесуточные отходы, %

Стоимость заказа автомашины с бригадой грузчиков

Стоимость перевозки, руб. за 1 т∙км

Объем закупок первоначальный, т

Время продажи данного вида фруктов, сутки

Время продаж округленное, сутки

Затраты на закупки 1 т, руб.

Затраты на закупки всего объема, тыс. руб.

Затраты на кредит, тыс. руб.

Затраты на перевозку, тыс. руб.

Затраты на хранение, тыс. руб.

Затраты суммарные, тыс. руб.

Объем отходов за все время хранения, т

Объем фактически проданных фруктов, т

Доход, полученный от продажи фруктов, тыс. руб.

Прибыль, полученная от продажи, тыс. руб.

Прибыль, полученная от продажи, %



Диаграмма 3. Наибольшая прибыль, полученная за счет увеличение объема закупок более продаваемого товар и уменьшение мене продаваемого.

Задача 3

Таблица 4. Параметры системы управления запасами с фиксированным размером заказа

Показатель

Значение

Потребность, шт.

Оптимальный размер заказа, шт.

Время поставки, дни

Возможная задержка в поставках, дни

Ожидаемое дневное потребление, шт./день

Срок расходования заказа, дни

Ожидаемое потребление за время поставки, шт.

Максимальное потребление за время поставки, шт.

Гарантийный запас, шт.

Пороговый уровень запаса, шт.

Максимальный желательный запас, шт.

Срок расходования запаса до порогового уровня, дни


Число рабочих дней в году


Рисунок 1. График движения запасов в системе с фиксированным размером заказа

Провести графическое моделирование работы системы управления запасами с фиксированным размером заказа.

а) без сбоев в поставках;

б) с одной задержкой в поставках;

в) при наличии неоднократных (постоянных) задержек в поставках.

Для пункта 3) дать рекомендации как можно исправить ситуацию. Согласно вашим рекомендациям составьте новую таблицу параметров системы с фиксированным размером заказа и соответствующую данной таблице графическую модель, показывающую выход из кризиса.

Рисунок 2. Графическое моделирование работы системы управления запасами с фиксированным размером заказа без сбоев в поставках.

Рисунок 3. Графическое моделирование работы системы управления запасами с фиксированным размером заказа с одной задержкой в поставках.

Рисунок 4. Графическое моделирование работы системы управления запасами с фиксированным размером заказа при наличии неоднократных (постоянных) задержек в поставках.

При неоднократных задержках поставок, а также при превышении максимально допустимого времени задержки поставки система с фиксированным размером заказа может перейти в дефицитное состояние.

Для исправления ситуации необходимо единоразовое увеличение объема поставки, что позволит пополнить запас до максимального желательного уровня. Если же сбои носят систематический характер, необходимо пересмотреть расчетные параметры системы (время поставки, возможную задержку, уровень гарантийного запаса).

Рисунок 5. Графическая модель, показывающую выход из кризиса.

Список использованных источников

логистика маркетинг модуль тара

1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. 79 с.

Кореннов С.А. Логистика: учебно-методическое пособие / С.А. Коренов, Ю.А. Бугай. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. 83 с.

Костенко В.И. Основы логистики: Методические указания к выполнению практических работ. - СПб. СЗТУ, 2004. - 14 с.

Http://library.tuit.uz/skanir_knigi/book/logistika3/glav_5.htm

Http://www.aup.ru/books/m192/3_3.htm

Http://www.kgau.ru/distance/fub_03/eldeshtein/logistika/01_03.html

Склад - центральный элемент логистической системы. Именно он выступает в качестве ключевого ее звена. От того, как он организован, зависит работа всех остальных элементов.

Быстрая разгрузка транспорта и приемка поступившего товара - одна из первых задач, стоящих перед работниками склада. Скорость выполнения разгрузочных операций зависит от наличия и применения необходимого оборудования (авто- и электропогрузчиков, грузовых тележек и т. п.) и четкой организации работ.

Одним из ключевых понятий логистики является понятие грузовой единицы. Грузовая единица - некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.

Грузовая единица - это тот элемент логистики, который своими параметрами связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое. Формироваться грузовая единица может как на производственных участках, так и на складах.

Существенными характеристиками грузовой единицы являются следующие:

Размеры грузовой единицы;

Способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций.

Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.

В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.

В логистике применяется разнообразная материально-техническая база. Для того чтобы она была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базовый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т. п.

Использование единого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размеры материально-технической базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя (рис. 1).

На основании базового модуля разработана единая система, унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары. Отдельные варианты схем размещения транспортной тары на поддонах приведены на рис. 2


Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование - это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое. Пакетирование обеспечивает:

Сохранность продукта на пути движения к потребителю;

Возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;

Максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта;

Возможность перегрузки без переформирования;

Безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.

На практике применяют различные методы пакетирования грузовых единиц, такие как обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др.

Одним из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки. Остановимся подробнее на преимуществах этого метода.

1. Высокая степень сохранности грузов. Грузовой пакет, обандероленный термоусадочной пленкой, имеет повышенную устойчивость. В результате уменьшаются потери при транспортировке, увеличивается безопасность работы с грузом.

Грузы в термоусадочной пленке защищены от пыли, грязи и влаги и могут противостоять атмосферным условиям до двух месяцев. Снижается возможность хищения грузов, так как любое нарушение упаковки сразу становится заметным.

2. Возможность пакетирования грузов различных размеров и формы. Упаковывать в термоусадочную пленку можно кирпич, бакалейные товары, книги, металлические детали неправильной формы и многое другое.

3. Сравнительно низкие затраты труда. При использовании автоматического и полуавтоматического оборудования затраты труда на пакетирование в термоусадочную пленку в 3-4 раза меньше затрат труда на пакетирование с помощью стальной ленты.

Кроме того, хранящаяся в стеллаже обандероленная пленкой грузовая единица может быть вскрыта для отборки части пакета. При этом целостность грузовой единицы не нарушается, что также дает экономию рабочего времени: не требует повторной упаковки груза.

Рассмотрим основные аспекты работы склада.

Итак, товар выгружен и доставлен к месту приемки. Ошибочно полагать, что процесс приемки заключается только в пересчитывании грузовых единиц и сверке с накладной. Прежде всего для приемки существуют определенные сроки, которые зависят от условий договора, от упаковки товара, от его свойств и особенностей и даже от способов доставки.

Правильно приемка должна осуществляться так. Товары, поступившие без или в поврежденной упаковке, принимаются в момент получения от поставщика или в момент вскрытия опломбированных (разгрузки неопломбированных) транспортных средств. Товары, с упаковкой которых все в порядке, по весу и количеству мест принимаются в те же сроки, а товары при вскрытии упаковки - по количеству товарных единиц в каждом грузовом месте, но не позднее 10 дней с момента получения товара.

При приемке грузов от транспортных фирм в соответствии с действующими правилами перевозок грузов следует убедиться в наличии на транспортных средствах или контейнерах пломб отправителя или пункта отправления, их исправности, оттисках на них, состояния транспортных средств или контейнеров. Снятые пломбы необходимо сохранить до момента окончания приемки и оприходования товаров. Кроме того, нужно проверить, соблюдались ли правила перевозки, обеспечивающие предохранение груза от порчи и повреждения (укладка груза, вентилирование, температурный режим и т.п.).

В процессе приемки сверяются фактические параметры поступившего груза с данными товарно-сопроводительных документов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, инвойсов и т.п.). При большом ассортименте складируемого товара нужно создать надлежащие условия и режим хранения, сократить потери, повысить эффективность использования складских площадей.

После того как товар занял надлежащие места на полочках или на свободном пространстве, его маркируют. Коды мест хранения товаров - необходимые элементы автоматизированной системы поиска, перемещения и укладки грузов - заносят в базу данных.

Коды эти вводятся при поступлении товара и указываются при распечатке листа комплектации (маршрутной карты). Затем шаблон приходного ордера с обозначением кодов ячеек (местоположения), в которых размещен товар, передается для ввода информации о размещении товаров в базу данных, заполняются карточки складского учета и окончательно оформляются приходные документы.

Заключительная стадия складского технологического процесса - отпуск товара. Этот процесс включает следующие операции: отбор товаров с мест хранения (комплектация), подготовку к отпуску (упаковку, окантовку, маркировку и т.п.), оформление документов на отпуск, отправку по назначению (доставку) либо отгрузку.

При оформлении маршрутной карты (комплектации заказа) нужно иметь в виду, что товары для комплектации всегда должны быть указаны в последовательности местоположения, а не в последовательности их нумерации. Однородные товары лучше отбирать вместе, в одной распечатке.

Работники склада, получив лист комплектации (маршрутную карту), производят отборку товаров с мест хранения. По окончании процесса комплектования партии и урегулирования возможных несоответствий, упаковки, заполнения упаковочных листов лист комплектации передается для завершения стадии подготовки к отгрузке, маркировки отгружаемых грузовых мест и ввода соответствующей информации в базу данных. После оформления документов товар отгружается со склада.

Сегодня существует масса компьютерных программ, автоматизирующих оформление документов и вообще все складские операции. Обычно эти программы являются частью комплексов по управлению предприятием. Смысл автоматизации в том, что она обеспечивает единство товаропотоков, то есть и создает сквозные логистические цепочки. Ведь для фирмы важно не просто "забить склад", а сделать это наиболее рационально: оптимизировать поступление и отгрузку товара, поддерживать достаточные складские запасы, рассчитывать финансовые возможности и факторы колебания спроса.


Список используемой литературы


Куринная Мария. Театр бизнеса начинается со склада. Журнал БОСС, №4-2000.-19с.

Гаджинский А. М. Основы логистики: Учеб. пособие - М.: ИВЦ «Маркетинг». 2003. -289с.

МОДУЛЬ «УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИКОЙ»

Модуль второго уровня «Управления логистикой» включает модули третьего уровня: «Управление сбытом продукции»; «Управление производственной логистикой»; «Управление снабжением».

Модуль третьего уровня «Управление сбытом продукции» реализует важнейшие задачи, от которых зависит полнота и эффективность производственной деятельности предприятия:

  • формирование портфеля заказов;
  • учет отгрузки и реализации продукции.

Выполнение этих задач непосредственно связано с маркетингом, т.е. с анализом информации о продуктах и услугах предприятия, состоянии их продвижения на рынках, спроса на продукцию. В соответствии с этим модуль отражает бизнес-процесс управления взаимоотношениями с клиентами, так как при этом предполагается выполнение специальных процедур согласования сроков и условий поставки продукции, осуществления ее гарантийного обслуживания в процессе эксплуатации. В связи со специфическими задачами данный модуль относится к специализированным модулям ERP-систем. Модуль позволяет осуществлять расчеты:

  • плановой и фактической величины поставки готовой продукции клиентам;
  • нормативных, плановых и фактических запасов готовой продукции на складах готовой продукции для обеспечения бесперебойной поставки продукции клиентам;
  • отклонений плановых и фактических запасов готовой продукции от нормативных по причинам и виновникам; отклонений фактической величины поставки готовой продукции клиентам от плановой величины по причинам и виновникам. Результатом расчетов является разработка календарного графика поставки продукции клиентам и его фактического выполнения.

Модуль третьего уровня «Управление производственной логистикой» предназначен для оптимизации использования сырья, материалов, комплектующих изделий, производственных площадей, оборудования, рабочих в процессе производства продукции. Управление охватывает процессы анализа конкретных причин нарушения собственно производственного процесса, которые могут относиться как к области производства, так и управления им.

Примерами анализа конкретных причин из области производства являются: отсутствие сырья, материалов, комплектующих изделий необходимого количества и качества, а также отклонение от календарно-плановых нормативов; нарушение последовательности операций.

Из области управления: получение плановых заданий, не соответствующих фактическим возможностям производства и использование неэффективных методов расчета календарно-плановых нормативов, например: внутрилинейных, внутрицеховых и межцеховых заделов (незавершенного производства), размера партии, длительности производственного цикла.

Модулем реализуется подробный (сменно-суточный, при необходимости - почасовой) календарный график передачи незавершенного производства между операциями внутри участка, участками и цехами на соответствующие склады, а также график передачи готовой продукции на склад готовой продукции. Анализируются сменносуточные, почасовые отклонения фактической величины передачи незавершенного производства и готовой продукции на склады от нормативной и плановой величин по причинам и виновникам. Осуществляется анализ фактической занятости материалов в заделах в специфицированной и укрупненной номенклатуре.

Модуль третьего уровня «Управление снабжением» может рассматриваться в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле данный модуль предназначен обеспечивать производство сырьем, материалами в специфицированной номенклатуре, комплектующими изделиями, а также оборудованием, инструментами и специалистами. В узком смысле - обеспечивать производство сырьем, материалами и комплектующими изделиями необходимого количества и качества.

Выполнение этих задач связано с изучением соответствующих сегментов рынка, управлением взаимоотношениями с поставщиками по согласованию условий закупки сырья, материалов, комплектующих, оборудования, а также управлением взаимоотношениями с биржами труда для найма работников необходимой профессии и разряда. В связи со специфическими задачами данный модуль относится к специализированным модулям ERP-chctqm и позволяет осуществлять расчеты потребности в материалах в специфицированной номенклатуре, лимита отпуска материала цехам на планово-учетную единицу, плановой величины поставки сырья, материалов в специфицированной номенклатуре, комплектующих изделий для процесса производства, а также нормативных и плановых запасов сырья, материалов в специфицированной номенклатуре, комплектующих изделий на складах. Кроме того, он дает возможность проводить учет движения материалов на складах, учет и анализ обеспеченности цехов материалами, анализировать отклонения фактических величин от плановых и нормативных по причинам и виновникам.

Результатом расчетов является разработка календарного графика поставки сырья, материалов, комплектующих изделий на предприятие и его фактического выполнения, проведение соответствующего анализа. Таким образом, каждый из модулей завершается составлением календарных графиков поставки продукции клиентам, передачи готовой продукции на склад готовой продукции, передачи незавершенного производства между операциями внутри участка, участками и цехами на соответствующие склады, поставки сырья, материалов, комплектующих изделий на предприятие.

Пример алгоритма расчета потребности в материалах представлен на рис. 6.20.

Основной задачей является полная синхронизация взаимодействия графиков, что выступает основой эффективности работы всей логистической цепочки и предприятия в целом. Синхронизация

Рис. 6.20.

программу взаимодействия графиков зависит от правильно организованных расчетов, учитывающих потребности в сырье, материалах, комплектующих, незавершенном производстве, готовой продукции и размеров их запасов для обеспечения бесперебойного выполнения различных этапов производственного процесса (рис. 6.21).

Эта сложнейшая задача в информационных системах решается с помощью соответствующего программного обеспечения. Задачи «Управление снабжением» и «Управление сбытом» решаются с помощью известных систем SRM (Supplier Relationship Management) и CRM (Customer Relationship Management). К сожалению, нельзя привести в качестве примера единый программный продукт. Однако к настоящему моменту созданы продукты, которые в наибольшей степени отвечают этой важнейшей производственной задаче. Среди этих продуктов отметим SCM- систему (Supply Chain Management) (рис. 6.22).

Данный продукт охватывает следующие специализированные модули:


Рис. 6.21.


Рис. 6.22.

  • Планирование цепочек поставок (Supply Chain Planner, SCP)
  • Планирование спроса (Demand Planner, DMP)
  • Операционное планирование (Multi-Site Planner, MSP)",
  • Оптимизация финансового результата (Yield Optimizer, YOP)
  • Расширенное планирование производства (Advanced Production Planner, A PP).

Модуль «Планирование цепочек поставок» (Supply Chain Planner, SCP) включает разработку, планирование и контроль выполнения цепочек поставок. В конечном итоге предприятие получает эффективный план выполнения цепочек поставок, синхронизирующий материальные потоки в рамках всей компании с учетом требования спроса заданных ограничений и исходных данных. Основой модуля являются математические модели, генерирующиеся автоматически на основании таких исходных данных, как:

  • мощность;
  • пропускная способность цепочки;
  • ограничения в каждой точке цепочки поставок;
  • стоимость;
  • стандартное время выполнения каждой операции;
  • планируемый спрос и т.д.

Модуль «Планирование спроса» (Demand Planner, DMP ) уточняет величину, сроки и другие условия поставки продукции клиентам. Он позволяет:

  • разработать план продаж, согласованный с торговыми партнерами, сбытовыми подразделениями предприятия и возможностями цепочек поставок (закупок, производства, дистрибуции и пр.);
  • прогнозировать и планировать продажи совместно с торговыми партнерами, клиентами, внутренними подразделениями и экспертами;
  • управлять иерархической структурой плана продаж в соответствии с уровнями принятия решений;
  • поддерживать бизнес-процессы разработки и согласования планов продаж, контроля изменений;
  • оценивать финансовую эффективность и выполнимость плана продаж, его влияния на выполнение цепочек поставок (интеграция с модулем комплексного планирования цепочек поставок - SCP);
  • контролировать версии плана продаж;
  • оценивать возможности моделирования и сравнительного анализа результатов;
  • проводить ситуационный анализ «что, если»;
  • оценивать эффективность маркетинговых кампаний, появления на рынке новых продуктов, изменения параметров цепочек поставок и пр.;
  • анализировать «план-факт».

Модули «Операционное планирование» (MSP) и «Оптимизация финансового результата» (YOP) охватывают логистическую цепочку целиком.

Модуль «Операционное планирование» (MSP) предназначен для детального планирования цепочек поставок внутри предприятия на операционном уровне, т.е. охватывает все выделенные части взаимосвязанных графиков сбыта, производственной логистики, снабжения. Основой операционного планирования является функциональность генерации сетевых графиков, отражающих взаимосвязь данных спроса (заказов на продажу, наименований) со связанными операциями и данными: заказами на перевозку, заказами на производство, заказами на закупку и закупаемыми материалами, производственными мощностями, технологическими маршрутами и т.п. Модуль «Оптимизация финансового результата» (YOP) позволяет разработать и оценить каждую операцию в логистической цепочке с точки зрения прибыли.

Модуль «Расширенное планирование производства» (.Advanced Production Planner , ЛРР) предназначен для уточнения производственных планов с точки зрения максимальной загрузки оборудования.

В настоящее время рынок информационных технологий предполагает большое количество различных по назначению автоматизированных систем в области логистики. Только систем класса WMS (Warehouse Management System - система управления складом), предназначенных для автоматизации складской деятельности, насчитывается в мире около 300, на российском рынке - более 60. В России функционируют следующие отечественные компании, занимающиеся разработкой программных продуктов для управления складской деятельностью: «Акселот», «Севко», LogistiX, InStock Technologies , «Солво», АйТиСкан и ряд других.

Фирма «Акселот» (http://www.axelot.ru/products/) разрабатывает совместно с фирмой 1С проекты автоматизации управления складом (1С-Логистика:Управление складом).

Компьютерная система SEVCO WMS фирмы Севко (http://www. sevco.ru/) реализует адресный учет в разрезе сроков годности, номеров партий и грузовой таможенной декларации (ГТД); для сбора данных используются радиотерминалы, применяется также технология штрихового кодирования, внедряется безбумажная технология.

Компания LogistiX (http://www.logx.ru/) предлагает продукт LEAD WMS Production - для производственных предприятий.

Фирма InStock Technologies (http://www.instoc.ru/) является разработчиком ряда программных продуктов IsSuite, которые позволяют решить большинство задач, стоящих перед российскими логистическими компаниями, в том числе по оптимизации работы склада и управлению цепочками поставок.

Компания СОЛВО (http://www.solvo.ru) предлагает программные продукты системы управления складскими процессами в режиме реального времени - Solvo. WMS. Программное обеспечение системы поддерживает работу с радиооборудованием, устройствами штрихового кодирования, электронными весами, принтерами и сканерами изображений.

Программы складского учета и складской логистики, входящие в КИС «ФОЛИО» Купец, предлагает фирма «Фолио» (http://www.foho. ru/redy51 /_progy/cupec.shtml).

ООО «БелАБМ.ру» подготовило программу по обработке транспортных средств (ТС) и грузов на складах временного хранения и таможенно-логистических терминалов (per. № 2012616139).

НПК «Высокие технологии и стратегические системы» разработала программу формирования различных отчетов и сводок: по выбранному объекту транспортной инфраструктуры, по количеству находящихся на автотрассах мостов, ледовых переправ, паромных переправ, стационарных постов ДПС, мест отдыха, медицинских пунктов, станций скорой помощи, пожарноспасательных частей, железнодорожных переездов, пересечений с трубопроводами, а также объектов инфраструктуры - аэродромов, вертолетных площадок; по количеству и протяженности участков ремонтных работ; по основным объектам на автотрассах на территории зоны ответственности регионального центра (федерального округа), субъекта и района; по загруженности участков автодорог по субъектам с километровой привязкой; по силам и средствам, привлекаемым к предупреждению и ликвидации происшествий, ответственных за участки автотрассы с километровой привязкой (per. №. 2012616177).

Компания «Ай Ти Скан» (http://www. itscan. ш/) разрабатывает программное обеспечение для автоматизации и интеллектуального управления складскими процессами с поддержкой современного технологического и специализированного складского оборудования. При этом предлагается интеграция систем автоматизации складской деятельности с корпоративными информационными системами.

Разрабатываются программы автоматизации процессов управления перевозками и планирования маршрутов. Программа помогает диспетчеру сформировать набор рейсов и маршрутов движения, отвечающий следующим требованиям:

  • минимальный суммарный пробег автомобилей по маршрутам;
  • максимальная загрузка каждого транспортного средства;
  • минимальное использование арендованного транспорта и т.д.

Организация перевозок и планирование маршрутов связаны с

оптимизацией маршрутов при одновременной минимизации трудозатрат. Это может быть достигнуто благодаря интеграции систем управления складским товародвижением с одним из геоинформаци- онных приложений или геоинформационной системой (ГИС). На российском рынке представлен широкий ассортимент таких систем. Программные продукты данного класса имеют разные интерфейсы, но принципы их функционирования приблизительно одинаковы.

В теории исследования операций задача, решаемая любой программой автоматизированного планирования, называется сетевой задачей нахождения оптимального маршрута. Сеть можно определить как некоторое количество точек или узлов (клиентов - потребителей материального потока), связанных ребрами или дугами (дорогами, по которым происходит перемещение транспорта). Непрерывная последовательность ребер, связывающая первый узел (пункт отправления) с последующими (пунктами назначения), формирует маршрут. Ребра имеют определенные характеристики, используемые при решении задачи выбора оптимального маршрута. К этим характеристикам относятся: базовые характеристики - расстояние, определяемое по координатам начала и конца ребра с использованием ГИС, наличие одностороннего движения, запрещающих знаков и т.д.; расчетные характеристики - стоимость, расход горюче-смазочных материалов (ГСМ) и время перемещения по ребру; параметры, регулируемые оператором программы вручную с учетом дорожных и погодных условий, - коэффициент скорости и текущий статус доступности.

Задача выбора маршрута заключается в определении такого пути, который минимизирует (или максимизирует) некий критерий оптимальности, представляющий собой сумму характеристик ребер. Это может быть длина пробега, время на маршруте, расход ГСМ. На возможные маршруты накладывается ряд ограничений, связанных с параметрами узла и используемого транспортного средства. Поступающая в ГИС информация по заказу должна содержать следующие данные: объем заказа; вес заказа; адрес доставки; оговоренное время доставки товара к клиенту; тип разгрузки товара у клиента; вид оплаты (наличные средства или безналичный расчет); продолжительность разгрузки; номер пункта доставки на маршруте (необязательный параметр). Каждая единица автотранспорта, для которой планируются маршруты, подробно описывается в специальном справочнике. Наиболее важными являются следующие параметры: грузоподъемность; объем кузова; статус автомобиля (собственный или арендованный; собственный транспорт используется в первую очередь); максимальное количество заявок, обслуживаемых за один выезд; максимально допустимый пробег за рейс и в день; максимально допустимая продолжительность рейса; тип разгрузки автомобиля (боковой или задний борт). На транспортное средство устанавливается специальный пользовательский терминал, который автоматически связывается со спутниковой системой глобального позиционирования GPS (Global Positioning System ) и определяет географические координаты местоположения объекта.

Эта информация поступает в виде SMS"-сообщения в диспетчерский пункт, где автоматически отображается на картах. Система способна передавать информацию не только о маршруте передвижения, но и снимать показания датчиков практически всех электронных систем автомобиля. Диспетчер через обычный компьютер с выходом в Интернет может в режиме реального времени отслеживать передвижение обладателя GPS-терминала. Современные GPS-терминалы способны выдавать данные о местоположении объекта с точностью до 3 м. Однако в соответствии с российским законодательством лицензионные телефоны позволяют определять координаты с точностью до 100 м.

Технически С/^-система состоит из антенны, набора датчиков и сенсоров, позволяющих передавать в диспетчерский пункт информацию о состоянии машины и груза (вес груза, попытка вскрытия, температура рефрижератора и т.д.), бортового контроллера, обрабатывающего информацию GPS и различных датчиков, а также радиостанции, с помощью которой осуществляется связь с диспетчерским пунктом.

Сравнивая плановые и реальные данные, можно фиксировать и оценивать отклонения от графика движения транспортного средства по маршруту, это реализация так называемой СМТ (системы мониторинга транспорта). На основании имеющейся информации специалист может предпринимать какие-то оперативные меры при возникновении критических ситуаций (например, перепланировать рейс или вызвать дополнительную машину в случае риска срыва доставки), т.е. осуществлять свою утвержденную систему контроля за транспортом.

Основными техническими требованиями, предъявляемыми при использовании ГИС-программ, а также систем транспортной навигации, являются: корректность клиентских адресов для правильного и быстрого присвоения им географических координат, наличие полных и корректных данных по весам и объемам доставляемого товара, а также наличие в заявках формализованных признаков, определяющих специальные условия доставки.

В качестве примера можно привести программные продукты ОАО «НПК РЕКОД». Фирма разработала базовую геоинформационную платформу РЕКОД, которая включает программы: РЕКОД-ГЕОПОРТАЛ, РЕКОД-Модель и РЕКОД-Инфраструктура, РЕКОД-Ре- гистратор. РЕКОД-ГЕОПОРТАЛ обеспечивает накопление, хранение, поиск и использование геопространственных данных, а также формирование отчетов; РЕКОД-Модель - пространственное моделирование территории, включая свободное перемещение в пространстве 3D, анимацию трехмерных моделей (движение по маршруту), просмотр как территории, так и информации об объектах в трехмерном виде, 3D-моделирование объектов, находящихся в природных и техногенно-опасных ситуациях; РЕКОД-Инфраструктура - создание, редактирование, визуализация, анализ векторной картографической информации; РЕКОД-Регистратор - передача данных и изображений с мобильного телефона и др. (http://rekod.ru/).

Компания RUSMONITORING является системным интегратором в области мониторинга транспорта с использованием навигационных систем GPS/ГЛОНАСС - программного продукта на технологической платформе 1C: Предприятие 8 (http://rusmonitoring.ru/ index-l.html).

Компания «Навигатор Плюс» разработала систему мониторинга Навигатор+, которая позволяет полностью исключить нецелевое использование транспорта, связанное с отклонением от маршрута, снизить затраты на телефонную и радиосвязь с водителями, исключить возможность преднамеренного искажения водителями информации о пробеге автомашин, существенно облегчить и повысить производительность труда диспетчера (http://www.telemonitoring.ru/).

Группа компаний ЭФФЕКТ ИНФОРМ разработала программный продукт ТРАКТ ГЛОНАСС GPS на технологической платформе 1C:Предприятие 8, который позволяет решить следующие задачи: мониторинг и оптимизация маршрутов перемещения транспорта; контроль открытия/закрытия грузовых отделений; воспроизведение маршрута транспорта за прошедшее время; расчет нормативного потребления топлива и учет фактического расхода (с использованием топливных датчиков); выбор оптимального исполнителя заявки; оформление нарядов, технологических карт, путевой документации, ведения договоров; визуальный контроль исполнения заданий в режиме онлайн на основании отчетов. ЭФФЕКТ ИНФОРМ предлагает ряд отраслевых решений: Тракт ТАКСИ GPS; ТРАКТ GPS Логистика доставки; ТРАКТ ТБО (вывоз мусора и отходов); ТРАКТ Уборка; ТРАКТ GPS Строительство; ТРАКТ Служебный транспорт и др. (http://www.gps-soft.ru/).

Фирма 1C совместно с Центром разработки 1С-Рарус разработала программный продукт для автоматизации учета грузовых перевозок крупными транспортными компаниями, крупными производственными и торговыми предприятиями, предприятиями, осуществляющими пассажирские перевозки. Продукт разработан на базе технологической платформы 1C:Предприятие 8.2 - 1C:Предприятие 8. Управление транспортным предприятием (http://www.a-megaservice. ru/index-34.htm). Подробная информация размещена по адресу: http://www. lc.ru/news/info .jsp?id= 15428.

Интересен программный продукт Smart Logistics Grid для эффективного использования ресурсов в логистических сетях, построенных по gnhf-технологии. Продукт разработан немецкой компанией PSI Logistics - Produkte und Systeme der Informationstechnologie - системы информационных технологий, ПСИ (http://www.up-pro.ru/).

  • Вопрос 8. Логистические каналы и локистические цепи. Задача выбора канала распределения.
  • 9. Предпосылки использования логистического подхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения.
  • 11. Проблемы и перспективы развития отечественной логистики
  • Вопрос 13. Основные категории логистики: логистическая функция, л операция, л цепь, л звено.
  • 14.Транспортные услуги в логистике.
  • Вопрос 15. Понятие логистической системы. Логистические системы по глубине и границам логистизации. Микро-, мета-, мезо-, макрологистические системы. Примеры л систем в торговле.
  • Вопрос 16. Понятия и виды материальных запасов. Роль материальных запасов в логистике.
  • Вопрос 17. Потоки в логистике и их классификация.
  • Вопрос 18.
  • Вопрос 20. Модели управления товарно-материальными запасами фирмы.
  • 22. Склады в логистике: понятие, классификация, основные функции. Роль складов в логистике.
  • 23. Логистика как вид предпринимательской деятельности. Концептуальная основа и философия.
  • 5.5. Эффективность применения логистики в торговле
  • 24. Принятие решения оп месту расположения склада на обслуживаемой территории.
  • 25. Основные логистические функции и их распределение между различными участниками логистического процесса на макроуровне.
  • 26. Принятие решения по количеству складов в системе распределения
  • 26. Принятие решения по количеству складов в системе распределения
  • 2. Зависимость затрат на содержание запасов от количества складов в системе распределения.
  • 3. Зависимость затрат, связанных с эксплуатацией складского хозяйства от количества складов в системе распределения.
  • 27. Посредничество в логистике.
  • 29. Организация логистики на предприятии.
  • 30. Исследование операций в складской логистике.
  • 31. Коммерческая логистика. Функции, цели и задачи логистики.
  • Вопрос 32. Информационые системы в логистике: понятия и виды, принципы построения.
  • 33. Задача «купить или сделать» («Make-or-Buy Problem»). Примеры решения задачи «купить или сделать» в коммерческой логистике.
  • Вопрос 34. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов.
  • 35. Задачи и содержание закупочной логистики, логистические принципы построения отношений с поставщиками.
  • 36. Логистическая стратегия: понятия, ключевые вопросы. Влияние внешней и внутренней среды на логистическую стратегию фирмы.
  • 38.Стратегического, тактическое и оперативное планирование в логистике:временные интервалы, цели, задачи, модели принятия решений.
  • Стратегическое логистическое планирование
  • 39. Исследование операций в закупочной логистике.
  • Вопрос 43. Толкающие системы управления мп в сферах производства и обращения.
  • 45. Тянущие системы управления мп в сферах пр-ва и обращения. Система «канбан».
  • 47. Согласование логистической и маркетинговой стратегии в управлении деятельностью предприятия.
  • Вопрос 50. Понятие базового модуля. Роль базового модуля в логистике.
  • 51. Функционально-стоимостной анализ (фса) в логистике
  • Отличие от традиционных методов
  • Преимущества и недостатки функционально-стоимостного анализа по сравнению с традиционными методами
  • Вопрос 52. Грузвая единица: понятие, роль в логистике. Основные характеристики.
  • Вопрос 50. Понятие базового модуля. Роль базового модуля в логистике.

    Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока. В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200x800 и 1200x1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары. В логистике применяется разнообразная материально-техническая база. Для того чтобы она была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базовый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600x400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т. п. Использование единого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размеры материально-технической базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя. На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары.

    51. Функционально-стоимостной анализ (фса) в логистике

    Функционально-стоимостной анализ (ФСА,A ctivityB asedC osting, АВС) – это технология, позволяющая оценить реальную стоимость продукта или услуги безотносительно к организационной структуре компании. Как прямые, так и косвенные расходы распределяются по продуктам и услугам в зависимости от объема ресурсов, требуемых на каждом из этапов производства. Действия, производимые на этих этапах, в контексте метода ФСА называются функциями (activities).

    Цель ФСА состоит в обеспечении правильного распределения средств, выделяемых на производство продукции или оказание услуг, по прямым и косвенным издержкам. Это позволяет наиболее реалистично оценивать расходы компании.

    По существу, метод ФСА работает по следующему алгоритму:

      Определяется последовательность функций, необходимых для производства товара или услуги.

      Для каждой функции определяются полные годовые затраты и количество рабочих часов.

      Для каждой функции на основе оценок из пункта 2 определяется количественная характеристика источника издержек (costdriver ).

      После того как для всех функций будут определены их источники издержек, проводится окончательный расчет затрат на производство конкретного продукта или услуги.

      диктует ли рынок уровень цен или можно установить ту цену продукции, которая даст планируемую прибыль?

      следует ли внести планируемую надбавку на расходы, рассчитанные по методу ФСА одинаково по всем операциям или некоторые функции дают больший доход, чем другие?

      как соотносится конечная продажная цена продукции с ФСА показателями?

    Таким образом, используя этот метод можно быстро оценить объем прибыли, ожидаемый от производства того или иного товара или услуги.

    Если исходная оценка издержек выполнена правильно, то доход (до выплаты налогов) будет равен разнице между продажной ценой и затратами, рассчитанными по методу ФСА. Кроме того, сразу станет ясно, производство каких продуктов или услуг окажется убыточным (их цена при реализации будет ниже расчетных затрат). На основе этих данных можно быстро принять корректирующие меры, в том числе пересмотреть цели и стратегии бизнеса на ближайшие периоды.